События нашей жизни

День космонавтики 

Многие, конечно, знают, что 12 апреля — это ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Весь мир отмечает этот праздник, потому что в этот день в 1961 году в космос впервые полетел человек. Его звали Юрий Алексеевич Гагарин

Как давно это было, вы можете судить по ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ

Рисунок Ленты времени с двумя датами – 12 апреля 1961 г. и 2022 г.

Видите, с тех пор уже прошел 61 год!  За это время в космосе побывало 587 человек.

❖    Но еще до человека в космосе побывали животные. Хотите узнать, какие? Тогда смотрите:

❖ Задумывались ли вы когда-нибудь, где начинается КОСМОС?

Оказывается, люди договорились считать границей между атмосферой и космосом высоту в 100 км над Землей. На этой высоте воздух становится настолько разреженным, что полет на самолете уже невозможен. Потому нужны специальные средства – космические корабли, ракеты.

Первым человеком, который вышел из космического корабля и оказался в открытом космосе, стал одиннадцатый космонавт – Алексей Архипович Леонов. Он провел в безвоздушном пространстве 12 минут

❖ Как вы думаете, 12 минут – это много или мало?

Алексей Архипович Леонов был не только летчиком-космонавтом, генерал-майором авиации, но еще и художником! Его картины есть во многих музеях, в том числе в Третьяковской галерее. Он изображал на своих картинах то, что видел в космосе своими глазами – Землю и ее поверхность, Солнце и полярное сияние, многое другое… 

В Картинной галерее Узнаек и Умеек этого номера нашего журнала мы открыли специальный зал к Дню космонавтики. Там вы можете посмотреть картины Алексея Архиповича Леонова. 

Надо сказать, что ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ – это один из любимых праздников в наших детских садах! Вот как его отмечали в некоторых группах.

Наше межпланетное путешествие на ракете “Зайчик”

В ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ на Утреннем круге Марк рассказал, что хочет стать космонавтом и отправиться в космическое путешествие. Накануне он побывал в Музее Космонавтики и видел там настоящую ракету, на которой космонавты отправлялись в полет!

Юля сказала, что тоже хочет полететь в космос. Матвей решил, что для нашего путешествия нам нужна своя ракета! И тут Ваня предложил смастерить ракету из картона, который остался у нас от упаковки маркерной доски. 

Работа началась! Вырезав саму ракету, ребята решили, что она должна быть серебристой и у нее обязательно должен быть круглый иллюминатор 

 

И вот, ракета готова! 

Теперь надо придумать название для нее. Миша сказал, что в Музее Космонавтики ракета называется “Восток”. Ксюша предложила назвать нашу ракету “Зайчик”, потому что наша группа называется “ЗАЙЧАТА”. Все согласились, а Ваня предложил нарисовать на ракете Российский флаг, чтобы всем было понятно, откуда ракета прилетела.

>Наши “космонавты” тщательно готовились к полету: делали специальную музыкальную зарядку “Я ракета”, продолжали заниматься физкультурой во время прогулки, играли в подвижную игру “Ждут нас быстрые ракеты!”.

 

И вот, наше космическое путешествие началось! 

Мы побывали на всех планетах Солнечной системы: Марсе, Юпитере, Венере, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептуне, Плутоне.

Особенно детям понравились ночные полеты, когда видны звезды! Вот какое звездное небо они видели:

По пути нам даже встретились инопланетные существа!

Их ребята слепили из пластилина

Наше межпланетное путешествие закончилось благополучно! Мы приземлились и снова оказались в группе нашего детского сада

 

Рассказали Екатерина Николаевна Гурова и Елена Геннадьевна Константинова, воспитатели средней группы “Зайчата“ детского сада “Семицветье детства”

 

 

Жители Марса

 

Обсуждая со своими воспитанниками из средней группы “Солнышко” приближающийся ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ, Виталий Сергеевич Анисимов обнаружил, что дети уже многое знают о космосе! Ребята рассказали и о первых животных, совершивших полет в космос, и о первом космонавте Юрии Гагарине, и о первой женщине, побывавшей в космосе — Валентине Терешковой, и о первом космонавте, вышедшем в открытый космос — Алексее Леонове, и даже о планетах солнечной системы. Дело в том, что они очень любят рассматривать энциклопедии и смотреть научно-популярные передачи.

 

 

Виталий Сергеевич задумался, чем удивить ребят, если они уже так много знают… И придумал! Нежданно — негаданно в группе появилась огромная РАКЕТА.  Увидев ее, ребята сразу закричали: “Ух ты! Вот бы на ней полететь в космос!” 

