Педагоги сочиняют, играют, творят вместе с детьми

    Вы уже, конечно, знаете, что среди нас – тех, кто работает в наших детских садах и делает наш журнал – есть человек, который умеет писать очень хорошие  стихи. Узнаете Викторию Валентиновну Насоненко? Это она – автор анонсов всех вышедших номеров журнала “Оранжевый Ёж”
    Мы и раньше публиковали ее стихи. Познакомьтесь с новыми стихотворениями Виктории Валентиновны. Будьте внимательны! В некоторых из них есть загадки… 

Борщ

(Автор – В.В. Насоненко )
Решила борщ сварить Федора-
Купила груши, помидоры,
Картофель, яблоки, капусту,
Чеснок и свеклу- будет вкусно!
Еще добавит в борщ варенье-
Вот это будет угощенье!

Решила борщ сварить Федора-
Купила груши, помидоры,
Картофель, яблоки, капусту,
Чеснок и свеклу- будет вкусно!
Еще добавит в борщ варенье-
Вот это будет угощенье!

     Вы, дорогие читатели, догадались, что Федора сделала не так? Что в ее борще лишнее? Может быть, чего-то не хватает?
     Вы любите борщ? Где вы его ели? – Дома? В детском саду? Какие овощи вы там находили? А фрукты находили? Кто в вашей семье любит борщ? Кто его готовит? Говорят, что все хозяйки готовят борщ по-своему! Поделитесь,  пожалуйста, рецептом вашего борща.

♦ !     Подсказки для взрослых 

Этот “анализ” хорошо бы приурочить к тому дню, когда в детском саду на обед варят борщ. Кроме того, в ходе дальнейшего “анализа” можно сравнить то, что “плавает” в тарелке борща, с тем, о чем рассказывается в стихотворении Н.Г. Волковой “Тарелка супа”, а также в других стихах в  рубрике “События нашей жизни” в этом номере журнала.

Могут ли ваши дети классифицировать – назвать, что относится к овощам, что – к   фруктам? Смогут ли они рассказать, что где растет, что из чего готовят? При разговоре об этом можно воспользоваться еще и стихотворением Н. Волковой “Овощи – фрукты”  

Поиграйте в игру (можно с мячом!) по таким правилам: Ведущий называет слово, например, слива. А тот, кому он кидает мяч, ловит его и говорит, как называется то, что сделано из слив – например, сливовый компот.

Предложите детям сварить борщ понарошку в их игре (например, в “Семью”, в “Ресторан”, в “Детский сад” и т.д.) Что для этого нужно? – Кастрюля какого размера? Можно сделать – например, слепить нужные овощи, можно воспользоваться предметами – заместителями (особенно, если игра разворачивается на улице).

Старшие дети могут составлять рецепты блюд из овощей и фруктов, пошаговые алгоритмы их приготовления с использованием рисунков.

К этой работе – составление рецептов блюд вместе с детьми – можно привлечь и родителей ваших воспитанников (если эта деятельность заинтересует их!).

Как вы понимаете. этот стишок может быть “затравкой” для множества образовательных ситуаций по теме “Овощи, фрукты”.

 Овощи

(Автор – В.В. Насоненко )

Как однажды у Федоры
Все созрели помидоры,
И капуста, и морковка!
Собрала их с грядки ловко!
Семь морковок, три капусты,
Помидоров еще пять.
Как же ей все сосчитать?

Решила борщ сварить Федора-
Купила груши, помидоры,
Картофель, яблоки, капусту,
Чеснок и свеклу- будет вкусно!
Еще добавит в борщ варенье-
Вот это будет угощенье!

    ? Поможете Федоре сосчитать все овощи? Может быть, считать ей будет легче, если их нарисовать и вырезать? Или слепить? 
     ? Как вы думаете, хороший, большой  урожай вырастила Федора? Какие блюда можно приготовить, если есть только капуста, морковка и помидоры? 
     Придумайте похожие задачки для Федоры, чтобы она тренировалась и училась считать сама!

 Деревья

(Автор – В.В. Насоненко )

 Наступает снова осень-
Все деревья листья сбросят,
А пока они красивы:
Дубы, березы, липы, ивы.

