Узнайки и Умейки исследуют и 

проектируют мир

Есть ли дом у Снеговика?

Все началось на выставке “Чародейка Зима” у малышей в группе “Васильки” нашего детского сада (воспитатели – Оксана Николаевна Иванова и Наталия Юрьевна Дмитриева). Эту выставку подготовили родители и воспитатели вместе с детьми, а нас пригласили посмотреть на их поделки, среди которых было много разных снеговиков. Именно там у нас возник вопрос: “Есть ли у снеговика дом?”.

 

Вернувшись в свою группу, мы – ребята из группы “Одуванчики” и я, Елена Владимировна – стали обсуждать, что интересного было на выставке. И тут я напомнила о вопросе про дома снеговиков. Не задумавшись, дети ответили, что дома у снеговиков, конечно, есть. Тогда я спросила: “Какие дома у них бывают? Как они выглядят?” Ребята стали высказывать свои предположения, и я попросила их нарисовать, какими они представляют дома снеговиков. 

 Закончив рисовать, мы стали рассматривать рисунки и выяснили, что оказывается, дома у снеговиков могут быть разными! А еще мы подумали, что наши рисунки могут быть интересны еще кому-нибудь, но пока не знали, кому и как их показать. Мира предложила собрать дома снеговиков в книгу и подарить её ребятам из младшей группы “Васильки”.

Ребята поддержали эту идею и придумали название  книги – “Дома снеговиков”. Но Артем сказал: “В книжках не только картинки, но и истории есть!”. И ребята решили придумать историю к своим картинкам. Но сочинять ее было сложно, потому что рисунков было очень много, а сюжета, как такового не было. Тогда я предложила вспомнить сказки, в которых рассказывалось о сказочных домах. Ребята вспомнили “Три поросенка”, “Заюшкина избушка”, “Школа снеговиков”, “Теремок”, “Кошкин дом”. После этого мы стали рассуждать:  из каких материалов снеговики могли строить себе дома, какой дом – самый крепкий и надежный. И тут возникла идея придумать сказку по аналогии со сказкой “Три поросенка”, только героями в ней  будут снеговики.

 

Сказка наша закончилась тем, что никакой дом снеговикам не подходил, потому что один был с печкой, другой без дверей и окон, третий слишком маленький.., В общем, у каждого дома были свои недостатки! Тогда Филипп сказал, что он нарисует огромный дом для Снеговиков, потому что они все братья и хотят жить вместе на Северном полюсе. Там всегда холодно и они не растают! К Филиппу стали подключаться другие ребята, дополняя рисунок разными деталями. 

В результате оказалось, что книгу сделать было не так уж сложно! Помогли нам в этом наши фантазии, совместные рисунки и обсуждения, а еще сказки, которые мы вспомнили.

 

Посмотрите и послушайте, что у нас получилось:

   Вам понравилась  наша сказка про дома Снеговиков? Может быть, среди вас есть такие изобретатели, которые придумают, как построить дома, подходящие для Снеговиков,  не на далеком Северном полюсе, а рядом с нами?

Когда книга была готова, мы решили подарить ее ребятам группы “Васильки”. Ведь с выставки их работ все началось!

 Но уже сделав книжку, мы с ребятами, все же, не были до конца уверены в том, что Снеговики живут на Северном полюсе. Нам захотелось это проверить.

Вначале мы решили выяснить, кто такой Снеговик.  Ребята начали выдвигать свои версии: Снеговик – это снежный человек, сказочный персонаж, а еще зимой снеговиков лепят дети. Мы решили, что можем узнать про дома Снеговиков в мультфильмах.

После того, как мы посмотрели мультфильмы “Снеговик – почтовик”, “Холодное сердце”, “Про Снеговика и Деда Мороза”, “Когда зажигаются ёлки”, “Школа снеговиков”, “Снеговик”, ребята пришли к выводу, что у Снеговиков нет домов! Ведь в мультфильмах они появлялись по волшебству какого-нибудь героя – например, Деда Мороза или Эльзы. И дома им были не нужны! А настоящих снеговиков лепят из снега зимой на улице. Там они и живут! 

   Ребята, как вы думаете, есть у Снеговиков дома, или они обходятся без них? Может быть, они, все же, живут на Северном полюсе?