“А на какую планету вы хотите полететь?” — спросил Виталий Сергеевич.

“На Марс, конечно же!” почти хором ответили ребята.

“Что вы собираетесь делать на Марсе?” — спросил Виталий Сергеевич.

“Мы будем обустраивать Марс для жизни людей!” — сказал Даня З.

Как оказалось, ребята слышали, что ученые уже давно хотят полететь на Марс и построить там города для жизни людей. Дети даже знали, что для жизни нужен кислород. И тогда “магические” слова Виталия Сергеевича — “Представьте, что вы научная экспедиция…” — дали старт импровизированному полету на Марс. Для начала ребята придумали название своей команды — “Первая космическая!”, а Виталий Сергеевич предложил девиз:

Скорость одна — мчится ракета, 

Вокруг испытания, словно кометы,

А мы — открыватели Красной планеты!

Этот девиз так понравился маленьким исследователям, что они целыми днями напролет всем его рассказывали! 

Тем временем, работа закипела! В костюмерной ребята нашли космические костюмы и стали готовиться к запуску своей ракеты.

 

 

Вслед за этим ребята приступили к изготовлению самой планеты Марс, точнее, макета ее поверхности.

“Но на Марсе ведь нет кислорода” — подумали ребята. — “Откуда же его взять?”. Они стали рассуждать: “Кислород выделяют растения. Значит, нужно озеленить нашу планету!”. И участники космической экспедиции тут же занялись этим: посадили семена укропа, петрушки, гороха, редиса, помидоров, цветов. Посадили они и хлопок (правда, понарошку), потому что они точно знали, что он нужен, чтобы делать одежду. Как же без нее обойтись?

Для жителей Марса ребята смастерили дома из кубиков.  Виталий Сергеевич с помощью гирлянды и батареек помог провести туда свет. Обсуждая, откуда на Марсе “взять” электричество, Саша К., недолго думая, сказал: “Из солнечных батарей! Это такие батареи, которые заряжаются от солнечного света и дают нам электричество”. 

❖ Хотите узнать, как работают солнечные батареи? Об этом вам могут рассказать Фиксики!

 — Смотрите

Вы уже, конечно, поняли, что ребята из средней группы “Солнышко” летали на Марс понарошку. И планета, которую они строили и обустраивали, была не чем иным, как макетом. Во время своей “научной экспедиции” они узнали много нового и многому научились! Как знать, может быть, кто-то из этих ребят и в самом деле отправится на Марс и сделает его пригодным для жизни!  

Свой макет города на Марсе ребята представили на Московском баттле “КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ”.

    Рассказала Виктория Валентиновна Насоненко, 

старший воспитатель детского сада “Солнышко”

 

День Космонавтики со Звездочетом в детском саду “Семицветик”

 

Как сделать празднование ДНЯ КОСМОНАВТИКИ в детском саду ярким и интересным детям? Размышляя об этом, я – музыкальный руководитель детского сада “Семицветик” – для начала решила пообщаться на эту тему с нашими педагогами.  Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп и педагог-эколог Марина Владиславовна Кизил в один голос сказали мне, что детей интересуют вполне конкретные вопросы о полетах людей в космос: “Как космонавтам удается действовать в невесомости? Как они спят? Едят? Как выглядит ракета изнутри? Что они видят в иллюминатор? Сколько нужно учиться, чтобы стать космонавтом?” и т.д.  Потом я выяснила непосредственно у детей, что они уже об этом знают. И после этого план праздника начал складываться. Суть его была в том, чтобы сочетать музыку, песни, танцы, музыкальные игры с игровым погружением детей в жизнь космонавтов, их разноплановую творческую деятельность – исследовательскую, продуктивную, речевую и другие.  Вот что и как получилось.

Ведущим на празднике подготовительных групп “Муравьишки” (воспитатели – Людмила Викторовна Ковбель и Виктория Евгеньевна Хромова) и “Тигрята” (воспитатели – Наталья Петровна Каргина и Юлия Егоровна Карпова) стал Звездочет, в которого перевоплотилась я – Екатерина Вячеславовна Черкасова

Праздник начался с загадок Звездочета

❖ Попробуйте и вы их отгадать, дорогие читатели! 

Вот они:


Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …  (Телескоп)


Бывает, что она худеет,
Бывает, округляется.
Ночью небом владеет,
А утром удаляется… (Луна)


Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический… (Метеорит)


Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (Астроном)


Он пустой и необъятный,
Он холодный, бесконечный.
Для планет и звезд приятный,
А по времени он вечный… (Космос)


Эта межзвездная вечная странница
В небе ночном только-только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье мерцая хвостом… (Комета)

 

На каком пути ни один человек не бывал? … (Млечный путь)

 

Отгадав эти загадки, ребята вспомнили, что сейчас по-научному (а не по-сказочному) звездочета называют астрономом. Он может рассматривать звезды в ТЕЛЕСКОП! Дети еще раз убедились в том, что в космос летают космонавты на космических ракетах, и первым из людей там побывал Юрий Алексеевич ГагаринЗвездочет был приятно удивлен и тем, что ребята очень многое знают про Солнечную Систему

 

После загадок мы все вместе любовались звездным небом под прекрасное музыкальное сопровождение  —  “Свет звезд” Алексея Рыбникова.

 

Вы можете сами убедиться, какое это завораживающее зрелище!  

Звездочет рассказал ребятам, что он изучает не только звезды, но и созвездия. Он предложил стать “волшебниками” и “создавать” созвездия. Делается это так: нужно соединить группу звезд, нарисованных на альбомном листе, в созвездие и придумать ему название. Для этого “волшебники” разделились на команды. Всего из двух групп получилось четыре команды

На чем же полететь на эти созвездия? – Чего только не назвали ребята: ракета, летающая тарелка, лунолет, звездопланер, космолет… 

 

Интересно, какие они? Как выглядят? Звездочет предложил построить макеты этих летательных аппаратов прямо в музыкальном зале

Работали дружно всем экипажем. И вот, ракета готова!

Можно отправляться в “полет”! Он прошел в виде музыкальной игры “МЫ ПОСТРОИЛИ РАКЕТУ”

❖ Вы тоже хотите поиграть в нее? 

Тогда – вот к ней музыкальное сопровождение и ее ПРАВИЛА:

 

  1. Команды выбирают капитанов, у которых в руках флажки разного цвета. 

  2. Начинается “парад космонавтов” (дети маршируют); по сигналу тревоги все “космонавты” собираются в экипажи вокруг своего командира (“садятся в ракету”). 

  3. После этого начинается “полет”: ребята “летают” по всему залу под музыку; но как только снова звучит сигнал тревоги, экипаж собирается вокруг своего капитана для “получения дальнейших инструкций”.

 “Вернувшись на Землю”, дети отправились в музей Космонавтики. Там они получили ответы на вопросы, которые их уже давно интересовали:

❖ Как тренируются космонавты, готовясь к полету?

❖ Что такое невесомость?

❖ Как питаются космонавты в полете?

❖ Как выглядит космический корабль внутри?

Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать космонавтом?

Найти ответы на них, в частности, помогла такая презентация:

Закончился праздник общим танцем, который дети посвятили первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.

В средних группах “Гномики” (воспитатель – Галина Еремеевна Тэн) и “Котята” (воспитатели – Ольга Юрьевна Архангельская и Виктория Викторовна Бессонова) праздник проходил совершенно иначе! Зайдя в один из дней в группу “Гномики”, я увидела рисунки с изображениями инопланетян

Дети наперебой стали рассказывать, кого они нарисовали. Я спросила, хотят ли они встретиться со сказочными пришельцами, и в ответ услышала дружное: “Да-а-а!”

Так дети подсказали мне замысел праздника!

Работали дружно всем экипажем. И вот, ракета готова!

 

Но загадки у них, конечно, были другие: 


Астроном он – звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше всех видна
В небе полная … (Луна)

 

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)


Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (Солнце)


До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)


Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)

Когда мы “полетели в космос” на ракете, то попали на сказочную планету! Там жила целая семья инопланетян

Ребята узнали, как интересно инопланетяне называют различные предметы: кастрюля у них “варюля”, карандаш – “рисоварь”, колокольчик – “дилибомчик”, иголка – “уколка”, волк – “зубохват”.

❖ Как вы думаете, почему инопланетяне так называют эти предметы? Попробуйте и вы придумать новые названия, подходящие для хорошо знакомых предметов!

На эту сказочную планет прилетели еще и “летающие” герои сказок!

❖ Как вы думаете, кто это был? На чем прилетел? 

 

Когда нам пришло время расставаться – чтобы не грустить – дети станцевали танец дружбы под веселую песенку А. Ермолова — С. Золотухина в исполнении группы “Kreml”.