    Чей еще красив наряд?
Кто поменял листву и рад?
Еще деревья вспомни ты
И всем ребятам расскажи!

Наступает снова осень-
Все деревья листья сбросят,
А пока они красивы:
Дубы, березы, липы, ивы.

    Чей еще красив наряд?
Кто поменял листву и рад?
Еще деревья вспомни ты
И всем ребятам расскажи!

     Это – стихотворение-считалочка. На кого выпадет последнее слово (“расскажи!”), тот говорит название  дерева, которое еще не называли. 

? Как вы думаете, все ли деревья меняются осенью? Может быть, есть такие деревья, у которых ни зимой, ни летом, ни осенью ничего не меняется? Как они называются? Как их все можно назвать одним словом?
     Нарисуй дерево, которое тебе больше всего нравится. Попробуй представить, каким оно будет  в октябре, в январе, в мае.

Очень многое хочется рассказать о том, что и как педагоги сочиняли, творили вместе с детьми, во что играли
этим летом!
Приведем лишь несколько эпизодов из жизни наших детских садов
в июле – августе 2021 г.

Кстати, мы не узнали бы об этих находках,
если бы их взрослые авторы не рассказали о них
в Таблице проектирования, фиксации и анализа

     Вот, например, как быстро и с удовольствием дети разновозрастных групп (объединяющих детей младшей и средней группы) решали проблемы изготовления атрибутов для разыгрывания сказок.
    Познакомившись с книгой Э. Успенского “Лето в Простоквашино” и посмотрев мультфильм “Трое из Простоквашино” (они им очень понравились!), и, конечно, обсудив их, дети – под руководством Ольги Юрьевны Архангельской, воспитателя ДК 6 Семицветик – решили инсценировать сценки: “Посылка для Матроскина”, “Печкин и галчонок”, “Письмо для Шарика”. 
     Представили, какие герои действуют в этих сценках (имя, внешний вид, одежда, повадки, привычки, особенности поведения и т.д.), распределили роли, но тут встал вопрос (его детям задала Ольга Юрьевна): “Как мы узнаем героев? Ведь у нас нет ни костюмов для них, никаких атрибутов, кроме сумки почтальона!”. (Поясним, что сумку почтальона в выходные дни сделала вместе с мамой одна из девочек, Ангелина. Она принесла ее в детский сад и рассказала, что всей семьей они смотрели мультфильм про Простоквашино, а потом вместе с мамой решили сшить для почтальона Печкина сумку из фетра).
     О том, какой выход нашли дети в ответ на ее вопрос Ольга Юрьевна написала (в “Таблице планирования, фиксации и анализа…”)

Матвей: ”Я могу надеть две кепки-бейсболки по бокам, и получатся уши, как у Шарика!”.

     Кира вспомнила, что у нас есть цветная бумага в контейнере на веранде (это было время прогулки), и сделала усы из бумаги, как у Печкина. 

      Антон вырезал полоски синего цвета, как у кота Матроскина.

А вот как дети этой же группы решили проблему декораций для сказки “Теремок”:

     Работу по этой сказке дети начинали еще с Людмилой Викторовной Ковбель в начале июля. Тогда они сделали настольный театр: слепили героев сказки из пластилина, теремок сделали из сухих веточек, которые предварительно собрали: 

     Дети другой разновозрастной группы такого же возраста – под руководством Натальи Геннадьевны Ждановой, воспитателя ДК 5 “Цветочная поляна” решили вопрос декораций по-другому. Они построили теремок из больших веток. Ветки эти были предусмотрительно собраны ими накануне, когда дворник занимался обрезкой деревьев на территории детского сада.
     Вот что пишет Наталья Геннадьевна о том, что было дальше: “Старшие дети для малышей разыграли сказку “Теремок”.

