События нашей жизни
НАША ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ “СКАЗКИ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ”
Дорогие наши взрослые читатели!
Услышав слова “литературный салон”, многие из вас, наверное, вспоминают описание гостиной Анны Павловны Шерер из романа Л.Н. Толстого “Война и мир”, знакомое по школьной программе…
Были ли такие салоны на самом деле? Оказывается, да, были! Во времена Александра Сергеевича Пушкина – в двадцатые годы XIX века – ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ выполняли роль центров российской литературной жизни! Инициаторами их создания были, в частности такие известные русские поэты и писатели, как Василий Андреевич Жуковский, Николай Михайлович Карамзин, Петр Яковлевич Чаадаев, Александр Иванович Тургенев и др.
Хозяйками литературных салонов часто бывали женщины. В те времена многие аристократки получали отличное образование, свободно владели несколькими иностранными языками, много читали и интересовались искусством. Но при этом у женщин даже из высшего круга было мало возможностей для самореализации. Именно литературные салоны позволяли некоторым из них проявить себя. Салонов с хозяевами-мужчинами, правда, тоже хватало. Но самые блистательные были делом именно женских рук!
Друг А.С. Пушкина, Петр Андреевич Вяземский говорил, что по-настоящему руководить салоном может именно женщина. “Ум женщины, — писал он, — тем и обольщает, и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя”.
Своими литературными салонами, в первую очередь, славился, конечно, Санкт-Петербург. Хозяйками одного из них были Екатерина Андреевна Карамзина, жена великого историка, и его дочери. Этот салон просуществовал несколько десятилетий. В разное время его гостями были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Евгений Баратынский, Михаил Глинка, Федор Тютчев, Александр Тургенев, Петр Вяземский, Карл Брюллов, Владимир Одоевский. Николай Гоголь впервые читал здесь “Мертвые души”, а Михаил Лермонтов — “Демона”!
В Москве был широко известен литературный салон Зинаиды Александровны Волконской.
Его хозяйка получила прекрасное образование: знала 8 языков, пела не хуже оперной певицы, писала стихи, хорошо разбиралась в искусстве. Она стала первой женщиной, которую приняли в члены Общества любителей древностей российских при Московском университете.
Гостями ее салона были, в частности, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Евгений Боратынский, Василий Жуковский, Адам Мицкевич.
Александр Сергеевич Пушкин посвятил З.А. Волконской такое стихотворение:
Среди рассеянной Москвы, При толках виста и бостона, При бальном лепете молвы Ты любишь игры Аполлона. Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновений, |
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани.
Цыганке внемлет кочевой.
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани.
Цыганке внемлет кочевой.
Прием гостей в ЛИТЕРАТУРНОМ САЛОНЕ представлял собой целую науку! У салона обязательно были и завсегдатаи, и приглашенные звезды, которых выбирала хозяйка в соответствии с темой беседы, задуманной на этот вечер.
Перед началом вечера расставляли мебель: кресла для тех гостей, которые будут в центре внимания, легкие стулья — для тех внимательных слушателей, которые будут окружать их. Хозяйка салона старалась сделать так, чтобы для всех собеседников нашлись уютные группы, соответствующие их интересам.
Серьезные разговоры в салонах сочетались с развлечениями. Гости, например, часто сочиняли “живые шарады”, в которых подсказки давались не просто словами, а с помощью разыгрываемых сценок. Другой популярной салонной забавой были живые картины: гости переодевались в костюмы (и иногда гримировались), а затем воспроизводили в лицах сцену из истории или мифологии. Очень популярны были домашние театральные постановки.
*
Эту давно забытую традицию проведения литературных салонов решили вспомнить Татьяна Александровна Карпова и Елена Валерьевна Варданян, воспитатели второй младшей группы “Солнышко” детского сада “Семицветик”. Расскажем, как это происходило, но начнем с небольшого комментария – размышлений о мультфильмах и книгах в жизни дошкольников.