Рассказала Екатерина Вячеславовна Черкасова, музыкальный руководитель детских садов “Семицветик” и “Жар-птица” 

 

День космонавтики в группе “Подсолнухи”

Неделя, посвященная ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, у нас, как всегда, началась с работы с линейным календарём. Он нам помог уточнить, что послезавтра, в среду, все будут отмечать ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.  

Тут же, во время утреннего круга, дети поделились друг с другом тем, что они уже знают о космосе. Я внимательно наблюдала за их общением, стараясь понять, какие спорные моменты у них возникают, что особенно интересует моих детей, каковы пробелы в их представлениях о космических явлениях. Дети бойко использовали, например, такие слова и выражения: “Солнечная система”, “Солнце – это звезда”, “Луна – это спутник Земли”. Но мне показалось, что они произносят это заученно, как бы механически, не совсем понимая смысл. Поэтому я стала задавать вопросы: 

❖ Почему мы называем систему планет Солнечной? 

❖ Могут ли быть другие системы планет, кроме Солнечной? Как они могли бы называться? 

❖ В чём разница между звездой и планетой? 

❖ Спутник – это планета или нет? Если Луна планета, почему она спутник Земли, а не планета Солнечной системы? 

Мои вопросы побуждали детей объяснять свое мнение, приводить аргументы в доказательство своих слов. Возникающие при этом “научные” споры усиливали интерес детей к теме космоса. Кроме того, их интерес помогали сохранять “загадки дня”, направленные на космическую тематику. Надо сказать, что я постоянно применяю в своей работе “загадки дня” – в соответствии с рекомендациями программы “ПРОдетей” (авторы — Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова). 

Обсуждая планеты Солнечной системы, ребята у каждой планеты пытались найти отличительный признак, который выделял бы её среди других. Некоторые признаки они находили сами, без каких бы то ни было моих подсказок – пользуясь собственной логикой или книгой “Солнечная система” (автор – Анна Спектор).

Я предложила детям изобразить то, что их больше всего интересует в космосе. При этом они могли воспользоваться любыми материалами, которые есть в группе. И хотя большинство детей решили рисовать, меня порадовало, что в итоге одинаковых работ не было! Дети использовали абсолютно разные приёмы, техники и материалы: фломастеры, карандаши, гуашь, граттаж, аппликация, рисование акварельными красками по восковым мелкам.   

Главное, на мой взгляд, в том, что каждый сам решил, что и как он хочет сделать, и реализовал свою идею. 

Но самое интересное у нас началось в среду! Ребята решили, что нам стоит отправиться в неизведанные дали космоса. Стали обсуждать, на какой бы планете хотелось оказаться, и выяснилось, что вариантов множество! Тогда я предложила объединиться в группы в зависимости от того, на какую планету хочется отправиться. Каждой группе нужно было нарисовать свою планету так, чтобы было понятно, кто там живёт и чем занимается. 

Было очень интересно наблюдать, как дети договариваются о том, как именно выглядит их планета, как они ее изображают, что предлагают и как по-разному объединяют свое видение в общем рисунке. Ребята объединялись в группы по 3 – 4 человека. (Я давно заметила, что дети моей группы действуют наиболее продуктивно – слышат друг друга, могут договориться, никто не “отсиживается” без дела, надеясь на других – когда их трое, максимум – четверо). Сначала у нас образовалось пять групп. Одни хотели попасть на Планету Зайцев, другие – на Конфетную планету, были желающие полететь на Планету Динозавров, на Планету Чипсов и на Планету под названием Роботс. Но во время рисования планет одна из команд, состоящая из пяти девочек, не смогли договориться, как выглядит их планета, и так у нас появилась Планета Коготь.

Когда планета была нарисована, каждая группа должна была представить её всем остальным. Для этого надо было выбрать одного представителя своей группы, который расскажет об этой планете, а остальные участники должны были внимательно следить за его рассказом и помогать, если вдруг он что-то забыл.

 

В четверг дети обсуждали, чем они собираются угощать гостей, которые прилетят на их планету, какие игры и развлечения им предложат. Поскольку наши ребята любят движение, большинство развлечений на планетах – это эстафеты или подвижные игры. Придумывая игру или эстафету, ребятам надо было продумать и зафиксировать на листах бумаги все, что им понадобится для организации.

