События нашей жизни – 3
Лето – это пора не только для купания, поездок с семьей в путешествия или на дачу,
Лето– это еще и простор для исследований, экспериментов, наблюдений!
Эта рубрика посвящена маленьким исследователям, почемучкам и непоседам!
“Как измерить дождик?”
Любознательность малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия для непрерывного познания наших воспитанников. Вот и в этот раз так получилось.
Не успели мы с детьми выйти на вечернюю прогулку, как начал моросить дождь. Я обратила внимание на то, что Миша взял маленькое ведро, вышел на середину площадки, вытянул руку и остался так стоять. Я спросила его: “Миша, что ты делаешь?” А он ответил, что хочет поймать дождик и посмотреть сколько его будет. Вот с этого момента и началась наша исследовательская деятельность и деятельность по изобретению дождемера.
Для начала, мы выяснили с детьми, что такое дождемер, для чего он нужен, а потом стали думать, как и из чего его можно сделать и куда мы его поставим.
Дождемер- это прибор для измерения количества атмосферных осадков.
У этого прибора есть и другие названия – осадкомер, плювиометр или плювиограф.
*******************************************************************
Это интересно!
Какие бывают капли?
Что означают термины в прогнозе погоды?
*********************************************************************
Мы нашли в интернете и рассмотрели разные модели ДОЖДЕМЕРОВ, чтобы понять, как он работает. У всех моделей была емкость для сбора осадков.
Еще мы нашли сайт с подробной инструкцией по изготовлению этого прибора – https://tavika.ru/2015/04/dojdemetr.html . Но сами делать его не стали – может решимся, когда подрастем!
Куда же мы можем собрать дождик?
Дети предлагали разные варианты:
в ведро,
в стаканчики,
в чашки,
в ящик из-под игрушек и многое другое.
Наши родители приняли активное участие в деятельности группы!Мама Серёжи из ненужной ёмкости изготовила для нас два дождемера, на которые были нанесены деления (условные мерки), чтобы мы могли с ребятами отслеживать, какое количество дождя собралось в ёмкости.
Зачем нам два дождемера?
Для того, чтобы мы могли сравнивать, куда быстрее собирается вода и где ее будет больше. Поэтому один дождемер мы повесили на дерево, а другой поставили на открытой площади нашей площадки. Мы с ребятами ждём, когда пойдет дождь, чтобы мы могли наблюдать, измерять – проводить исследовательскую деятельность.
Вот какой у нас ДОЖДЕМЕР!
Младшая группа “Утята” ДК “Семицветик”
Борисова Ольга Николаевна
15 июня на нашей планете отмечается
Всемирный “День Ветра”
В ДК “Жар-Птица” этот день отмечали с размахом!
У нас в группе прошел очень интересный тематический день “Ветер, ветер, ветерок”, – рассказали Татьяна Анатольевна Сутормина и Багирова Миная Мугутдиновна.
Мы рассказали нашим воспитанникам об этом празднике, а потом задали им вопросы:
- А что такое ветер?
- Какие у него свойства?
На них нужно было ответить, посмотрев небольшое видео
Ветер – это воздух, который движется! Поэтому все свойства воздуха можно отнести и к ветру тоже! – сделали вывод наши дети после обсуждения.
Используя разные источники, мы уточнили представления детей о ветре.
Какой бывает ветер? Какие у него свойства? Зачем нужен ветер?
Мы познакомились с такими явлениями природы как торнадо, буря, ураган, шторм.
Старшие дети из нашей группы научили малышей делать вертушки, бумажные самолетики, а потом они с удовольствием запускали их вместе.
Так мы поиграли с ветром!
Также дети вместе изготовили “ветроуловители”, которые, как только мы выходили на прогулку, подсказывал нам – есть ветер или нет, в какую сторону он дует. Несколько из них мы прикрепили на участке! Теперь мы сможем узнать – есть ли ветер на улице или нет, глядя из окна нашей группы.