  Рассказали Елена Владимировна Настюшина и Мария Александровна Ершова, 

воспитатели старшей группы “Одуванчики“ детского сада “Цветочная поляна” 

 

Откуда у нас в группе появилась радуга?

Ребята из подготовительной группы “Ромашки” детского сада “Солнышко”, придя утром в детский сад, как обычно, пошли мыть руки. И вдруг увидели на стене радугу!

Они очень удивились! Откуда взялась эта радуга? 

 

Мы стали обсуждать их находку.  У детей появились такие предположения: “Солнце отражается от зеркала и появляется радуга”, “Она заглянула к нам в гости”. А Соня М. сказала, что “радуга появляется из дождя и солнца”. Тогда я спросила: “Разве у нас в группе идет дождь?”. Тут мои воспитанники задумались! Ведь они все знали, как появляется радуга. Очень захотелось узнать, как же она могла появиться в нашей группе!

 

Мы посмотрели и обсудили с детьми мультфильм “Что такое радуга”

Из него мы узнали, как получается, что солнце светит белым цветом, а радуга разноцветная. Оказывается, белый цвет– это смесь нескольких разных цветов. Если луч белого цвета пропустить через стеклянную призму, то на выходе из нее получатся все цвета радуги

Ребята заметили, что край зеркала в нашей туалетной комнате похож на сторону призмы

Когда луч солнца попадает на край зеркала, то этот луч преломляется, как показано в мультфильме.  К тому же,  этот луч отражается от края зеркала на стене. Вот так и появилась в нашей группе радуга!

 

   Знаете ли вы, что все цвета радуги располагаются в определенном порядке?

Нашим ребятам этот порядок помогла запомнить фраза “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В этой фразе первая буква каждого слова такая же, как и первая буква каждого цвета радуги.

С помощью опыта “Радуга наоборот” ребята убедились, что белый цвет действительно состоит из разных цветов. Этот опыт они увидели в мультфильме и решили повторить в группе. Для него нам понадобились цветные карандаши и круги, вырезанные из картона, которые нужно было разделить на семь частей и раскрасить по цветам радуги.

Для того, чтобы круги получились ровные, дети находили в группе предметы круглой формы и обводили их.

После того, как круг был вырезан и раскрашен, его советовали проткнуть карандашом и закрепить карандаш пластилином. Но дети вспомнили, что у нас есть бамбуковые шпажки, которые остались после рисования в технике “граттаж”. Попробовали использовать их вместо карандаша.

Все получилось! Когда ребята раскручивали круг, он начинал так быстро крутиться, что казался белым. Тогда они поняли, почему опыт называется “Радуга наоборот”.

 

Кирилл рассказал нам, что дома с папой они тоже проводили опыт и у них на листке бумаги появилась радуга. Ребятам захотелось провести такой опыт в группе. Для него нужна тарелка с водой, зеркало и белый лист картона. В тарелку с водой мы поместили зеркало под наклоном, а тарелку поставили на стол так, чтобы луч солнца попадал на часть зеркала, погруженную в воду Чтобы “поймать” радугу, мы поставили перед зеркалом белый лист кротона.

Ура! На листе картона дети увидели настоящую радугу!

 Я рассказала ребятам, что радугу можно получить еще одним способом – с помощью CD диска. Для этого нужно диском “поймать” солнечный луч и направить его на стену.  Ребята решили проверить, возможно ли это. И все получилось!

! Оказывается, радуга может быть не только на небе, но ее можно сделать самим, да еще разными способами! – Вот какие открытия удалось сделать нашим ребятам.

Рассказала Светлана Александровна Скудова,

воспитатель подготовительной к школе группы “Ромашки” детского сада “Солнышко”

Для взрослых

Эти видео материалы могут помочь вам обсуждать, исследовать и создавать  радугу с детьми: 

  • – Радуга. Изучаем. Исследуем. Создаём.
  • – Что такое радуга. Почемучка 7 класс
  • – Окружающий мир 1 Почему радуга разноцветная

 

 

Как мы экспериментировали… с молоком

Вы когда-нибудь рисовали не на бумаге, а на молоке?  Наверное, вам это и в голову не приходило! Многих, скорее всего, удивит такой вопрос. Они скажут, что молоко вовсе не для рисования, а для того, чтобы его пить, варить кашу, делать кефир, простоквашу, творог и т.д. И, конечно, будут правы! Но мы с малышами группы “Незабудки” детского сада “Цветочная поляна”, все же, однажды решили попробовать… 

А началось все с того, что однажды во время прогулки мы с детьми увидели на растаявшем снегу краски. На мой вопрос “Как вы думаете, откуда взялись краски на снегу?” дети ответили: “Это наш снеговик!”.  

