Поиграй-ка

Вот что рассказал Оранжевый Ёж:
Этим летом, в июле, я два раза побывал в гостях у детей из детских садов “Сказка” и “Семицветик”! Первый раз я к ним попал совершенно случайно! Я потерялся, долго-долго бежал совсем один и очень устал! Мне стало совсем грустно… И вдруг я услышал веселые детские голоса, а потом и детей увидел ! Они как раз собирались на спортивной площадке. Я подошел к ним, и дети меня совсем не испугались. Они даже обрадовались! Вот посмотрите, как это было:

   Эти замечательные дети и их воспитатели (Ольга Юрьевна Архангельская, Инна Валерьевна Зайцева и Анжела Мирзабалаевна Самураева) научили меня делать зарядку!

     Сначала, правда, у меня ничего не получалось! Я очень уставал, потому что лапы у меня, оказалось, совсем слабые. Но теперь я тренируюсь каждый день и становлюсь все сильнее! Я и своих лесных друзей уже научил делать зарядку – зайчика, белочку, медвежонка, лягушку и бобра. Мы ее часто делаем вместе!
А потом мне сказали, что скоро начнутся соревнования. Я не знал, что это такое, но мне помогли разобраться. Теперь я знаю, что такое эстафета! Я участвовал в разных эстафетах и даже помогал разным командам в них выигрывать!
      Сначала была эстафета “Кто быстрее наполнит пластиковую бутылку водой”. Она проходит по таким правилам: по сигналу (о котором договорились все участники) первый участник каждой команды бежит с пластиковым стаканчиком, наполненным водой, выливает в пластиковую бутылку, возвращается назад и передает стаканчик второму участнику. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит бутылку и при этом меньше всего прольет воды.
       Потом была эстафета “Кто быстрее пробежит с мячом”. У нее правила такие: по сигналу первый участник каждой команды с мячом в руках добегает до обозначенного места, обегает вокруг него, возвращается назад и передает мяч следующему ребенку. Побеждает, та команда, которая быстрее всех выполнит задание.
     Еще одну эстафету – “Кто быстрее прокатит обруч” – провели по таким правилам: по сигналу первые участники каждой команды бегут и катят обруч до обозначенного места, обегают его, возвращаются назад и передают обруч следующим участникам. Побеждает, та команда, которая быстрее всех выполнит задание.

     Я тоже постарался не остаться в долгу и кое-чему научить ребят! Я им подарил вот такой мультик с песенкой “Ежик – пых-пых пых”:

    Они сказали, что обязательно придумают танец под эту песенку и мне его покажут!
    А потом ребята мне показали в компьютере такую интересную программу – называется Google Планета Земля. С ее помощью можно увидеть весь земной шар, любое место на земле! Она помогла нам найти мой лес и дорогу к нему. Дети проводили меня до калитки детского сада, а дальше я уже сам побежал к моим лесным друзьям.  Я им рассказал и про зарядку, и про эстафеты, которым меня научили дети и их воспитатели, и, конечно, про компьютерную программу, которая показывает всю землю!  Теперь мы делаем зарядку и соревнуемся в эстафетах все вместе. 

     ? А вы, мои читатели, делаете зарядку? Любите эстафеты? В какие игры вы любите играть? Сможете меня научить?
И еще мне интересно, бывало с вами когда-нибудь такое, что вы потерялись и не могли найти дорогу? Знаете ли вы, что делать, если такое вдруг случится?

    Мне этим летом очень повезло! Я научился играть в разные игры с веревочками и с палочками. Этому меня научили дети летней младшей дежурной группы детского сада “Цветочная поляна” вместе с их воспитателями Наталией Владимировной Смирновой и Натальей Геннадьевной Ждановой.
    Сейчас поделюсь с вами некоторыми играми с веревочками, а играми с палочками – в следующем номере журнала.

    Цикл 1. Игры и игровые упражнения на преодоление препятствий.

Оборудование: одна или две веревки длиной 1,5 – 2 м.
Игровая задача: преодолеть препятствие.
Выбор характера препятствия зависит от сюжета игры, от той воображаемой ситуации, которую выбирают или придумывают дети, или предлагает взрослый.
Например:

  • во время путешествия по лесу надо не наступить на змею;
  • путешествуя по Африке, надо не попасть в пасть крокодилу;
  • в игре в “Цирк” надо пройти по канату как канатоходец;
  • нужно перепрыгнуть через волну в “море”;
  • в игре в “разведчиков” надо пролезть под “проводом”;
  • надо перепрыгнуть через препятствие (ручей, канаву, яму), которое изображают с помощью двух веревок; расстояние между этими веревками может увеличиваться (усложнение игровой задачи), или уменьшаться (упрощение игровой задачи).

Варианты игры

Вариант 1. Выбираются двое водящих, которые держат веревку и управляют ее положением и / или движением. Остальные дети по очереди преодолевают препятствие.
     Препятствие может быть неподвижным (например, мостик, река, канат и т.д.) или движущимся (морская волна, змея).
    В том случае, когда препятствие неподвижно, можно использовать веревку с колышками, водящие не нужны (см., например, игру “Вышла Мурка на охоту”)

     Вариант 2.На земле выкладывается веревка и дети по очереди должны пройти по ней, стараясь не ставить ноги на землю.
    Можно использовать две веревки и устроить состязания канатоходцев.
    

      Усложнение: можно изогнуть веревку произвольным образом, создав запутанную дорожку в виде лабиринта. 

Вариант 3. На землю выкладывается две веревки параллельно друг другу. Это препятствие, которое дети преодолевают, перепрыгнув его. Игра усложняется с помощью увеличения расстояния между веревками.