Дошкольники, как правило, очень любят книги. Но современные взрослые часто не считают нужным находить время на чтение детям, заменяя его их самостоятельными просмотрами мультфильмов. Конечно, это удобно! Ребенок занят, не мешает взрослому решать собственные проблемы… Но такой подход неизбежно приводит к тому, что интерес к чтению у детей постепенно угасает и возродить его в дальнейшем часто уже не удается никакими усилиями! Кроме того, замена книг мультфильмами плохо отражается на развитии эмоций, мышления, речи и воображения детей. В самом деле, быстрая смена событий, свойственная мультфильмам, не дает ребенку возможности проживать эмоции по-настоящему. Да и выражают их персонажи часто не адекватно. Мультфильмы – в отличие от книг – предлагают готовые образы действующих в них лиц. Они не требуют от детей работы воображения, а значит, оно и не развивается должным образом. И, наконец, если просмотр мультфильмов не сопровождается их обсуждением, осмыслением сюжета, происходящих в них событий, поступков персонажей, то это не способствует развитию детского мышления и речи. Недаром, в последние годы все большие опасения вызывает появление у подрастающего поколения так называемого клипового мышления.
При этом мы, безусловно, вовсе не против мультфильмов! Наоборот, мы часто и с удовольствием используем их в своей работе с детьми. Но при этом тщательно выбираем, что и как показывать детям, что и как обсуждать с ними, какие вопросы задать, какую деятельность – самостоятельную детскую и нашу совместную с ними – организовать. Кроме того, если в основе мультфильма лежит литературная основа, знакомим детей с ней и ее авторами, по возможности выделяем различия между ними. Итак, на наш взгляд, очень важно соблюдать баланс между просмотром мультфильмов и чтением книг и, конечно, учитывать возраст детей, их интересы.
Нам очень хотелось убедить родителей наших воспитанников в том, что чтение и обсуждение книг вместе с ребенком, рассматривание иллюстраций, игры по сюжетам литературных произведений – все это чрезвычайно важно для детского развития. Мы решили найти такие литературные произведения, которые были бы интересны и понятны нашим малышам, и, в то же время, знакомы и интересны их родителям. Ничуть не сомневаясь, мы выбрали замечательные стихи Корнея Ивановича Чуковского! Они известны всем! Их читали наши мамы и папы, дедушки и бабушки, а теперь мы читаем нашим детям. К тому же, приближалось 31 марта – день рождения Корнея Ивановича Чуковского. В этом году ему исполнилось бы 140 лет.
Мы начали с того, что рассказали нашим детям, что дедушка Корней любил собирать детей на “посиделки-праздники” на своей даче в Переделкино. Дело в том, что начиная с 1955 года, в МАЕ и в СЕНТЯБРЕ около дома Корнея Ивановича устраивали КОСТЕР.
Происходило это так: в воскресенье на дачу из окрестных домов, деревень и санаториев приходили дети, чтобы поиграть, послушать писателей, актеров, выступить самим, поговорить… За вход нужно было “платить” – принести шишки. Майский костер назывался “ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!”, а сентябрьский – “ЛЕТО, ПРОЩАЙ!”. Шишки, принесенные в качестве платы за вход, предназначались для огромного костра, который становился еще больше и ярче! В этих встречах принимали участие многие известные люди: Рина Зелёная, Сергей Образцов, Аркадий Райкин, Агния Барто и др.
В центре поляны строили что-то вроде сцены для выступлений. Корней Чуковский обычно выходил к гостям в головном уборе индейского вождя, садился со всеми прямо на траву, веселился и аплодировал вместе с детьми, читал свои стихи, сказки, путаницы, перевертыши. Читал-читал и вдруг останавливался: “Забыл!” – и вся поляна начинала ему хором подсказывать.
А однажды Агния Львовна Барто спросила: “Кто лучше всех знает стихотворение “Мойдодыр”. “Я!” – вскочил и громко закричал Корней Иванович Чуковский.