В пятницу утром дети – при помощи своих рисунков и записей – собрали всё, что необходимо для путешествия по их планетам. Со всем этим мы отправились в музыкальный зал. Там дети сами, совершенно без моей помощи, опираясь на собственный опыт предыдущих групповых праздников, смогли договориться, где какая планета находится, и разместили их в зале. Поскольку некоторые атрибуты нужны были на разных планетах и, к тому же, их не хватало, ребята договорились, на какую планету все летят сначала, и атрибуты “прибывали” туда, а потом их передавали, куда нужно. 

Представители каждой планеты объясняли прилетевшим гостям, чем можно на ней заниматься, во что играть, какие правила выполнять при этом.

Итак, дети сумели организовать всё сами! От меня потребовалось только музыкальное сопровождение. Я убедилась в том, что дети старшего дошкольного возраста, если их действительно захватывает интерес, могут договориться, объединиться и организовать свою достаточно сложную деятельность. И даже целое событие! 

Рассказала Оксана Александровна Денисова,

 воспитатель подготовительной к школе группы “Подсолнухи” 

детского сада “Цветочная поляна”

 

Московский баттл “КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ”

 

Некоторые наши ребята отметили ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ еще и тем, что участвовали в Московском баттле “КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ”!

Ребята из средней группы “Солнышко” детского сада “Солнышко” представили на конкурс свой макет города на Марсе. Представляя себя настоящими исследователями, ребята снарядили космическую экспедицию на красную планету под руководством своего воспитателя — Виталия Сергеевича Анисимова. Вот как они представили свою команду на конкурсе

Им удалось придумать и построить целый город, пригодный для жизни в непростых космических условиях!  О том, как это было — рассказ “Жители Марса” Виктории Валентиновны Насоненко.

***

 

Ребята из подготовительной к школе группы “Муравьишки” детского сада Семицветик” (воспитатели — Людмила Викторовна Ковбель и Виктория Евгеньевна Хромова) в ходе подготовки к Московскому баттлу открыли новую неизведанную планету под названием Кастрюлиум! Для того, чтобы всех познакомить с ней, они сделали ее макет. На макете ребята разместили и свои изобретения — приборы для изучения планеты, устройства для улучшения жизни на ней. В их изготовлении участвовали все дети: рисовали чертежи и схемы придуманных устройств, мастерили по ним свои изобретения, используя самые разные материалы. Все были абсолютно уверены, что благодаря этим замечательным новинкам они смогут подружиться с местными жителями.  

Смотрите этот видеосюжет и судите сами!

Конечно, ребята решили полететь на эту замечательную планету!

Все приключения, которые с ними случатся в этом путешествии, они планируют фиксировать с помощью рисунков и записей. Для этого был создан бортовой журнал  

Надо сказать, что игра в путешествие на планету Кастрюлиум была захватывающей и увлекательной! О том, что ребята участвуют в конкурсе напоминали только правила оформления визитки команды: необходимость названия, девиза и эмблемы

Рассказала воспитатель подготовительной к школе группы “Муравьишки” 

детского сада “Семицветик” Виктория Евгеньевна Хромова

***

Вот что рассказали ребята из старшей группы “Солнечные зайчики” детского сада “Сказка” (воспитатель — Татьяна Владимировна Новикова) о том, как они участвовали в городском командном батле “КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ”.

Началось все с того, что Вероника принесла книгу про космос. Мы стали ее рассматривать, но многое было непонятно. Тогда мы попросили Татьяну Владимировну  нам ее прочитать. Оказалось, космос — это очень интересно! Мы стали приносить из дома энциклопедии и книги о нем, рассматривать и обсуждать их.

Однажды мы узнали про космический мусор и захотели сделать такое изобретение, которое поможет от него избавиться. Ведь если с ним ничего не делать, то он заполнит весь космос! И тогда планета наша может погибнуть…

 Сначала мы обсудили, каким должен быть спутник, который сможет убирать космический мусор, и нарисовали эскизы будущего “Спутника — уборщика”. После этого приносили из дома и искали в группе подходящие материалы для его изготовления. 

В итоге у нас все получилось! Мы надеемся, что “Спутник — уборщик” в будущем поможет сохранить нашу Землю.

 

Наше изобретение мы представили на конкурс “Космическое путешествие” и получили сертификаты.

Вот как мы там представили свою команду

А это — представление нашего изобретения “Робот-мусороуборщик”

 

Кстати, пока делали нашего “Уборщика”, мы стали бережнее относиться к вещам, которые собирались выкинуть. В будущем мы планируем продолжать мастерить из бросового материала, который мы теперь собираем. Надеемся, у нас получится сделать из него много полезных вещей!