События нашей жизни

1 апреля – День птиц

Где бы вы ни были, вы почти всегда увидите там птиц. 

Они везде — в воздухе, на земле, на воде, в безжизненных пустынях, на бескрайних просторах океанов и даже на Северном полюсе! 

 

  • Знаете, сколько птиц сейчас живет на нашей планете? 

Около 50 миллиардов! Это значит, что на каждого человека приходится по 6 – 7 птиц! 

 Люди уже изучили 9700 видов птиц: от воробья – до орла и от колибри — до африканских страусов и пингвинов.

Представляете, как сложно было сосчитать всех этих птиц! Для этого было собрано более 100 миллионов наблюдений! Множество людей постоянно сообщали о перемещениях и количестве замеченных ими птиц. В этом участвовали люди самых разных профессий – и математики, и биологи, и зоологи, и экологи, и географы

Исследователи птиц есть и в наших детских садах! 

Вот как “следопыты” из группы “Муравьишки” детского сада “Семицветье детства” узнали, какая птица приходила в гости на их участок для прогулок в детском саду. 

 

Как узнать птицу по ее следам

У нас на площадке были гости! Мы это поняли, когда пришли на свой участок. Его слегка прикрыло белым снежным покрывалом и около дерева, где висит наша кормушка, мы увидели много следов от лапок какой-то птицы.

Следы были одинаковые. Поэтому мы догадались, что это были птицы одного вида. Но какие? Нам это предстояло узнать… 

Предположения детей разделились. Вариантов было много: синица, ворона, голубь и т.д. 

Для того, чтобы найти ответ, мы, первым делом, сфотографировали следы. Потом взяли энциклопедию о птицах и стали её рассматривать. Мы узнали много интересного о пернатых: какие гнёзда они строят, что едят, где живут, какие у них птенцы и т.д. Когда мы рассматривали птичьи следы, то среди них нашли знакомый – такой же, как на нашем участке! Знаете кто это был?  – Голубь!

 

Мы решили узнать, как живут эти птицы. Оказывается, голуби всегда находят путь домой! Поэтому раньше они переносили письма: к лапке голубя привязывали письмо адресату, который жил там же, где этот голубь. Голубя отпускали – он летел к себе домой и “доставлял“ письмо человеку. который его уже ждал. Еще мы узнали, что голубям очень нужно пить воду. Она помогает набуханию зерен, которые они едят. Голуби легко  привыкают к еде, которую им предлагает человек. Выяснили мы, что в голубином гнезде обычно бывает по два птенчика. 

Но это еще далеко не всё! На следующей нашей прогулке мы застали этих птиц возле кормушки.

Нам удалось внимательно рассмотреть их. Они нас совсем не боялись, ведь мы их подкармливали всю зиму.

Рассказала  Светлана Владимировна Кочерова, воспитатель группы ЗПР “Муравьишки” детского сада “Семицветье детства”

Вот еще один рассказ наших юных исследователей – о том, что им удалось узнать про птиц и их пение, и как они это делали

Как узнать, какая птица поет?

Мы, ребята из старшей группы “Медвежата” детского сада “Солнышко”, хотим рассказать о нашем исследовании, которое началось еще в ЯНВАРЕ.

Однажды утром по пути в детский сад  многие из нас  услышали  пение птицы. Но она была высоко на дереве, и разглядеть ее ни у кого не получилось. На утреннем круге мы стали обсуждать, кто же это может петь. Предположений было множество! Вера К. решила, что это снегирь, Платон Д. думал, что это дятел, Соня П. утверждала, что это пела синичка, некоторые дети считали, что  это мог быть голубь, воробей, ворона, или галка. Как же нам проверить, кто прав? 

Мы хотели проверить ВСЕ наши догадки! Чтобы мы их не забыли, наша воспитательница Светлана Алексеевна, предложила сделать плакат. Для этого мы разделили лист бумаги на две части. В первой части решили нарисовать птиц, которых, как мы думали, могли слышать, во второй части хотели отметить галочками, кто из этих птиц поёт. Но  мы не знали, как нарисовать птичек так, чтобы на рисунке было видно, чем они отличаются друг от друга.

Тогда мы решили найти изображения птиц и посмотреть, как они выглядят. Мы догадались,  что нам нужно посмотреть изображения только зимующих птиц. Ведь мы знали, что в ЯНВАРЕ в Москве остаются зимующие птицы, а все остальные улетают.  

 

Где же найти изображения этих птиц? Оказалось, в группе у нас много энциклопедий! Но вот про зимующих птиц нашлась только одна тоненькая книжка.

 

Тогда Светлана Алексеевна предложила посмотреть фильм про зимующих птиц.

 

После этого Вера К. и Мирослава З. принесли большие книги.