“Верно! – сказала я. – Это наш снеговик, которого мы раскрасили, когда было холодно. А какого цвета бывает неокрашенный снег?”. Дети быстро ответили: ”Белого!”

“А что ещё бывает белого цвета?” – продолжила я задавать вопросы. “Молоко!” – закричали ребята хором. 

Тогда нам стало интересно: если покрасить белый снег, то на растаявшем снегу видны краски, а что будет, если покрасить белое молоко? И мы начали экспериментировать!

 

В первый раз мы с детьми налили молоко в маленькую тарелку так, чтобы прикрыть дно тарелки, и стали добавлять в молоко краску с помощью ватных палочек. После того, как убедились, что краску на молоке хорошо видно, дети сами попробовали создавать узоры на большом подносе с молоком

 

Они выбирали, что для этого использовать: краски, ватные палочки, пипетки, шприцы, а также губки и бутылку с дозатором. Всем было очень интересно наблюдать, как на молоке появляются цветные узоры!

Потом мы попробовали смочить ватные палочки в жидком мыле и окунуть в молоко. Оказалось, что если подержать их там несколько секунд, то получаются очень интересные узоры. Когда мы подули на молоко, то заметили, как эти цветные узоры двигаются и плавают.

 

Но самое интересное было впереди! Когда мы вылили молоко, то обнаружили осадок краски, оставшийся на подносе. На мой вопрос “На что это похоже?” дети ответили: “На радугу!”.

 

Вот какое открытие сделали наши малыши! Они узнали, как можно сделать радугу из молока и красок! А я увидела, какие у нас самостоятельные и смелые дети, способные делать открытия!

 

 

Мне стало интересно, что они заметят, если дать им какао-порошок и молоко. Ребята увидели, что порошок не тонет, и предложили его помешать. Процесс был долгий и трудный, но все с удовольствием в него включились.

Затем я предложила взять соломинки. Ребята ими мешали, затем начали дуть. А потом некоторые спросили, можно ли попить.

Восторга было много! Так дети узнали, как сделать вкусный напиток!

Мы с нетерпением ждем ЛЕТО, когда у детей будет возможность свободно экспериментировать с водой, песком, камнями, ветками – со всем тем, что они найдут на участке детского сада и что захотят обследовать и использовать! 

Рассказала   Анушик Максимовна Григорян,

воспитатель первой младшей группы “Незабудки” детского сада “Цветочная поляна” 

Наши малыши и стрелочки

Впервые идея познакомить наших малышей со стрелочкой возникла у Надежды Ивановны Калдани и Марии Сергеевны Яковенко, воспитателей первой младшей группы “Непоседы” детского сада “Сказка”. Это было во время чтения книги Анастасии Орловой “Грузовик и прицеп”. Книга очень заинтересовала детей! Они охотно разыгрывали сценки из ее сюжета (об этом мы рассказали в рубрике “Оранжевый ЁЖ предложил, а дальше было так…”).

Надежда Ивановна решила ввести в эти игровые ситуации стрелочки. Оказалось, дети уже немало о них знали! Многие не только узнавали стрелочки (знали, как они выглядят), но и могли рассказать, где можно найти стрелочки, для чего они нужны. 

Для первой игровой ситуации под названием “Машины едут в гараж” на полу вокруг столов были приклеены стрелочки красного цвета. Задача детей состояла в том, чтобы по этим стрелочкам машина доехала до гаража.

Потом стрелочки меняли направление, но почти все дети действовали безошибочно!

В следующей игре малыши учились сами быть грузовиками и прицепами. У каждого ребенка – “грузовика” был красивый цветной руль (сделанный из картона), а ребенок – “прицеп” должен был держаться за свой “грузовик”. Да еще всем вместе надо было внимательно смотреть, куда ведут стрелочки, двигаясь только по ним. Сначала это было совсем не легко! 