Дети сами мастерили кораблики – бумажные и с использованием пенопласта, а потом устраивали веселые соревнования. Ребята сделали вывод, что кораблики из бумаги очень недолговечны, а кораблики из пенопласта более надежны. Во время соревнований дети использовали силу ветра, дуя на кораблики.
Самостоятельно придумывали игровые задания: “Какой бывает ветер”, “Что умеет делать ветер”. А потом подбирали прилагательные-определения и глаголы к слову “ветер”. А пока ждали обед, вспомнили отрывок из произведения А.С.Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, посвященный ветру, “Ветер, ветер, ты могуч”.
Вот так интересно и познавательно прошел “День Ветра” в нашей старшей группе!
А в младшей группе ребята с удовольствием играли в игры с ветром, одновременно знакомясь с его свойствами.
В этом им помогали их воспитатель – Марина Михайловна Макарова и ребята из старшей группы.
Очень понравился детям эксперимент с вентилятором, который смог “показать” детям ветер-невидимку, который сложно поймать – он убегает через самые маленькие отверстия. Ловить ветер было весело. Ветер бывает разным – сильным и слабым, теплым и холодным, ласковым и сердитым, может дуть в разных направлениях и с разной силой.
Ребята поняли, что можно самим сделать ветер – надо просто подуть! Если дуть на ладошки с близкого расстояния – ветерок теплый, чуть дальше – прохладный? Это очень удивило детей! Волшебство какое-то!
Можно с помощью “самодельного” ветра устроить гонки лодок, которые помогли сделать ребята из старшей группы.
Кстати, раствор для крепких мыльных пузырей
можно сделать самим! (Рецепт )
Сказку А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” можно посмотреть полностью тут ↓↓↓↓
Вот как “увидела” Ветер художница, которая иллюстрировала эту сказку, Маврина Татьяна Алексеевна. Ветер – седой лохматый старик.
А как его представляете себе вы? Нарисуйте ВЕТЕР! А может, вы захотите слепить его из глины или пластилина, или изготовить из природного и бросового материала…
Ветры – они такие разные!
Как в стихотворении Сергея Михалкова “Три ветра”
По свету гуляли,
По свету гуляли
Покоя не знали.
Не знали покоя
Себе на забаву,
Но разные были
По силе и нраву.
Был младший из братьев
И ласков и тих,
И был он слабее
Двух братьев своих.
Он целыми днями
На воле резвился,
Он пылью дорожной
На травы ложился,
Сдувал одуванчики,
Трогал былинки
И в ельнике частом
Качал паутинки.
И было беспечным
Его дуновенье,
И было неслышным
Его появленье.
У среднего брата
Работы хватало,
Упрямства и силы
В нём было немало.
Любил потрепать он
Бумажного змея И шапку сорвать
С головы ротозея.
Он дул-задувал,
Расходился на воле,
И мельницы в поле
Пшеницу мололи,
Столетних деревьев
Качались вершины,
На водную гладь
Набегали морщины,
И парусной лодке
Давал он движенье,
И было заметным
Его появленье.
Был третий, был старший
Из братьев Ветров
В своём удальстве
И жесток и суров.Он знойным песком
Засыпал караваны,
Назло морякам
Волновал океаны.И было, как видно,
Ему не впервые
Ломать, как тростинки,
Дубы вековыеИ, крыши срывая,
Врываться в жилища.
Его называли
Ветрило! Ветрище!
Владел им бессмысленный
Дух разрушенья,
И было внезапным
Его появленье.
❖ ?! А как по-вашему, ребята, могут выглядеть братья-ветры?
Попробуйте нарисовать их портреты, а рисунки присылайте мне!
Для ваших дальнейших исследований ветра и воздуха, ребята, я размещаю целый сборник мультфильмов ко “Дню Ветра” из серий про Лунтика:
Модница крылатая, Если вы отгадали загадку,
Платье полосатое. ребята, то уже наверно
Ростом хоть и кроха, догадались, что наш
Укусит – будет плохо. следующий рассказ про………?