Нашим детям очень понравился рассказ об этой традиции, которая существовала на даче К.И. Чуковского в Переделкино. Конечно, мы не могли устроить костер в детском саду! Но нам хотелось на нашем литературном празднике создать такую же теплую непринужденную обстановку. И тогда мы решили устроить ЛИТЕРАТУРНУЮ ГОСТИНУЮ так, чтобы это было похоже на ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН. Но – в отличие от него – на этот раз мы хотели организовать общение наших детей не по группам, а всех вместе, поскольку дети у нас еще маленькие, да и умелых организаторов групп среди их родителей пока еще нет. Не приглашали мы на этот раз и специальных гостей, как это было принято в салонах.
Тем не менее, все получилось очень интересно! О нашей затее дети, конечно, рассказали родителям! А мы предложили им выбрать и подготовить с ребенком то стихотворение Корнея Чуковского, которое им нравится. И наша затея удалась! Родители обратились к чтению! – Вместе с детьми они стали читать и выбирать стихи.
Когда в чате родители обменялись идеями своего выбора, то оказалось, что есть несколько повторов. Тогда некоторые из них решили продолжить поиск. Таким образом они разнообразили репертуар своих детей, выбирая не столь популярные и не всем знакомые произведения – например, “Ёжики смеются”, “Свинки”, “Поросёнок”, “Скрюченный стих”.
К нашей большой радости, оказалось, что у каждого ребенка было стихотворение или отрывок из него, которым он хотел поделиться со сверстниками в группе. Многие родители и дети, к тому же, придумали костюмы и атрибуты для своего выступления.
Как и было задумано, наша ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ состоялась 31 марта.
Многие ребята пришли в костюмах и даже гримировались перед выступлением. Выступили все без исключения! Даже те, кто стеснялся, попробовали свои силы. Организовали мы видеотрансляцию и выступления Женечки, которая в этот день вынуждена была остаться дома и очень переживала, что не сможет рассказать ребятам веселый стих “Ежики смеются”
Дети слушали друг друга с огромным интересом! К сожалению, правила и ограничения на проведение массовых мероприятий в дошкольных учреждениях не позволили их родителям присутствовать лично. Но у нас все еще впереди! Нам очень понравилась идея ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ. Мы хотим продолжать и развивать эту традицию.
КОММЕНТАРИИ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА “ОРАНЖЕВЫЙ ЁЖ”.
- Мы тоже – вместе с Татьяной Александровной Карповой и Еленой Валерьевной Варданян – очень надеемся, что традиция проведения ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ продолжится и окрепнет! Хотелось бы, чтобы она начала жить и в других группах наших детских садов.
И для этого есть огромные возможности! Если вы посмотрите журнал “ПРОСТОР”, то убедитесь, что в нашей начальной школе есть юные поэты, писатели, иллюстраторы книг и есть педагоги, которые помогают им делать этот журнал. Каждый из них может стать “особым гостем” – подобно тем, которых приглашали в ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ. И, наверняка, на наших ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ без труда приживутся “живые шарады”, “живые картины”, театрализованные и многие другие игры! Играть, осваивать и придумывать новые игры у нас любят и дети, и взрослые! – Посмотрите нашу “ПОИГРАЙ-КУ”!
О том, как много тем, интересных и дошкольникам, и младшим школьникам, вы можете узнать, посмотрев материал о двенадцатом номере журнала “ПРОСТОР” в рубрике “СОБЫТИЯ НАШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЫ” в этом номере нашего журнала.
- Хотим вас порадовать: традиция проведения праздников “ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!” и “ЛЕТО, ПРОЩАЙ!” продолжается!
В 2007 году их возобновили сотрудники Дома-музея К. И. Чуковского. Они стали частью Фестиваля детской литературы имени К.И. Чуковского. На них может попасть любой желающий. В их программе игры, стихи Корнея Ивановича, выступления современных детских поэтов – таких, как Андрей Усачев, Марина Бородицкая, Анастасия Орлова, Наталия Волкова и многих других.
- Если вас заинтересовали ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ, то более подробную информацию о них вы можете найти на этих сайтах: