События нашей жизни-2
Иногда образовательные ситуации возникают спонтанно. Это происходит в таких группах, где воспитатель слышит голоса детей, поддерживает их интерес и познавательную активность.
В этом году, например, такая спонтанная ситуация возникла в летней группе “Бельчата и Бобрята” ДК 12 «Семицветье детства»
(воспитатели – Скаковец Галина Николаевна и Исмаилова Наила Мустафаевна).
И не просто возникла, а привела к целой цепочке образовательных событий…
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
На утренней прогулке Галина Николаевна Скаковец заметила, что ребята под деревом пытаются что-то откопать, вытащить из песка.
Заметив это, она спросила:
– Как вы думаете, что это?
– Это труба!
– Бревно!
– Дорога.
– Может, это пенёк…
– Это дерево,- сказала Аня.
– А как проверить? Как ты поняла, что это дерево?
Разбросав песок в сторону от корней совком, Аня показала на то место,где они соединялись со стволом.
– Это корни. От дерева,- уверенно подытожила Аня.
– Да, ребята, Аня права – это корни. Эта та часть дерева, которая живет под землей.
– Дерево имеет свое строение. Какие части есть еще у дерева?
Легко было найти все части, стоя рядом с настоящим, живым деревом. Его можно было потрогать, рассмотреть со всех сторон, погладить и даже понюхать. Чем больше сенсорных анализаторов участвуют в процессе восприятия, тем целостнее создается образ исследуемого предмета или объекта. Никакое изображение, даже очень качественное, не сможет заменить детям, особенно младшим дошкольникам, оригинала.
Быстро были определены такие части дерева, как ветки и листья. Ствол вначале был обозначен, как столб, но в процессе обсуждения найдено правильное слово – ствол.
Кроме этого, есть в строении дерева такое понятие, как “крона”. Это верхняя разветвленная часть дерева, в которую входят ветки и листья.
Вот так, легко и непринужденно, спонтанно возникшая на прогулке ситуация послужила началом цепочки образовательных ситуаций. Она возникла из детского вопроса, была замечена Галиной Николаевной и вызвала интерес у большинства детей.
Как развивались события дальше, мне рассказали воспитатели – Галина Николаевна и Наила Мустафаевна:
***
В группе дети смогли закрепить все полученные на прогулке представления, работая с раскраской “Строение дерева”, которая волшебным образом оказалась в Центре Активности “ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО”. А ребята еще заметили, что иногда в дереве есть отверстие. Оно называется “ДУПЛО”.
(Тут можно было бы поговорить о том, как появляется дупло у дерева и кто в нем живет, но к этому можно вернуться в любой другой день. )
Галина Николаевна решила обратить внимание своих воспитанников на то, зачем дереву нужны его части.
– Каждая часть дерева выполняет свою работу. Давайте подумаем – какую?
Вика сказала, что кора дереву нужна, чтобы его защищать и чтобы деревья были разные.
– А зачем нужны дереву корни, ветки, листья?
Даша сказала, что благодаря корням, дерево пьет водичку…
Для чего нужны ветки и листья дети сказать не смогли, поэтому Галина Николаевна прочла им рассказ А.Лопатиной “ЖИЗНЬ ДЕРЕВА”.
Пошли дети в лес на прогулку с учителем.
— Деревья живые, как мы, люди, — рассказывал учитель. — Они дышат, спят, работают, питаются. Деревья могут чувствовать и даже по-своему говорить.
Три мальчика потихоньку сбежали от всех.
— Не верю, что деревья могут чувствовать, — сказал один и отломил ветку березы.
— Пусть дерево мне что-нибудь скажет, — засмеялся другой и вырезал ножиком на коре березы свое имя.
Ребята выскочили на поляну и увидели огромный дуб.
— Эй, дуб-дубина, скажи свое имя! — закричали мальчики. Вдруг они почувствовали, как что-то приподняло их.
— Ой, кто это? — испугались ребята.
— Я хранитель леса, — зашумел дуб. — Скажите мне, деревья: березы и осины, ели и сосны, липы и клены, кто этих озорников уму-разуму научит? Или мне в кусты их обратить?