Встретились как-то раз Оранжевый Еж и Марина Михайловна Макарова, воспитательница ДК “Жар-птица”. И вот о чем был их разговор!
-
С приходом теплых дней на улице стало появляться множество разнообразных насекомых, и к нам в группу залетела оса,- начала свой рассказ Марина Михайловна Макарова.
-
Дети испугались, зашумели, прозвучали предложения ее убить. Но разве оса виновата, что попала к нам, нужно ли ее за это убивать? Конечно же, нет!
Первым делом, мы отметили, что оса – насекомое опасное . При встрече с ней нужны правила осмотрительного, безопасного поведения.
Потом решили с нашей гостьей познакомится поближе! Внимательно рассмотрев осу под стаканчиком, мы отметили ее характерные признаки:
1/ Строение тела – голова, грудь и брюшко.
2/ Брюшко полосатое- полоски черного и желтого цвета.
3/На голове есть усики и блестящие черные глаза.
4/ Есть крылья.
5/ Есть 6 лапок черно-желтого цвета.
Оса недовольно жужжала и нервно ползала внутри стакана, пытаясь выбраться.
Оса – это животное, а значит – живая природа. Мы с ребятами вспомнили признаки живой природы:
1/ питается,
2/дышит,
3/размножается,
4/ двигается или растет.
Ребята! Предлагаю вам посмотреть очень поучительный фильм о живой и неживой природе! Если будете внимательны, то станете разбираться в этом вопросе так же хорошо, как ребята из группы Марины Михайловны!
А взрослые, которые вам его покажут, пусть не торопятся, делают паузы, задают вопросы…
Опыты, которые приводят в пример в этом фильме, я рекомендую сделать! Я уже посадил в два горшочка камушек и семечко фасоли. Я, конечно, доверяю авторам фильма, но все- равно хочу проверить все САМ! Тогда я точно буду уверен! А еще – мне ИНТЕРЕСНО!!!
Возвращаемся к рассказу Марины Михайловны…
Мы обсудили с детьми и то, что оса – это насекомое!
Почему вы так решили? Что насекомое? Может она моллюск? – возразил Оранжевый Ёж.
Наши дети знают признаки насекомых, по ним мы и определили, что оса- это насекомое!
После беседы, ребята, я сразу включил компьютер и набрал в строке поиска фразу ”ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ”! Интернет мне посоветовал посмотреть небольшой фильм. Если вы не очень хорошо разбираетесь в биологической классификации животных, то советую его посмотреть.
А потом я придумал символы этих признаков, чтоб лучше все запомнить! В моих символах появились еще 2 символа (кроме 6 ножек и 3 частей тела) – это:
- Хитиновая оболочка –у насекомых нет внутреннего скелета, он у них снаружи – это их внешнее покрытие – защита, которая состоит из хитина.
- Цикл развития.Практически все насекомые начинают свое рождение с яйца. Потом из него рождается личинка. Личинка превращается в куколку, а из куколки уже появляется взрослое насекомое.
А вы можете придумать свои символы! И свою модель насекомого!
И поделитесь со мной – я всегда очень жду от вас письма!
Оса – это насекомое и животное, а животные нуждаются в пище, воде, движении.
Сможет ли оса получить все это находясь под “колпаком”?
Конечно не сможет. Ее дом – природа, там она сможет найти все, что ей необходимо для жизни.
Я предложила детям подумать, как мы можем вернуть осу в природу, учитывая, что
она может нас ужалить? Дети предложили несколько способов, но они оказались небезопасными. Тогда я взяла лист бумаги и спросила у детей, как он может нам помочь? Ребята предложили накрыть осу, но ведь стаканчик перевернут. “Подсунем бумагу под низ”,- догадались ребята.