Игра “Грузовик и прицеп” детям так понравилась, что они, меняясь ролями, играли в нее много дней подряд. Интерес их при этом только возрастал!

Когда Надежда Ивановна и Мария Сергеевна рассказали об этих играх другим воспитателям малышей, некоторые из них тоже решили попробовать познакомить своих детей со стрелочками. Вот их рассказы о том, что и как получилось.

 

Наша помощница стрелочка

 

Первый раз мы показали нашим детям стрелочку, когда вспоминали праздничную ЯРМАРКУ, которую отмечали 8 МАРТА. Для того чтобы детям было легче вспомнить, что было, мы, воспитатели, заранее подготовили вот такую  схему.

В ходе разговора картинки на этой схеме и наши вопросы “А что было потом?” (к этому “потом” вела стрелочка) помогали детям вспоминать последовательность событий праздника 

Схему мы разместили в информационном родительском чате WhatsApp. При этом добавили рекомендации, как ее использовать в качестве “подсказки” для того, чтобы ребенок мог дома рассказать родителям о прошедшем празднике.

 

Настоящий интерес к стрелке у детей возник, когда мы вырезали ее из картона. Дети сразу узнали стрелочку – на вопрос “Что это?” они ответили верно. Поворачивая стрелку в разные стороны, мы предлагали детям отвечать на вопросы “Куда показывает стрелочка?”. Оказалось, наши малыши неплохо ориентируются в пространстве!

Эту же стрелку мы использовали на занятиях наших детей с музыкальным руководителем Анастасией Андреевной Балалаешниковой. Во время музыкальной игры “Мы орешки в руки взяли” ребятам надо было стучать орешками. Мы предложили стрелочкой показывать детям направление, где это делать: вверху (подняв ручки вверх), внизу (опустив их вниз), слева или справа. Малыши быстро поняли и приняли эти правила и стали действовать более уверенно.

 

Используем мы стрелки и во время прогулки – например, в схеме для игры Прыгай по стрелке (нарисовали ее мелом на асфальте). Ребята стали прыгать, ориентируясь на стрелочки, самостоятельно, даже не дожидаясь наших объяснений.

 

 

Стрелочки помогают нашим детям и отыскивать сюрпризы! Именно так мы организовали начало знакомства детей с новыми игрушками, которые у нас появились. Это знакомство проходило в два этапа: сначала с игрушками, изображающими виды транспорта, потом – с настольными играми и пособиями. 

К коробке с игрушечными видами транспорта вели красные стрелочки, а саму нужную коробку обозначал красный круг. Все это мы обозначили на схеме, с которой вначале познакомили детей. На этой схеме, к тому же, дети встретились еще и с вопросительным знаком, и с необходимостью ориентироваться в том, что под коробкой и на коробке.

Найти сюрприз для наших детей не составило труда!

Дорогу ко второй коробке надо было пройти по синим стрелочкам. 

 

С этим наши ребята тоже отлично справились!

Таким образом, в этих игровых ситуациях “Ищем сюрприз по стрелочке” стрелочки помогли нам познакомить детей с символами и схемами, создать условия для того, чтобы они учились понимать смысл этих символов, ориентироваться в пространстве, различать цвета. Но, кроме этого, деятельность, связанная со стрелочками, еще и усилила интерес детей к новым игрушкам, играм и пособиям, с которыми мы хотели их познакомить. Такое введение, заинтересовавшее наших малышей, послужило началом для последующих циклов образовательных ситуаций, направленных на расширение представлений детей о видах транспорта, о фруктах и овощах, о животных и о многом другом.

Мы планируем и дальше продолжать работу со стрелками, используя их для развития детей в ходе разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Рассказали Ольга Борисовна Воеводина и Фатима Татаевна Хадизова,

воспитатели первой младшей группы “Львята“ детского сада “Семицветье детства”

 

Стрелочки – это интересно!

Для чего и как я познакомила своих малышей со стрелочками

 

На семинаре воспитателей первых младших групп Надежда Ивановна Калдани поделилась своим опытом по знакомству детей со стрелочками. Когда я увидела, как ее малыши, играя в игру “Грузовик и прицеп”, дружно передвигаются по группе в указанных стрелочками направлениях, меня это восхитило и удивило! Стало интересно, справятся ли мои ребята с такой задачей?

