Оранжевый Ёж предложил, 

а дальше было так…

“Оранжевый Ёж” познакомил нас с книгой 

Анастасии Орловой “Грузовик и прицеп”, а дальше …

Из журнала “Оранжевый Ёж” № 5 я, Надежда Ивановна Калдани, узнала о замечательном современном детском поэте и писателе – Анастасии Орловой. Мне очень понравилась ее книга “Грузовик и прицеп” и я решила познакомить с ней наших малышей.

Однажды утром я незаметно положила новую книгу в наш Книжный центр. Первым заметил книжку Дима и стал внимательно рассматривать картинки. Через некоторое время другие дети тоже заинтересовались новой книгой. Сначала мы с ребятами рассмотрели обложку и познакомились с названием книги. После этого начали ее читать и разбираться в прочитанном. Для начала выяснили, что такое прицеп, нашли грузовик и прицеп среди игрушек в нашей группе.  Потом обнаружили, что у грузовика есть 4 колеса, кабина, в которой сидят люди, есть кузов и руль. У прицепа – только кузов и 4 колеса, а кабины и руля нет. Для того, чтобы прицеп поехал, ему нужна помощь грузовика – надо его прикрепить к грузовику. 

Дети охотно отвечали на мои вопросы не только и не столько словами, сколько практическими действиями, которые я комментировала.  Так, Дима первым нашел среди игрушек прицеп, а София, увидев веревку, предложила ею привязать прицеп к грузовику.

В книге грузовик возил кирпичи, а прицеп – песок. У нас в группе все нашлось: и песок, и кирпичи, причем разные по цвету и по размеру. Мы загрузили наш грузовик и прицеп и “поехали” строить дом!

В этой игре участвовали все ребята: грузили кирпичи и песок. Потом нашли мягкие кубики и стали перевозить их на грузовике и в прицепе. Охотно использовали грузовик с прицепом дети и в своих самостоятельных играх.

Когда мы продолжили читать книгу и дочитали до эпизода с горкой, возникла проблема: из чего сделать горку для грузовика и прицепа? Раньше дети в своих играх с машинками уже пробовали использовать для этого детскую качалку- “собачку”. На этот раз я им чуть-чуть подсказала. И когда Дима принес стул, горка получилась! Дети пробовали катать грузовик с кирпичами и прицеп с песком вверх на горку и вниз с горы. В итоге сделали вывод, что на горку тяжелее подниматься, чем спускаться с нее.

Когда я, незаметно разрезав веревочку, спросила у детей, почему прицеп отстал от грузовика, они быстро нашли выход! – Сказали, что надо веревочку связать.

Используя содержание этой книги, я организовала образовательные ситуации не только познавательно-исследовательской направленности, но и продуктивной. Дети с большим интересом и старанием лепили и рисовали колеса для грузовика и для прицепа.

А потом возникла идея ввести в игры с грузовиком и прицепом стрелочки. Это вызвало еще больший интерес наших детей. Об этом мы рассказали в рубрике Наши малыши и стрелочки”.

По моему мнению, книга Анастасии Орловой “Грузовик и прицеп” и образовательные ситуации, организованные  на основе ее содержания, помогают не только развитию детской любознательности и интереса к познанию, но и способствуют расширению представлений детей о транспорте и его назначении. Они позволяют развивать у детей умения выдвигать свои предположения, пользоваться предметами заместителями, помогают развивать игровой опыт детей, отражать в игре представления об окружающей действительности. 

Рассказала Надежда Ивановна Калдани, 

воспитатель первой младшей группы “Непоседы” детского сада “Сказка”

 

Как в Картинной Галерее Узнаек и Умеек появились ПОРТРЕТЫ ДОКТОРА АЙБОЛИТА

Если вы уже побывали в Картинной Галерее Узнаек и Умеек, то, конечно, вам хочется узнать, как и почему там появились портреты, которые нарисовали дети из средней группы “Котята” детского сада “Семицветик”

А началось все с того, что, просматривая шестой номер журнала “Оранжевый Ёж”, я узнала, что ребята из подготовительной к школе группе “Ромашки” детского сада “Солнышко” познакомились с диапроектором. И тут же вспомнила, что у нас в группе тоже есть диапроектор! Осталось только дождаться нужного момента, чтобы показать его моим ребятам в действии.

И вот однажды дети, придя в группу,  увидели на столе какой-то странный незнакомый предмет…  Они, конечно, заинтересовались, стали его рассматривать и даже пытались вытянуть вставленную в него плёнку диафильма. Тогда я предложила ребятам пойти в раздевалку (это самое темное место в группе!), чтобы посмотреть, как диапроектор работает.

Дети очень удивились, увидев там расставленные необычно банкетки и простыню, повешенную на стену: “Зачем она здесь висит? Почему так стоят скамейки?”. В ответ я предложила им угадать, что мы сейчас будем здесь делать. Те дети, которые уже ходили в кинотеатры, ответили, что, наверное, будем смотреть мультфильм. И вот, когда все расселись по местам, начался диафильм “Доктор Айболит”. Дети смотрели, а я читала текст. Это их удивило. Они ждали звуков из самого прибора.

Как только диафильм закончился, ребята стали сравнивать диапроектор с телевизором. Они обнаружили, что диапроектор показывает, но – в отличие от телевизора – нужны определенные условия: должно быть темно, нужна белая простыня, которая служит экраном, и еще нужен кто-то, кто  читает то, что написано..

  • Ребята, а вы когда-нибудь видели диапроектор? А диафильмы? Если не видели, то загляните в шестой номер “Оранжевого Ежа”! Там вы сможете увидеть диапроектор, узнать, как с ним надо обращаться, и даже посмотреть некоторые диафильмы!

Чрезвычайно всех заинтересовал луч света из проектора. В тот день, к сожалению, уже пришло время нам идти на физкультуру, но у ребят еще будет возможность с ним поиграть и поэкспериментировать! Уверена, мы придумаем что-нибудь интересное!

 

Большой интерес у наших детей вызвало и содержание диафильма про доктора Айболита. Поэтому мы с Ольгой Юрьевной решили продолжить их знакомство с его главным персонажем. На следующий день я, переодевшись в костюм доктора Айболита, пришла в гости к детям. При этом звучала вот такая музыка и песенка обезьянки Чичи. Послушайте: 

 

Дети встретили Айболита чрезвычайно радостно и радушно! Они рассказали и показали ему отрывок из сказки К.И. Чуковского про него и его друзей. Для этого ребята использовали вырезанные из бумаги фигурки сказочных героев, которые магнитами крепились к магнитной доске. 

Айболиту было очень приятно, что ребята знают стихи и умеют их рассказывать!  Но еще он где-то услышал, что в нашей группе дети очень хорошо рисуют. Поэтому решил предложить им нарисовать его портрет.

Вначале доктор Айболит уточнил у детей, что такое портрет и что художникам нужно для того, чтобы нарисовать его. 

 

  • Помните, что о портретах рассказывалось в Картинной галерее Узнаек и Умеек в журнале “Оранжевый Ёж” № 4? Если забыли, обязательно посмотрите! Там много интересного!

После того, как все было готово, Айболит стал позировать детям, а они рисовали его портрет с натуры.

 

  • Ребята, а вы когда-нибудь рисовали портреты с натуры? Вам кто-нибудь позировал? Попробуйте, это очень интересно, хотя, может быть, и не легко! Чьи портреты вам хотелось бы нарисовать с натуры? Может быть, друг друга? А может быть, вы примите вид каких-нибудь сказочных героев? В кого вам хотелось бы “превратиться” и как это сделать? Какой портрет тогда получится?

 Портреты доктора Айболита у детей получились разные, не похожие друг на друга. Особенно интересные получились у Василисы и Насти! Они раскрасили халат и шапочку доктора Айболита в синие цвета, потому что, как они объяснили, это нарядный костюм Айболита. 

Федя решил, что на халате обязательно должны быть пуговицы. 

Некоторые ребята нарисовали рамку для портрета, многие сделали цветной фон. 

 

Айболит сфотографировался с детьми на память, а дети подарили ему его портреты. 

Айболит очень обрадовался и сказал, что обязательно повесит рисунки детей на дерево, под которым он сидит. И все животные, которые приходят к нему лечиться, будут ими любоваться! А он им непременно расскажет про ребят, которые умеют рисовать такие замечательные портреты. 

Но прежде, чем Айболит забрал рисунки детей, мы успели их сфотографировать. И вы можете увидеть портреты доктора Айболита в Картинной галерее Узнаек и Умеек этого номера журнала!

Об этой встрече детей с Айболитом и о его портретах мы с детьми рассказали родителям в чате и отправили им фотографии. Узнав из чата о такой интересной деятельности ребят, Саша Н., который, приболев, в этот день остался дома, тоже нарисовал портрет Айболита. Мы очень обрадовались, получив его ответным сообщением.

 Во второй половине этого дня наши дети с увлечением играли в “Больницу”. Причем теперь их игры стали более разнообразными и интересными! До прихода Доктора Айболита дети лечили только кукол или друг друга. Теперь же сюжет игры изменился. Они стали лечить еще и зверей, используя различные игрушки, или сами исполняя роли животных – котят, щенят и многих других, которым понадобилось лечиться – у кого-то заболела лапка, у кого-то живот и т.д.

Нашим детям очень понравилось рисовать доктора Айболита.  Мы хотим продолжить рисовать портреты самых разных сказочных героев. А для того, чтобы они у нас получались еще лучше, мы непременно почитаем и рассмотрим все, что рассказано о портретах в четвертом номере журнала “Оранжевый Ёж”!

Рассказала Виктория Викторовна Бессонова,

 воспитатель средней группы “Котята“ детского сада “Семицветик”

 

“Репка” в Бумажной стране

В подготовительной к школе группе “Фиалки” детского сада “Цветочная поляна” (воспитатель Людмила Николаевна Пряничникова), ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ была совершенно необычной! Ребята пригласили малышей из группы “Васильки” в свою Бумажную страну и показали им сказку “Репка”, которую подготовили специально для них.

Дело в том, что в этом году дети из группы “Фиалки” познакомились с японским искусством “оригами”. Оно им очень понравилось, и они много конструировали из бумаги.  Прочитав в пятом номере журнала “Оранжевый Ёж” про Бумажную страну, ребята захотели создать свою сказку с бумажными героями.  

 

Сначала сделали персонажей сказки. Но их оказалось слишком много – 14 мышек, 10 бабушек, 9 Жучек… 

Как быть? – Решили проголосовать! Для этого разработали правила: герой сказки должен быть выполнен аккуратно (ведь он будет выступать на сцене перед всеми!), голосовать можно только за одного героя.  

 

Когда бумажные “актеры” были выбраны и декорации сделаны, появилась новая идея – соединить кукольный театр с шумовым. Эта идея родилась благодаря тому, что Анастасия Андреевна, наш музыкальный руководитель, познакомила ребят с шумовыми музыкальными инструментами.  Конечно, всем очень захотелось поиграть на них! Так в спектакле появились Солнышко и Дождик. Без них репка ведь не сможет вырасти! У лучистого Солнышка появился свой звуковой образ – музыкальный инструмент треугольник; бубен наполнил звуками тёплый летний дождь, а в тот момент, когда Дедушка позвал Бабушку вытягивать репку, та замешивала тесто, гремя кастрюлей и ложкой … 

 

И вот, все готово! Малыши из группы “Васильки” получили приглашения на спектакль.

 

 Они встретили необычный “бумажный” спектакль на ура! А нашим артистам очень понравилось играть эту сказку. 

Четырнадцати мышкам тоже нашлась работа! После спектакля они поиграли с малышами в игру “Кот и мыши”:


Мыши водят хоровод, 
На крылечке дремлет кот.
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька кот 
Разобьет весь хоровод!


Мыши водят хоровод, 
На крылечке дремлет кот.
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька кот 
Разобьет весь хоровод!

 

Вот так это было….

Рассказала Людмила Николаевна Пряничникова, 

воспитатель подготовительной к школе группы “Фиалки” детского сада “Цветочная поляна”

 

Как во второй младшей группе “Лютики” детского сада “Цветочная поляна” прочитали стихотворение Владимира Степанова “Подарок” из журнала “Оранжевый Ёж” № 6 и что было дальше

 

В преддверии праздника 8 МАРТА мы с ребятами решили выучить стихотворение Владимира Степанова “Подарок маме”:


Я возьму карандаши,
Нарисую Ландыши.
Их потом поставлю в вазу
И налью в нее воды…
Подарю я маме сразу
И рисунок, и цветы.


Я возьму карандаши,
Нарисую Ландыши.
Их потом поставлю в вазу
И налью в нее воды…
Подарю я маме сразу
И рисунок, и цветы.

Первым делом мы обсудили, о чем говорится в этом стихотворении – о каких действиях и каких предметах

Когда мы нарисовали эти предметы, у нас получилась такая мнемотаблица

Мнемотаблица нам еще и подсказывала ПЛАН наших действий.

Глядя на нее, мы с детьми первым делом подобрали карандаши.

 

Попутно нам стало интересно, какие еще предметы, как и карандаши, оставляют след на бумаге. Мы проверили фломастеры и восковые мелки и теперь знаем, что они тоже могут оставлять след.  Но нам предстоит проверить еще многое другое! Ведь следы можно оставлять не только на бумаге, но и на земле, и в небе, и на доске, и на асфальте, и на многом – многом другом, даже на воде! Мы обязательно узнаем, как это бывает!

Но пока нам надо было нарисовать ландыши. Для этого сначала ребята вспомнили, как вообще выглядят цветы. В этом нам помог ЛЮТИК. Дети его хорошо знают, потому что так называется наша группа. Мы выяснили, что у цветка есть “лепестки, серединка, тычинки, стебель, листочки”.

 

Дети учились рисовать цветы, складывая их из геометрических фигур, обводя эти фигуры, осваивали нетрадиционные способы рисования.

 

Для того, чтобы узнать, как выглядит ЛАНДЫШ, мы прошлись по нашему детскому саду. Дело в том, что в нашем детском саду “Цветочная поляна” каждая группа носит название какого-нибудь цветка. Изображение ландышей мы легко нашли на двери соседней группы,  которая так и называется.

Дети считали, что ландыш очень похож на колокольчик. Но когда мы сравнили картинки колокольчика и ландыша, то нашли различия:

они разного цвета (об этом раньше всех сказала Ксюша);

у колокольчика цветок крупнее и более вытянутый.

 

Теперь, зная как выглядит ландыш, дети его нарисовали. 

 

 

Свои рисунки дети решили поставить в вазы. Мы решили, что вазочек нужно много – столько же, сколько рисунков, а значит – сколько детей. Каждый  стал подбирать в группе то, что можно использовать вместо вазы.  

Мы обсудили, что для того, чтобы поставить свой цветок в воду, надо найти то, что хорошо стоит на столе (не упадет и не наклонится), и откуда вода не выливается.  Дети сами искали и находили в группе предметы, которые, по их мнению, можно использовать как вазу. Иногда эти предметы были весьма неожиданными. Явно не все из них можно было использовать вместо ваз. Например, были предложения использовать вместо вазы машинку… Но в ходе обсуждения авторы этих предложений убеждались, что ошиблись, и исправляли свои ошибки.

 

Для того, чтобы поместить листочки с рисунками в найденные “вазы”, дети предложили их свернуть, потому что обнаружилось, что иначе они не помещаются. Причем не у всех сразу получилось свернуть листок так, чтобы рисунок был виден. Но в конце концов, с этой задачей все справились!

Мы попытались представить, что будет, если налить воды в найденную “вазу” и поставить туда рисунок. Вот какие предположения высказали дети:

 

И все же, мы налили воду в вазы и стали наблюдать! Наши цветы не сразу, но постепенно промокли и испортились! Мы это обнаружили, когда пришли в детский сад утром следующего дня.