– Да, ребята у меня молодцы. Так вот, совершив эти действия, мы подготовили осу к переносу. На улице, отойдя на безопасное расстояние, мы освободили осу. Насекомое находилось в “шоке”, она так и не смогла улететь. Мы с ребятами отметили, что даже “страшная” оса может испугаться в непривычных для нее условиях, оказавшись в неволе.
– Затем побеседовали о том, что оса не только “кусачая и плохая”, оса может быть полезной.
– Да? И какие же полезности есть у осы, какую пользу природе она приносит?
– Осы переносят пыльцу, опыляя овощи и фрукты; охотятся на мух, комаров, пауков, тлей, очищая парки и сады.
– Вот такое интересное исследование у нас получилось, благодаря нежданному визиту непрошенной гостьи. Этот случай помог нам поближе рассмотреть осу, вспомнить признаки живой природы и признаки насекомых. Ребята уточнили для себя, что животным необходима естественная среда обитания, а еще мы сформулировали правила безопасного поведения с насекомыми, безопасного и для людей, и для насекомых!
Вот так душевно побеседовали Марина Михайловна и Оранжевый Ёж!
А если вы, ребята захотите нарисовать осу, поможет вам в этом – “Схема рисования осы”
Об этом интересном опыте вместе с Мариной Михайловной Макаровой – воспитателем ДК 8 “Жар-птица”
рассказала Марина Владиславовна Кизил.
Ребята из летней группы “Звездочки” ДК ”Сказка”
тоже были увлечены насекомыми.
«Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
С наступлением лета дети стали больше времени проводить на улице и активно изучали окружающий мир. Особенно их интересовали насекомые!
Большинство ребят с интересом к ним приглядывались, знакомились с их внешним видом, размером и особенностями поведения, осторожно за ними наблюдали. А некоторые дети при встрече с насекомыми принимали агрессивную позу, кричали, топали ногами и даже старались их раздавить. Мы решили не ограничиваться запретами и исследовать эту ползающую и жужжащую часть предметно-развивающей среды нашего участка. Мы хотели показать ребятам, что все, что есть в природе, для чего-то необходимо и играет определенную роль в общем благополучии нашей планеты.
Для взрослых!
Роль насекомых в природе
Насекомые – это многогранное чудо живой природы, имеют на Земле свое особое предназначение, которое трудно переоценить. Они являются прекрасными опылителями, почвообразователями, санитарами природы, и что важно для человека – насекомые улучшают плодородие почвы, сдерживают чрезмерное распространение многих сельскохозяйственных вредителей, производят мед и лекарственные вещества, красители сочных цветов, шелк. Более половины нашего питания составляет растительная пища. И 15 % ее обязана своим урожаем насекомым-опылителям. Они опыляют и большинство растительных кормов для животных. Кроме того, нам доставляет наслаждение любование красотой причудливых форм, рисунков и расцветок тела, а также грациозностью движений. Только малая часть (около 1 %) насекомых, приносит невольный ущерб деятельности человека. Но это ничто по сравнению с той важной ролью, которую они играют в жизни людей и в поддержании природного экологического равновесия. Насекомые являются неотъемлемой частью мира живой природы, от которого зависит и наша жизнь. Насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак.
Очень помогли нам в нашем исследовании:
Художественная литература.
Райхенштеттер Фридерун. Энас-Книга. Познавательные истории.
Красочные познавательные истории рассказывают о жителях лугов, пчелах и муравьях.
• Где живёт муравьишка.
• Божья коровка и другие обитатели луга.
• Как живёт пчёлка.
3. Анне Меллер: Гнезда, норы и горшки. Как насекомые заботятся о потомстве.
Мы все прекрасно знаем, как выглядят муравейники и пчелиные соты. Но какие дома строят для своих малышей другие насекомые?
Гончарная оса лепит настоящие глиняные горшки, жук-навозник скатывает шарики из овечьего помета, а долгоносик скручивает листья в трубочку наподобие сигары. О том, как красива и разумна “архитектура” этих жилищ, рассказывает книга Анне Мёллер.
Познавательные видео.
Дети очень увлеклись темой ”Насекомые”
Особенно полюбилась всем божья коровка. После выходных Алиса, придя в садик, принесла с собой каштан, форма которого, по мнению ребенка, очень напоминала “крылья божьей коровки”. Все захотели сделать себе свою собственную “Коровку”! Поделку решили делать на улице. Макар принёс детскую энциклопедию, из которой мы узнали, что божьи коровки бывают разного цвета. Ребята сами выбрали, какая будет у них божья коровка и сколько на ней будет точек.
Божья коровка из каштана удалась на славу! Ребята придумывали игры с участием своих поделок, разыгрывали сценки, придумывали им имена… и продолжали задавать вопросы о разных насекомых…
После просмотра серии мультфильма “Букашки.Гусеницы” ребята вдохновились и стали изображать гусениц, их они видели в любом вытянутом предмете.
Мы предложили детям сделать гусеницу, которая сможет двигаться. Они очень удивились. Тогда мы провели с ребятами небольшой эксперимент: взяли обычную салфетку нарисовав узор на одной стороне, свернули ее в трубочку рисунком внутрь и превратили в пружинку. Затем положив на тарелку, обильно смочили салфетку водой и стали наблюдать, что с ней происходит. Гусеница начала шевелиться… Ребята увидели, как она “оживает”, начинает двигаться, увеличивается в размерах, превращается из белой в цветную. Эта поделка заинтересовала ребят и все хотели повторить “волшебство”, а многие захотели удивить своих родителей дома с мамой, а может быть даже с папой!
А мы планируем перейти к серии опытов с водой и красками…..
Рассказали воспитатели летней группы “Звездочки” ДК ”Сказка”-
София Матвеевна Цацурина и
Виктория Левоновна Наумова
Нетрадиционные способы рисования.
Вкусное рисование – “Сладкая фантазия”
(рисование ягодным соком)
Началась наша познавательная деятельность с праздника, посвященного “Дню арбуза”. То что арбуз – это большая ягода, некоторые ребята знали. А вот то, что полоски на арбузе -это маскировка от людей, удивило очень многих ребят.
С каждым днём наша деятельность была всё интереснее.
Мы перешли к изучению ягод нашего края, а затем и детского сада “Семицветик”, который собрал под своей крышей детей из разных зданий на лето.
Наша экскурсия в огород и сад на территории садика не осталась без происшествия:Тимофей испачкал свою любимую футболку красной смородиной.
Он очень расстроился, но дети его поддержали и предложили постирать сразу, чтоб пятна отошли, а иначе не поможет порошок. А почему сок ягод так тяжело убрать с одежды? В чем их секрет и характерные особенности?
Мы решили сами проверить и провели исследование:
1. вырезали из белой ткани кукольные платья, футболки, штаны и испачкали в соке разных ягод,
2. оставили сохнуть на веранде,
3. высказали предположения и зафиксировали их,
4. через день постирали в обычной воде.
5. пятна на одежде остались.
Мы выяснили, что причина кроется в стойком натуральном красителе в составе ягод.
– Ура! -воскликнули дети
– Значит можно украсить свою футболку или вообще рисовать соком как красками.
– А вдруг мы поехали на дачу или в деревню, а у нас нет ни кисточки, ни красок, а нам хочется рисовать. Зато летом есть много ягод на даче. Вдруг они сгодятся для рисунка?
Так и сделали ребята – решили попробовать! Только рисовали на бумаге! Некоторые дети использовали кисть, но были и те, кто воспользовался тем, что под рукой, а точнее, на руке! Пальчиками!
Найти в начале августа сок ягод помогли нам родители. Мы использовали сок замороженных ягод, которые они принесли, кроме тех, что созрели на территории садика.
В процессе работы такой аромат был, что многие так и хотели скушать наши краски, а от готовых рисунков веяло клубникой, смородиной, вишней и ароматами других ягод.