Правила (обсуждаются и утверждаются с детьми):

  •  Водящие и игроки меняются ролями по договоренности.
  •  Дети проходят препятствие, двигаясь в одном направлении.
  •  Игровая задача должна быть выполнена “чисто”; о правилах “чистоты” выполнения задачи договариваются заранее.
  •  Если строится полоса препятствий, то за каждое пройденное без ошибок препятствие ребенок получает очки. Тот, кто прошел все препятствия и ни разу не ошибся, может быть награжден дополнительными очками или / или званием “Самый ловкий”, “Самый смелый”, “Самый внимательный” и т.д.  Другой вариант: ребенок, не прошедший препятствие (задел, споткнулся, не удержал равновесие), выходит из игры до ее завершения.

 *Сложность игры, ее правила выбираются в зависимости от возраста детей и их подготовленности.
Что развивает игра: умение следовать правилам, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость.

Вариант 4. Игра “Вышла Мурка на охоту”.
Оборудование: Веревка с колышками.
Выбирается кошка Мурка.
На высоте 40 см. от земли натянута веревка. Дети – цыплята, располагаются за веревкой, это их курятник.
Наседка произносит слова:
Цып, цып, мои цыплятки, выходите погулять,
Зеленую травку пощипать!
Цыплятки подлезают под веревку и двигаются по площадке (пьют водичку, клюют зернышки и т.д.).
Наседка громко произносит:
Вышла Мурка на охоту!
Ей поймать цыплят охота!
Убегайте! вот беда!
Куд-куда! Куд-куда!
Цыплята с появлением на площадке Мурки должны вернуться в свой курятник, подлезая под веревку.

Правила:

  • В игре с малышами роль наседки может выполнять взрослый. 
  • Тот, кого поймала “кошка”, выходит из игры. 
  • Подлезая под веревку, нельзя ее задевать. Кто задел, выбывает из игры. 
  • Подсчитывает количество пойманных цыплят в каждой игре.

Усложнение / Упрощение
Упрощение: веревку поднять повыше. 
Усложнение: веревку опустить ниже. 

Что развивает игра: внимание, ловкость, быстроту.

Вариант 5. Игра “Рыбак и рыбки”.
Оборудование: веревка длиной 1.5 – 2 м с привязанной на конце пластиковой игрушкой (для утяжеления) или скакалка.
Игровая задача: не попасться на “крючок” рыбака.
Выбирается ведущий. Он – “рыбак”, все остальные — “рыбки” .
Ведущий, в руках которого веревка с утяжелением на конце (или скакалка), встает в центре, а “рыбки” – вокруг него по кругу. Ведущий, держа один конец скакалки, раскручивает ее вокруг себя. Другой конец скакалки пролетает под ногами у “рыбок”. Задача “рыбок” – перепрыгнуть через скакалку так, чтобы она не задела их ножки. Если скакалка задевает, то “рыбка” считается пойманной и выбывает из игры. Победителем становится последняя “рыбка”/, которую не выловили.

Дополнительные правила: 

  • Нельзя наступать на веревку / скакалку.
  • Нельзя отходить далеко от ведущего.

Усложнение\упрощение:

     Можно играть и без проигравших и победителей. В этом случае та “рыбка”, которую “поймали” занимает место ведущего.
     Можно предложить детям придумать название для рыбок. 
     Например: “Сегодня рыбак пришел на речку / море. Каких рыбок он там поймает?”.  –  Дети вспоминают, какие рыбы живут в реках / морях /  озерах и выбирают названия. Например: “Я сегодня буду щукой, а я — сазаном и т.д.”.

Что развивает игра: умение играть в команде, соблюдать правила игры, ловкость, скорость реакции, закрепляет знания названий рыб.

◊ ! Уважаемые взрослые, множество других игр и игровых упражнений с веревочками вы можете найти, перейдя по этой ссылке:

     В эти игры – “Веревочка и Музыкальная змейка – дети играли  на Празднике прощания с летом  дети старшей и младшей разновозрастной группы детского сада Цветочная поляна (см. рассказ О.А. Денисовой в рубрике Педагоги сочиняют, играют,  творят вместе с детьми).

Игра “Веревочка”

    Необходимое оборудование: длинная веревка 6 – 10 м со связанными концами.
     Ход игры: все играющие становятся в круг и берутся двумя руками за веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Играющие могут одергивать ладони от веревочки или двигать их вдоль нее. Осаленный сменяет водящего.

     “Секрет”: опытный и находчивый водящий старается не осаливать, а сделать так чтобы игроки отпустили веревочку (напугать, удивить их и т.д.) и она упала на землю. В этом случае он побеждает сразу всех игроков.
     Варианты игры: если в кругу слишком много ребят (играть в эту игру могут от 5 до 30 человек), то они держатся за веревку одной рукой, или выбирают сразу двух водящих.
     Можно усложнять игру, включая в нее ходьбу по кругу или другие движения. При этом нельзя нарушать форму круга.

Игра “Музыкальная змейка”

     Необходимое оборудование: на асфальте (на земле / на полу) выложить веревкой или нарисовать круги. Их должно быть на один круг (“домик”) меньше, чем играющих. 
     Ход игры: дети под музыку бегают вокруг “домиков”. Когда музыка перестает звучать, нужно занять “домик”. Тот, кто остался без “домика”, выбывает из игры – его “домик” “запирается” (с помощью любого предмета). Игра продолжается до победителя. Победителем игры становится тот, кто смог занять последний открытый “домик”.