Из мультфильма и книг мы узнали, что птицы отличаются друг от друга размером и  цветом.  У снегиря красная грудка, у синички –  желтая, у воробья – черно-коричневые перышки. Еще мы узнали, что голубь намного больше, чем синичка, а ворона намного больше голубя

 

 

 

В общем, мы узнали очень много интересного о птицах. Например, снегирь – лесная птичка, но в сильные морозы прилетает ближе к людям, чтоб найти себе еду, а синички бывают разного оперения: от сине-зелёного цвета до бирюзово-голубого. Есть синички очень красивые (их называют “лазоревки”), но они живут  в лесу, и встретить в городе их невозможно. 

 

 

 

 

Теперь, узнав все это, мы смогли нарисовать птиц на плакате наших предположений.

 

Вторая часть нашего плаката пока оставалась пустой.  Для того, чтобы ее заполнить, мы опять обратились  к энциклопедиями. Из них мы узнали, что звонко может петь синичка, а снегирь во время пения “дудит”. Оказалось, что остальные нарисованные нами птицы совсем не поют: воробьи – чирикают, вороны – каркают, голуби – воркуют, дятлы стучат клювом по дереву

 

 

 

Теперь нам осталось определить: синицу мы слышали или снегиря? Полина Н. предложила на прогулке понаблюдать за поющей птичкой. Во время прогулки в детском саду мы несколько раз подходили к дереву, на котором она была, но ее не слышали. 

 

На вечернем круге общения мы решили, что, видимо,  неизвестная птичка поет только по утрам… Тогда мы попросили наших родителей выйти из дома утром пораньше, чтобы по дороге в детский сад понаблюдать за поющей птичкой. 

 

 

 

На утреннем круге мы сразу же обсудили, кто что увидел. Оказалось, никто не смог разглядеть поющую птичку на улице, ведь зимой в это время еще темно. Но Вере К. с мамой удалось записать птичью песню.

 

 Наши воспитатели показали нам презентацию, на которой можно было услышать голоса зимующих птиц.

И тогда мы догадались, что теперь  можем сравнить запись, которую сделали Вера и ее мама, с голосами птиц из презентации. 

Ура! Наконец-то мы нашли ответ на наш вопрос: 

“Кто поет по утрам на территории нашего детского сада?”

 

Оказалось, что звонкие песни по дороге в наш любимый садик поёт

БОЛЬШАЯ СИНИЦА!

После этого открытия одной из любимых книг в нашей группе стала сказка Виталия Валентиновича Бианки “Синичкин календарь” (вы, наверняка, знаете эту книгу – уже читали ее в “Оранжевом Еже”!).

 

Теперь мы с  Зинькой, главной героиней этой книги, готовы каждый день наблюдать за тем, что происходит на улице. Наши наблюдения мы заносим в  календарь – рисуем там то, что удалось увидеть и узнать. 

 

 

 

Зинька – очень милая птичка!  Нам захотелось сделать для неё друзей. И тогда мы нарисовали синичек, сделали разных птичек из цветной бумаги и разных других материалов, которые нашли в группе.

 

 

 

С готовыми поделками мы играем, строим птичьи парки, придумываем сказки и истории про наших синичек. У нас получилось много выставок наших работ: “Снегири на ветке”, “Птицы на кормушках”, “В гостях у зимующих птиц”, “Синичкин домик”.                                                                

Рассказали воспитанники  

 

старшей группы “Медвежата” детского сада “Солнышко”

  • Ребята, наверняка, вам тоже захочется нарисовать птиц! При этом вы можете еще и воспользоваться шаблонами, которые мы для вас приготовили в нашем журнале – смотрите Шаблоны птиц 

 

Их можно раскрасить, использовать для аппликации или для поделок, а потом вырезать и играть в разные игры, которые вы придумаете. 

 

 

 

 

Если вы хотите больше узнать о птицах – посмотреть на них и послушать, как они поют, тогда добро пожаловать сюда:

  • Может быть, вы уже знаете, что поют не только птицы?

Кто и как еще  умеет это делать, можно узнать в Почитай-ке, которая на этот раз “пришла  в гости” в эту рубрику и принесла с собой сказку Виталия Валентиновича Бианки “Кто чем поет?”. Послушайте не только саму сказку, но и звуки природы, и голоса тех животных, о которых в ней рассказывается. И, конечно, внимательно рассмотрите замечательные фотографии к этой сказке! 

  • Если вы сами хотите стать как будто птицами, добро пожаловать в “Поиграй-ку”! Там вас ждут “птичьи игры” и не только… А еще можно поиграть в сорок четыре веселых чижа! Помните стихотворение Самуила Маршака и Даниила Хармса “ВЕСЕЛЫЕ ЧИЖИ”? Если забыли или еще не знаете, посмотрите “Оранжевый Ёж” № 3, рубрику Музей журналов “ЁЖ” и “ЧИЖ”!