 

Я тоже проложила стрелочками маршрут по группе для машинок. И ребята с азартом стали по ним катать свои автомобили, везти их в гараж

Таким образом, стрелочка стала первым символом, с которым познакомились мои малыши. Я решила не останавливаться на этом и нашла еще и другие варианты использования стрелочки в развивающих играх и занятиях детей. Хочу рассказать о некоторых из них. 

Наши игры со стрелочками.

Я подготовила для каждого из детей прозрачные пакеты, внутрь которых вложила по две стрелочки разного цвета, направленные в разные стороны. Раздав детям стрелочки, предложила каждому составить такие же картинки на столе самостоятельно и стала наблюдать.

Малыши стали подбирать стрелки нужного цвета (а про цвет я им даже не говорила) и накладывать их на картинку, сопоставляя направление стрелок. В процессе раскладывания стрелочек с удовольствием отвечали на мои вопросы: “Какого цвета у тебя стрелочки? Куда они смотрят – вверх, вниз, в сторону?”, выполняли простые задания: “Покажи одинаковые стрелочки”, “Сделай так, чтобы твои стрелочки смотрели в одну сторону”.

 

Некоторые дети придумывали другие способы использования стрелочек в своих играх, вводили собственные правила. Например, Савелий решил использовать стрелки для обозначения дороги для машины – чтобы показывать, куда ей двигаться

 

 

Эти дороги у него получались самой разной формы

После этого Савелий конструировал дороги для машин и играл с ними. Его примеру стали следовать и другие ребята. Стрелки у нас лежат в свободном доступе, и дети сами их берут и играют самостоятельно. 

Что же еще придумают мои малыши – какие игры со стрелочками?

Экспериментирование с водой и… стрелочки 

Одно из любимых занятий моих детей – игры с водой. В своей практике я стараюсь найти, разработать и придумать как можно больше вариантов таких игр и занятий. Моя задача – дать детям возможность фантазировать, играя, реализовать свои желания и потребности. 

Игры с водой я провожу как в режимные моменты, так и в специально организованной образовательной деятельности. В процессе таких игр – с водой, различными игрушками и с натуральными предметами – у детей развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, зрительная и двигательная координация, снимается психическое напряжение и агрессия, формируются представления об окружающем мире, расширяется и обогащается словарный запас. 

У нас в группе есть небольшой бассейн для игр с водой, который я ставлю на детский столик так, чтобы к нему был свободный доступ с любой стороны. Перед началом игры мы вместе с детьми вспоминаем ПРАВИЛА:

  •  Играем рядом, не мешая друг другу.

  •  Не отбираем игрушки у других детей.

  •  Не льем воду на пол.

 

Хочу рассказать об одной из образовательных ситуаций, в ходе которой я предоставила детям полную свободу экспериментирования с водой, предложив им использовать при этом самые разные материалы – баночки, губки пипетки, бумажные кораблики, сачки, шприцы, камешки, ракушки, пластиковые игрушки.

Дети действовали, а я наблюдала! Одни дети переносили воду из одной емкости в другую с помощью губки (губки нам были уже знакомы – мы ими рисовали, мыли посуду, использовали при купании кукол), другие ребята – брали разные емкости и переливали воду из одной в другую. А Елисей взял спринцовку, снял наконечник и стал наливать в маленькое отверстие воду стаканчиком. Кто бы мог подумать?

Играли дети и с бумажными корабликами.  Наблюдая за тем, что происходит с бумагой в ходе игры, обнаружили, что бумага от воды портится. 

Малыши с удовольствием  рассматривали камни и ракушки, опускали их в баночки с водой и наблюдали. Искали ответы на мои вопросы: Что произошло? Камень утонул? Ракушки утонули?” В результате пришли к выводу, что камешки не плавают, они тонут, а кораблик, не тонет, а плавает.

Таким образом, во время экспериментирования мы исследовали плавучесть предметов. Выяснили, какие предметы тонут, какие плавают на поверхности воды. 

Зафиксировать это нам помогли стрелки. У нас в группе есть карточки с изображениями разных предметов. На тот предмет, который тонет, дети ставили стрелку острием вниз, а на тот, который не тонет, – вверх.

Рассказала Ирина Борисовна Камузора,

 воспитатель первой младшей группы “Ромашки“ детского сада “Цветочная поляна”.