 

 

В результате  мы сделали вывод о том, что бумага в воде размокает и бумажные цветы нельзя ставить в воду! Итак, малыши поняли, что нарисованным на бумаге цветам не только не нужна вода, им от нее плохо! Они портятся!

А каким цветам вода нужна и почему? – С этого вопроса начался новый цикл образовательных ситуаций – уже с живыми цветами. Но об этом мы расскажем в следующем номере журнала “Оранжевый Ёж”!

 

Рассказала Ксения Викторовна Сходцева, воспитатель второй младшей группы “Лютики” детского сада “Цветочная поляна”

Комментарии редакции журнала “Оранжевый Ёж” 

(для взрослых).


Ксении Викторовне удалось развернуть очень интересную развивающую деятельность детей на основе стихотворения, которое они разучивали к 8 мартаИнтегрированный процесс, который она организовала, включал и знакомство с художественной литературой, и нетрадиционные способы разучивания стихотворения, и речевую, и продуктивную, и многоплановую познавательно-исследовательскую деятельность детей (в том числе, освоение детьми способов поиска информации, экспериментирования, наблюдений, сравнений и т.д.). Как мы могли убедиться, на всем протяжении работы практически все дети были заинтересованы и активны. У них были возможности высказывать свои предположения, проверять их (как самостоятельно, так и с помощью воспитателя), искать ответы на вопросы, вместе обсуждать их и делать выводы.

Тем не менее, как вы думаете, поняли ли дети смысл стихотворения Владимира Степанова “Подарок маме”? Как ответить на такой вопрос: что герой стихотворения (который рассказывает о своих планах) подарил маме, если его рисунок, который он поставил в вазу с водой, испорчен?

Как вы бы построили эту часть работы с детьми?

Может быть, стоило бы предложить детям этого возраста представить себя на месте героя стихотворения – поиграть, как будто каждый ребенок показывает и рассказывает (с помощью воспитателя, а потом и других детей), что он делает в соответствии со стихотворным текстом.  Возможно, в процессе такого инсценирования стихотворение легко запомнилось бы!

Кроме того, не кажется ли вам, что стоило бы воспользоваться содержанием этого стихотворения для того, чтобы показать детям, как настоящие художники умеют делать подарки – картины. И мы этими подарками любуемся!  Многие художники любили рисовать цветы и при этом “ставили” их в вазы с водой! Два примера таких работ – картины Петра Петровича Кончаловского и Ольги Викторовны Калашниковой – представлены в Картинной галерее Узнаек и Умеек в этом номере “Оранжевого Ежа”. У них можно “подсмотреть” способы рисования и вазы, и воды в ней.

При таком подходе к смыслу стихотворения отпала бы необходимость и сворачивать лист с рисунком для того, чтобы поставить его в вазу. Да и хорошо ли выглядит такой свернутый рисунок?

Возможно, по-другому стоит решать и проблему экспериментирования: помещать детские рисунки в воду. Ведь в рисунок каждого ребенка вложен его труд, который, безусловно, надо ценить и ему, и окружающим! Если человек не ценит свой труд, то вряд ли он будет ценить и труд других…. Для того, чтобы не испортить рисунок, и, в то же время, убедиться, что бумага от воды портиться, можно проводить эксперимент не с рисунками детей, а с пробным рисунком (“черновиком”), специально сделанным для этого эксперимента.

Такие действия, к тому же, помогут детям прийти к мысли о том, что, если мы не уверены в результатах эксперимента, не знаем, что получится, то надо соблюдать особую осторожность!  Благодаря этому проясняется смысл правил безопасного поведения при экспериментировании. А это чрезвычайно важно, поскольку жизнь детей полна экспериментов! Они часто заранее не знают результатов и последствий своих действий… И если на вопрос “Что будет, если…?”, ответ неизвестен или возникают опасения, то надо попытаться продумать, что и как сделать, чтобы уменьшить возможные негативные последствия.

Будем рады, если вы поделитесь с нами своими мыслями по поводу еще и других возможностей продуктивного использования стихотворения Владимира Степанова “Подарок маме” для решения задач образования и развития ваших детей.