С началом перехода на режим самоизоляции, практически всем сотрудникам детских садов пришлось искать новые пути общения с детьми и их родителями. Пыталась найти свои пути и Людмила Викторовна Ковбель, воспитатель средней группы “Солнышко” детского сада “Семицветик” ГБОУ Школа № 2009.  В первую же неделю самоизоляции она начала переписку с семьями своих воспитанников.  Ей было интересно  все, что у них происходит. Отвечая на  вопросы любимого воспитателя, дети делились своими новостями, рассказывали, чем занимаются дома, как помогают, что им интересно. Понимая, что детям важно общение друг с другом и стремясь наладить его, Людмила Викторовна пересылала сообщения в новостной родительский чат группы.  На все это (личное общение, ведение чата) уходило много времени, но объединить детей все равно не получалось. А именно такого объединения, ставшего привычным для этой группы, и  не хватало всем – как детям, так и взрослым! 

В обычной жизни – до самоизоляции – объединяющим началом для детей “Солнышка” нередко служили сказки, которые они очень любят слушать. Но было совершенно не понятно, как поддержать детский интерес к сказкам и, главное, использовать его для общения друг с другом при  отсутствии непосредственного контакта. Тем не менее, Л.В. Ковбель нашла такое решение! Все началось с того, что  – уже на второй неделе самоизоляции  –  в групповом чате появилась фотография, к которой Людмила Викторовна привлекла всеобщее внимание: 

Такую поделку Анюта с помощью мамы сделала из половинки киндер-сюрприза и прищепок.  Она назвала ее “паучок”. 

Похвалив замечательную поделку, Людмила Викторовна спросила ребят, могут ли  и они сделать паучков – друзей Анютиного (ведь одному, без друзей, плохо!), а еще – вспомнить сказки про пауков и поиграть в эти сказки.      Вскоре в чате стали появляться фотографии детей с  поделками, которые были  сделаны  из разных материалов, различными способами –  используя  рисование, лепку, конструирование. Тут, при рассматривании этих поделок, возник неожиданный вопрос: все ли сделали именно паучков или у кого-то из детей получилось что-то другое. 

Этот вопрос – как узнать, паучок ли это – решили уточнить у педагога-эколога детского сада –  Марины Владиславовны Кизил. И хотя Марина Владиславовна в средней группе пока еще не ведет занятия по экологии, но, рассмотрев поделки детей, она увидела прекрасную возможность помочь им разобраться в особенностях строения пауков, их характерных признаках. Она, конечно, не стала прямо отвечать на возникший у детей вопрос, а  обратила их внимание на количество ног у паука. После того, как сравнили картинки с изображениями пауков и  насекомых (среди них были  хорошо знакомые детям  муха, комар, бабочка, пчела) и посчитали их ноги, выяснилось, что у  всех пауков по 8 ног (по 4 ноги с каждой стороны) а у каждого из насекомых по 6 ног (по 3 ноги с каждой стороны). И вот, когда дети посчитали ножки у сделанных ими животных,  оказалось, что одни сделали пауков, а другие – насекомых. 

Тем временем, дети – по просьбе Л.В. Ковбель – стали вспоминать сказки  про паучков.  Конечно, сразу вспомнили, “Муху-Цокотуху” (благо, сказки К. Чуковского есть почти в каждом доме!). Рассматривая иллюстрации этой сказки,  ребята с удовольствием  считали лапки у всех гостей мухи. Оказалось, что  у комара – жениха мухи  –  всего  6 лапок (по 3 с каждой стороны), а у ее  обидчика  –  злого паука  – 8 (по 4 с каждой стороны). 

Кроме “Мухи-Цокотухи” ничего не вспоминалось… Но через некоторое время мама Тимоши выложила в групповой чат  героев еще одной сказки, которых сделал Тимоша вместе со своей старшей сестрой. Среди  этих героев были паучок, жуки, гусеница, муравьи и многие другие. Причем, все они – волею Тимоши и его домашних – действовали по сюжету сказки  В. Бианки “Как муравьишка домой спешил”. 

Дети  с удовольствием узнали эту сказку! Многим захотелось перечитать ее, пересмотреть мультфильм. И снова считали лапки сказочных персонажей – определяли, кто их них – насекомое, кто – нет.  

Вскоре у Анютиного “паучка” (который, как выяснилось, оказался вовсе не паучком, а насекомым) появилось еще больше друзей. Это были пчелы и   бабочки, которых смастерили и нарисовали дети.  Некоторые ребята  решили еще и придумать истории про героев своих рисунков и поделок. Интересно, что все истории, как по волшебству, оказались про пчёл!

Итак, как мы видим, благодаря тому, что дети заинтересовались необычной поделкой Анюты, и этот детский интерес был замечен и подхвачен как Людмилой Викторовной, так и их родителями, удалось создать целую серию действительно развивающих ситуаций. В ходе этих ситуаций дети – на основе собственной продуктивной деятельности (рисования, лепки, конструирования), счета (лапок животных), сравнения и рассуждений  (конечно, не без помощи взрослых!)  – выделили характерные особенности насекомых и паукообразных, расширили свои представления о животном мире, сумели найти новую для себя  информацию в книгах и мультфильмах, вспомнили знакомые сказки, пересказали их, сочинили собственные истории. Таким образом, в процессе всей этой интересной детям деятельности успешно решались задачи познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития детей,  развития их речи.  А главное, несмотря на самоизоляцию, они общались, вместе занимались тем, что им было интересно! Возникла та самая детско-взрослая общность, которой всем не хватало. 

В начале третьей недели Людмиле Викторовне удалось   привлечь еще больше детей к сочинению сказок. Для этого она воспользовалась игрой  «Продолжи предложение». Познакомив детей и их родителей с правилами игры, она начала  –  взяв в руки фарфорового петушка,  Людмила Викторовна сказала первые фразы сказки: «Жил-был петушок. И был у него красивый голосок…”. Затем она передала эстафету следующему рассказчику. И родители стали поочередно публиковать продолжения сказки, придуманные ребятами, в руках которых иногда появлялись предметы-подсказки. Вот такая замечательная сказка получилась у ребят: 

Эта игра понравилась и родителям. Они с удовольствием приняли в ней участие и внесли свой вклад! Сказка получилась общей – и детей, и взрослых.

Вслед за этой сказкой появились “перчаточные истории”. Сначала свою показала и рассказала Людмила Викторовна: 

Вслед за Л.В. Ковбель свои истории рассказали и показали дети.   И не беда, что перчатки были детям не по размеру, или их не было вовсе! Кто-то их заменил нарисованными или даже рисунками. Главное – придумать и поделиться с друзьями своей историей. И получить от этого удовольствие! 

Остается пожелать группе “Солнышко” – Людмиле Викторовне,  ее воспитанникам, их родителям – и дальше новых идей, интересных дел, приятного общения, развития их общности! Пусть период самоизоляции быстрее закончится, а все это  будет продолжаться!   

Ждем новых находок Л.В. Ковбель, ее воспитанников и их родителей…