— Я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — задрожала осинка.
— Мне озорники не нужны, — ответила величавая ель.
— У меня забот слишком много, надо ягоды вырастить, лесных жителей зимой кормить, — объяснила рябинка.
— Давай их мне, дуб. Они меня поломали и порезали, но я научу их уму-разуму, — прошептала березка.
— Чистое у тебя сердце, береза, — зашелестел дуб, и ребята почувствовали, что летят по воздуху прямо к березе.
Очнулись все трое в разных местах. Один попал в корни березы; другой — в ствол; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала:
— Быстрее за работу. У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую нужно сосать из земли; во- вторых, прикреплять меня к матери-земле.
— У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик.
— Ты должен сделать это, — нахмурилась береза. Или порыв ветра опрокинет меня, и мы погибнем.
— У тебя, ствол, тоже две службы: нести на себе ветви с листьями и проводить к ним пищу, которую берут из земли корни, — сказала березка второму мальчику.
— У меня болит плечо, от которого оторвали ветку, и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик.
— Быстрее залечивай рану в коре, чтобы не попали грибки, или будешь гнить. Кора — твоя защита от холода и болезней, — объяснила березка и обратилась к листьям:
— Вы, листья, — лучшее мое украшение. Вы добываете пищу из воздуха. Из нее и соков, идущих от корней, нужно выработать разные вещества, из которых я построю новый слой древесины и новые почки для будущего года. Спешите работать, скоро придет осень, и вы высохнете.
— Я не хочу высыхать, — испугался третий мальчик.
— Нечего бояться: все лиственные деревья, даже сам великан дуб, теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка.
— Мальчики, вот вы где! — услышали ребята голос учителя и поняли, что уснули на поляне возле дуба.
— Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.
— Трудная у тебя жизнь, — добавил второй, а третий ласково погладил березку по белой коре.
Вопросы для обсуждения:
• Для чего служат дереву корни, ствол, ветви и листья?
• Какая часть дерева выполняет самую тяжелую работу?
• Чему научила мальчиков эта история?
После обсуждения рассказа у детей сформировались более полные представления о жизни дерева, о предназначении его частей и понимание того, что дерево – это живая природа: оно дышит, растет, питается, размножается. А еще ребята смогли поработать с таким источником информации, как литературное произведение, и выделить оттуда необходимую информацию.
***
А дальше Галина Николаевна решила сравнить строение дерева и строение человека. Вот что из этого получилось.
Туловище- ствол, руки- ветки, пальцы рук- листочки.
Даша вспомнила про кору на дереве и сказала, что кора на стволе похожа на кожу человека.
Корнями могут стать пальчики на ногах, если представить, что они вдруг выросли вниз и зацепились за землю.
Дети поняли:
Корни нужны дереву для того, чтобы добывать питание и воду из земли и удерживать дерево.
Дерево живое – оно дышит. Корни тоже участвуют в процессе дыхания, впитывая воздух, который проникает в землю.
Если земля у основания дерева очень плотная, утоптанная, то корням сложно добывать питание, им тяжело дышать. И тогда корни начинают подниматься на поверхность. Это не очень хорошо для дерева.
По веточкам вода из корней поднимается к каждому листочку.
Листья нужны, чтобы впитывать солнечные лучи- без них дерево погибнет.
Кора защищает дерево от вредителей и болезней.
“Я заметила,- продолжила Галина Николаевна, – что Вика начала засыпать корни песком, который был рядом”. Я спросила ее: «Зачем ты это делаешь?». На что она ответила: «Чтобы дерево не заболело».
***
Уже в группе Наила Мустафаевна поиграла с ребятами в подвижную игру:
«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише, а деревья выше, выше».
***
Во время вечерней прогулки интерес детей не иссяк, они стали рисовать деревья на асфальте. Если листочки не получается нарисовать, то можно обвести настоящий листик с дерева мелом.
Сделав деревья, Галина Николаевна спросила у ребят: «А что у нашего дерева не хватает?».
Для того, чтобы ребята наглядно поняли, о чем мы спрашиваем, мы поднесли сделанное нами объёмное дерево к дереву, растущему на нашей площадке. Многие ребята сказали, что не хватает корней.