Рассказала воспитатель старшей группы ДК 4 “Солнышко”-
Светлана Алексеевна Гринь
Очень интересное исследование получилось у
Светланы Алексеевны Гринь и ребят ее группы!
Мне стало интересно, а чем красили одежду раньше?
Я нашел много интересного на сайте “ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА”,
на страничке – “История натуральных и искусственных красителей”
Если вам интересно – нажимайте на название странички!
Рисунки песком
В летний период дети любят играть с песком, но игры в куличики и поваров детям давно знакомы и наскучили. Тогда мы решили спросить: “А что еще можно делать с песком? Можно ли рисовать песком? Как это сделать?” Стали размышлять…
Вспомнили свойства песка (сухой – сыплется, мокрый-лепится, может принимать разные формы).
Игорь предложил раскрасить песок, такого мы еще не делали и ребят это заинтересовало. Ребята стали предлагать разные варианты: развести гуашь в воде, покрасить кисточкой, принести пищевой краситель.
Подготовив материал для эксперимента, ребята стали пробовать разные способы окраски песка. Ребята сделали вывод, что лучше всего придает цвет пищевой краситель.
Когда песок был окрашен, стали думать, как можно им рисовать. Взяли белый лист, стали сыпать песок на лист и пальчиком рисовать по песку. Задумка ребятам понравилась. У некоторые получились настоящие песочные шедевры.
Но дунул ветер и песок разлетелся и рисунок размыло. Тогда Платон сказал, что нужно было приклеить песок и он бы не разлетелся. Возник новый вопрос: чем же можно приклеить песок? Ребята единогласно ответили клеем. Когда ребята стали наносить клей на белый лист, то увидели, что его не видно, он такой же белый и не понятно куда сыпать песок. Лиза предложила сначала что-то нарисовать фломастером, потом по контуру аккуратно нанести клей и только после этого сыпать песок.
Так и сделали. Но от клея лист бумаги промок. Стали думать какой материал взять. Андрей предложил: “А давайте попробуем сделать картину в одноразовых пластмассовых тарелках, в которых мы окрашивали песок?” Решили проэкспериментировать. На дне пластмассовой тарелки нарисовали фломастером свой рисунок. По контуру нанесли клей и маленькой струйкой стали сыпать окрашенный песок. Когда работы были доделаны, дали им высохнуть.
Готовые песочные картины ребята забрали домой.
Рассказали воспитатели ДК “Сказка” летней группы «Лучики и почемучки» –
Ирина Валерьевна Самшорина и Светлана Николаевна Титова
Бассейн в песочнице.
В один из жарких дней Полина сказала, что на даче у нее есть маленький бассейн и она хотела бы, чтоб и в саду был бассейн.
Мы с ребятами стали придумывать, что можно использовать вместо бассейна. Олеся сказала, что можно набрать воды в ведро. Ведро ребята нашли только игрушечное и решили сделать бассейн для игрушечных животных. Но туда все желающие искупаться не поместились, а ведро все время переворачивалось и проливалось.
На этом решили не останавливаться и построили замок из песка для игрушек.
Когда ребята стали играть в бассейне, то обратили внимание, что железная машинка сразу утонула, а вот резиновые животные и пластиковые игрушки не тонут. Тогда ребята стали проверять, что тонет, а что нет. С помощью Ольги Сергеевны ребята составили целую таблицу предметов, которые тонут и не тонут, и даже сделали вывод, что железные предметы тонут, а деревянные, пластиковые и резиновые не тонут.
Рассказала воспитатель младшей группы ДК “Семицветик” –
Ольга Сергеевна Ременникова
Вот сколько всего интересного происходило летом в детских садах!
Дорогие читатели, а что заинтересовало вас? Какие вопросы появились? Или вы нашли какие-то ответы? Напишите мне обязательно! Всегда жду ваших писем с вопросами, с отзывами, советами и предложениями!
О самых интересных летних играх расскажет наша следующая рубрика “Поиграй-ка”