     Представление имело такой успех, что все последующие дни дети самостоятельно строили большой дом из веток, распределяли роли и разыгрывали представление сами для себя. Наши палочки теперь стали “палочками-театралочками”! (Тут надо пояснить, что игры с палочками, которые превращались  то в палочки-рисовалочки, то в палочки-игралочки, то в палочки-пузырялочки и т.д., появились после чтения и обсуждения с детьми сказки В. Сутеева “Палочка-выручалочка” – книги и мультфильма).
     Заканчивает Наталья Геннадьевна  свои размышления такими выводами: “К сожалению, в последнее время мы всё реже обращаемся к играм-драматизациям, а этот вид деятельности очень нравится детям. Наблюдая, как дети мгновенно включаются в игру, как весь спектакль стараются не выйти из образа, с каким удовольствием дети-зрители наблюдают за происходящим на сцене и сопереживают героям, я сделала для себя вывод о том, что в следующем учебном году нужно больше уделять времени играм-драматизациям. Я была очень удивлена, когда на следующий день дети предложили поиграть в “Теремок”. Это наилучшее подтверждение того, что задуманное воспитателем попало в цель”.

 В конце лета дети младшей дежурной группы ДК 6 Семицветик” (той самой, в которой работали Л.В. Ковбель и О.Ю. Архангельская, о которых мы уже писали) по предложению Светланы Анатольевны Максимовой занялись исследованием подорожника. Познакомиться с ним им помогла Алиса (см. видео “В гости к растениям с Алисой. Подорожник” – в тексте Кизил М.В., Клариной Л.М. “Методические рекомендации по знакомству детей с растениями…”   

Проиграть видео

     Но даже после помощи Алисы найти подорожник на участке детского сада оказалось нелегкой задачей! 

      Дети живо заинтересовались тем, для чего растению нужен корень. Они  делали предположения о том, как он выглядит у подорожника и как его увидеть. 

     А дальше была игра “Раскрась только названную часть растения!” с такими раскрасками :

Случилась незапланированная “проверка”, а затем обсуждение  целебных свойств подорожника. 

     Вслед за подорожником дети начали было изучать крапиву и чертополох.

     Но тут лето закончилось…  Ждем осенних новостей об этих растениях!

***

     Дети первой младшей группы из ДК 4 Солнышко и ДК 6 Семицветик  (воспитатель – Светлана Александровна Скудова) пробовали рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и песком, и водой. Вот как это было.
     Во время прогулки Светлана Александровна предложила детям порисовать и  поинтересовалась, можно ли рисовать песком. Дети уверенно ответили, что нельзя. Тогда она попросила Вову нарисовать на белом листе бумаги солнышко… клеем. Другие ребята посыпали рисунок песком. После того, как  лишний песок стряхнули с бумаги, дети увидели солнышко, нарисованное песком. Их удивлению не было предела! Каждый, конечно, хотел попробовать нарисовать  свой рисунок песком.
     На другой прогулке каждый ребенок получил бутылочку, наполненную  водой, в крышке которой было небольшое отверстие. Пользуясь этим “инструментом” дети фантазировали и рисовали все, что хотели. Они дорисовывали рисунки друг друга, угадывали, на что похожи рисунки, которые нарисовали другие ребята, рассказывали, что нарисовали. 

     С Лилией Николаевной Якуниной (которая продолжила работу в этой группе после ухода в отпуск С.А. Скудовой) дети учились рисовать веревочкой: обмакнув ее в краску, они выкладывали ее на лист бумаги и прижимали пальчиками. Дети обратили внимание, что веревочка из коричневой стала оранжевой после того, как ее обмакнули в оранжевую краску, потом след от веревочки остался на бумаге – краска на ней отпечаталась.  
     Познакомившись затем с техникой под названием “монотипия”, соединили рисование веревочкой и монотипию: в сложенную пополам бумагу  клали окрашенную веревку. Получались интересные узоры. Дети с удовольствием рассматривали получившиеся узоры, при желании дорисовывали их. Им было очень интересно посмотреть не только свои работы, но и то, что получилось у других.

***

     А вот как рисовали водой дети первой младшей дежурной группы из ДК 12 Семицветье детства и ДК 8 Жар-птица (воспитатели – Гузель Мансуровна Яруллина  и Елена Геннадьевна Константинова) и что из этого получилось (как мы узнали из рассказа Е.г. Константиновой):

     В один очень жаркий день дети, выйдя на прогулку, собрались в тени на веранде.  Гузель Мансуровна Яруллина предложила им порисовать водой. Дети макали палочки в стаканчик с водой и рисовали прямо на полу веранды незамысловатые узоры. Они были очень увлечены этим занятием.
     Вдруг Витя разлил воду из стакана. Кое-кто из ребят расстроился, но Гузель Мансуровна успокоила их и предложила: “Давайте рисовать этой водой!”.  Дети с удовольствием подхватили идею. Василиса воскликнула: “Ой, крокодил!”. Дети стали рассматривать рисунок, и увидели в нем крокодила.

      В конце летнего сезона в этом году во многих дежурных группах прошел Праздник прощания с летом, подготовка к которому заняла всего два дня. Причем, дети принимали в ней самое активное участие!

Для праздника не нужно ничего,
Ведь праздник можно сделать из всего…
Александр Тимофеевский 

     Вот что рассказала об этом празднике и подготовке к нему Виктория Викторовна Бессонова (она заканчивала летний сезон в той самой первой младшей группе, в которой С.А. Скудова его начинала):

     “В ходе обсуждения, каким дети видят свой праздник, Дарина первой сказала, что должна быть дискотека. Выяснились музыкальные предпочтения детей: “Барбарики”, “Розовый компот”, “Что такое доброта”, “Хочу на дискотеку”, песня из мультфильма “Холодное сердце”, “Злую тучку наказали …”. 
     Долго думали дети, чего же они ещё хотят, и вспомнили, что на празднике играют воздушными шарами! И, конечно же, дети назвали мыльные пузыри.
     Дети очень ждали этого праздника!
     И вот наступил долгожданный праздничный день! 

     Все началось с того, что к детям на их участок для прогулок прибежала запыхавшаяся Ириска. (Ее роль исполняла музыкальный руководитель Екатерина Вячеславовна Черкасова. Она вышла из отпуска и подключилась к подготовке праздника лишь за день до него. Поэтому праздник стал сюрпризом и для детей, и для нее!). Она очень обрадовалась, что, наконец, нашла их! Рассказала, что долго искала детей в детском саду Семицветик, но нашла в садике Цветочная поляна. Дети тоже были очень рады встрече с Ириской! Она сразу “посадила” детей в свой веселый паровозик, который они все вместе сделали. И “паровозик” отправился в веселое путешествие. 

     Дети объяснили Ириске, что летом они ходили в детский сад Цветочная поляна. Рассказали, что им очень понравилось в этом детском саду, и что они любят цветы и знают их названия. Тогда Ириска устроила игру “Угадай цветок”. Оказалось, что названия многих цветов дети, действительно, знают! А с некоторыми названиями цветов они познакомились во время этой игры.

     Ириска принесла с собой Цветик-семицветик и помогла детям вспомнить (это оказалось вовсе не легко!), что так называется детский сад, в который многие из них скоро вернутся (другая часть детей этой группы вернется в свой детский сад “Солнышко”)
     Дети показали Ириске, как они за лето – пока ходили в детский сад Цветочная поляна – выросли и окрепли, какими взрослыми и внимательными стали! Они сумели сделать “Музыкальную зарядку” и угадать песенки из любимых мультфильмов. (Кстати, в угадывании песен им с удовольствием помогали дети постарше, которые гуляли на соседней площадке). Не остались без внимания и правила дорожного движения. Вместе с Ириской дети быстро вспомнили сигналы светофора и после этого поиграли в игру “Светофор”. 

   И тут вдруг Виктория Викторовна сказала, что у нее для ребят есть сюрприз… пушка с мыльными пузырями! Пушка дала старт веселой детской дискотеке под любимую музыку, да еще  –  с мыльными пузырями!

     Но на этом сюрпризы не закончились! В честь праздника Ириска принесла воздушный шарик. А у детей шариков не было! Но Ириска сказала, что она – волшебница! И может сделать так, что у каждого ребенка тоже будет воздушный шар. Тут дети вместе с Ириской сказали “волшебные слова” и случилось чудо! – “появилась” целая связка воздушных шаров! Началась дискотека! Дети танцевали, играли с шариками. Им очень хотелось, чтобы Ириска узнала, какие песни им нравятся, и танцевала вместе с ними под их любимые мелодии…

Рассказ о том, как готовились к Празднику прощания с летом  дети разновозрастных групп – старшей (6 – 7 лет) и младшей (4 – 5 лет) детского сада “Цветочная поляна” и их воспитатели – Оксана Александровна Денисова, Наталья Геннадьевна Жданова, Наталья Владимировна Смирнова,  Ксения Викторовна Сходцева

Во время обсуждения с детьми, какой Праздник прощания с летом они хотели бы, было выдвинуто множество предложений. От некоторых из них в ходе обсуждения пришлось отказаться из-за того, что в детском саду это нельзя сделать. Например, предложение организовать пикник с шашлыком было отклонено. Дети сами привели аргументы, почему это невозможно: костёр здесь разводить не разрешается, мясо купить не можем, потому что не отпустят в магазин, и так далее.

Обсудив все предложения, мы остановились на таких:

  1. Шоу мыльных пузырей.
  2. Дискотека.
  3. Фотозона.
  4. Игротека.
  5. Сувенир на память.

Для того, чтобы у нас всё было готово к пятнице, мы решили распланировать подготовку к празднику. Дети распределились, кто что хочет делать в зависимости от своих интересов.
     Мы заметили, что некоторые дети сразу определились, что им хотелось бы делать, и до конца придерживались своей позиции. Это, в основном, были старшие дети. Часть детей при выборе деятельности следовала за своим другом. Им, в общем-то, было всё равно, что именно делать. Важнее было, с кем делать. И была ещё одна очень важная часть детей, которая хотела поучаствовать везде. Сначала они говорили, что хотят и там, и здесь все делать, и поэтому не знают, за что будут отвечать. Но когда они поняли, что нет жестких рамок и им не запрещено участвовать везде, их это очень обрадовало!

     Было решено начать с фотозоны. Дети решали, что должно быть нарисовано, и остановились на таком варианте: море, песок, корабль. Дети сказали, что нам понадобится очень большая бумага. Поэтому они предложили склеить много листочков скотчем, или взять ватман, или обои. Попробовав каждый из вариантов, дети решили, что лучше всего использовать широкие обои. Девочки с небольшой помощью Ксении Викторовны Сходцевой нарисовали карандашом эскиз: пляж, море, корабль и позвали всех желающих раскрасить его. Фон для фотозоны был готов. Оставалось дождаться, чтобы он высох, и можно фотографироваться на этом фоне!

     Дети, которые отвечали за подбор музыки для дискотеки, спросили у каждого, какие песни у него любимые.  Я, О.А. Денисова, вместе с детьми составила список песен для дискотеки. Выяснилось, что дети предпочитают не детские песни, а современную весёлую музыку – ту, которую они слышат, когда едут в машине с родителями! Например, “Ягода-малинка” (в исполнении Хабиба), “Пикачу”, которую поёт Егор Шип, группа “Добро” и т.д.  

    Для шоу мыльных пузырей нам понадобились знания и помощь Натальи Владимировны Смирновой. Дети вместе с ней делали жидкость для пузырей, смешивая разные компоненты в определенных пропорциях (по рецепту Натальи Владимировны). Старшие дети использовали для создания нужной жидкости мерные стаканчики, а более младшие дети смешивали уже отмеренные компоненты.

     Мы предложили детям самим придумать приспособления для запуска пузырей. И они их создавали из абсолютно разных материалов! Были использованы обрезанные бутылки, проволока, половник с дырочками, сито и т.д. В ходе поисков дети старались найти предметы, которые имеют отверстия, через которые можно выдувать пузыри. Наталья Владимировна показала детям, как из двух палочек и веревочек сделать приспособление для запуска гигантских пузырей:

     Мы предложили детям самим придумать приспособления для запуска пузырей. И они их создавали из абсолютно разных материалов! Были использованы обрезанные бутылки, проволока, половник с дырочками, сито и т.д. В ходе поисков дети старались найти предметы, которые имеют отверстия, через которые можно выдувать пузыри. Наталья Владимировна показала детям, как из двух палочек и веревочек сделать приспособление для запуска гигантских пузырей:

      В Игротеке дети старшей группы выбрали любимую игру этого лета “Музыкальная змейка”, а более младшие дети из группы “Одуванчики” познакомились с новой игрой “Веревочка” (правила этих игр смотрите в рубрике Поиграй-ка).
      Самым сложным для детей оказалось придумать, что можно сделать на память о чудесном лете. Дети предлагали подарить игрушки из дома или что-то купить друг другу в магазине. Но – по понятным причинам – это нам не подошло. Было решено сделать картину, которая будет олицетворять это яркое веселое время. Поскольку наш сад называется “Цветочная поляна”, и мы часто говорим детям, что они “цветы” в нашем саду, было решено сделать картину из цветов. Каждый из ребят выбрал цветок, который ему больше всего нравится, украсил его и подарил своему лучшему другу, который появился у него этим летом. Дети выбирали готовые шаблоны цветов, которые нужно было обвести, раскрасить карандашами, красками, мелками или фломастерами.  

     Потом из этих цветов мы все вместе сделали картину. Мы  хотим повесить ее в общем коридоре нашего детского сада. Тогда каждый раз, когда любой из нас будет проходить мимо, мы будем вспоминать это лето и друзей, которых нашли.

     Мы – воспитатели – можем с уверенностью утверждать, что всё, что было задумано детьми и нами, получилось! Думаем, это благодаря тому, что мы – взрослые – быстро подстраивались под интересы и желания детей, их возможности, имеющиеся у нас условия и возникающие по ходу дела обстоятельства.

 Рассказала Оксана Александровна Денисова

Мы продолжаем рассказывать о том, какие календари используют некоторые наши воспитатели и как они это делают (этот рассказ мы начали в журнале “Оранжевый Ёж” № 3).

Календарь Людмилы Викторовны Ковбель
(ДК 6  Семицветик)

    В нашей теперь уже подготовительной к школе группе “Муравьишки” много самодельных дидактических игр, в которых используются разноцветные пластмассовые крышки от бутылок. Одна из них – игра “Дни недели” – вызывает неизменный интерес детей

     Делая её, мы с ребятами придумали каждый день недели обозначать крышечкой определенного цвета: понедельник – оранжевый, вторник – голубой, среда – желтый, четверг – зеленый, пятница – белый, выходные дни мы обозначили красным цветом.

     Играют в эту игру дети так: каждое утро, придя в детский сад, они фиксируют день недели, который наступил, снимая с горлышка бутылки крышечку соответствующего ему цвета. Это помогает запомнить порядок следования дней недели. 
     Эта игра побудила нас с ребятами начать вести событийный календарь в нашей группе. Кроме того, она стала дополнением к календарю. 
      Календарь мы повесили на доске. Дни недели обозначаем кружочком того же цвета, что и крышечка в игре, и добавляем к нему число месяца. Например,1 сентября 2021 года наступило в среду. Этот день обозначаем жёлтым кругом и пишем цифру 1. Это происходит во время Утреннего круга. Ребята свободно могут к нему подойти, зафиксировать или исправить что-то, если понадобится. Во второй половине дня мы зарисовываем самые интересные события, которые произошли с нами за день, обсуждаем, что у нас получилось, и над чем еще нужно поработать.

     Этот событийный календарь мы вели с детьми в дежурной группе минувшим летом

     Он у нас стал “походным”! Вечером мы  брали его на прогулку. Дети показывали свои рисунки родителям и рассказывали о том, что произошло за день. Благодаря этому родители могли больше узнавать о нашей жизни. Это всех очень радовало !

     Совсем недавно к нам в гости пришла Елена Валерьевна Варданян, воспитатель младшей группы Солнышко. Дети начали знакомиться с днями недели и она решила узнать у наших ребят, как они это делали с помощью нашей игры “Дни недели” с крышечками и как перешли к событийному календарю.
     Вот что и как “муравьишки” рассказали ей: 

    Теперь нам всем очень интересно, когда и как малыши  – “солнышки” будут осваивать игру “Дни недели” и событийный календарь.   
     Ждем новостей от них!

Рассказала
 Людмила Викторовна Ковбель