Тогда Наила Мустафаевна спросила у ребят: «А как же нам сделать корни у дерева? Из чего?».
***
Когда родители приходили за детьми, каждый пытался показать свою поделку, рассказать, что нового они узнали о строении дерева.
Воспитатели групп “Бельчата” и “Бобрята”, Скаковец Галина Николаевна, Исмаилова Наила Мустафаевна, дк 12 “Семицветье детства”
***
ЗНАКОМЯСЬ С ДЕРЕВЬЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА МОЖНО ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗНЫХ ТЕМ:
* Чтобы перейти к теме – “Какие виды растений существуют в природе?”, можно посмотреть с детьми видео
* Если вы хотите рассказать ребятам о пользе растений, то посмотрите с ними видео
* Чтобы перейти к теме “Живая и неживая природа” , спросите их :
Как вы думаете, дерево живое или неживое? Почему?
*Если хотите поговорить об обитателях дупла, спросите у ребят, показав на изображение дупла:
Кто живет в дупле?
Перечисляя возможных обитателей, вам удастся поговорить о животных, обитающих в лесу; объединить животных в группы по разным признакам; разобраться в том, как они зимуют; выделить признаки птиц, млекопитающих и насекомых…
А жить в дупле могут самые разные обитатели. Об этом можно узнать, прочтя произведение Николая Сладкова “Кто в моем доме живет?”
А можно посмотреть видео –
Яркое лето «семицветиков»
Мы, дети старшей группы «Семицветик», расскажем о подготовке к досугу «Лето, ты какого цвета?», прошедшем в нашем садике «Жар-Птица» в начале сентября.
Началось все с круга общения и с вопроса:
– Как вы провели лето?
Его задали наши воспитатели Лидия Юрьевна и Татьяна Николаевна. Ответить было легко, ведь мы успели побывать в разных регионах нашей большой и красивой страны! А сколько впечатлений получили!
Что мы узнали о летнем отдыхе друг друга?
Например, Маша отдыхала на реке Сура, гостила у бабушки в деревне. Она купалась, ухаживала за цветами, собирала ягоды и гуляла в лесу.
Юра летал на самолете на морское побережье Краснодарского края, он рассказал о теплом ласковом море и желтом песке, о водных горках и катании на кораблике, он даже побывал на настоящей авиабазе.
Катя провела лето в Москве, но совсем не скучала! Она с сестренками посетила много небезынтересных мест (зоопарк, парк развлечений и кафе).
А Рома несколько недель ходил в дежурную группу садика «Сказка» и очень-очень этому рад, потому что узнал много нового и интересного о бобрах (над этим проектом трудились наши ребята в августе). К тому же у него появились новые друзья.
Каждый из нас принес из дома сувениры и фотографии. Эти предметы напомнили нам о лете, о наших впечатлениях и помогли сделать наши рассказы более интересными.
А ПОТОМ ВОСПИТАТЕЛИ ВСЕГО НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА ДОГОВОРИЛИСЬ И ПРЕДЛОЖИЛИ НАМ СДЕЛАТЬ БОЛЬШОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ СОБЫТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ЛЕТУ!!!
Мы, конечно, согласились, а потом задумались: “Как интересно рассказать всем о нашем лете?”
После долгих обсуждений и споров мы нашли решение:
родители и воспитатели обещали сделать презентацию
«Яркое лето “Семицветиков”.
Досуг запомнился всем участникам!
Наши ребята поделились своими летними историями и послушали рассказы воспитанников других групп (они тоже подготовились как следует: подобрали рисунки, плакаты, сувениры и пр.). Мы узнали еще много интересного о тех местах, где можно хорошо и интересно отдохнуть.
Лето 2024 года, мы тебя ждем с нетерпением, у нас большие планы!
Вот так ярко попрощались с летом дети из группы “Семицветики”
и их воспитатели – Фадина Татьяна Николаевна и Ветрова Халидя Энварьевна
Но я с вами не прощаюсь, дорогие мальчики, девочки и уважаемые взрослые мои читатели!
Я вас приглашаю в следующую рубрику!
Ваш Оранжевый Еж.