“Картинная галерея”
в гостях у “Почитай-ки”
Выполняем своё обещание из предыдущего номера “Оранжевого ежа”.
В этой рубрике мы расскажем о талантливом художнике-иллюстраторе И.Я. Билибине, о том, как ребята из группы “Подснежники” ДК “Цветочная поляна” полюбили его творчество.
Однажды дети обнаружили в Книжном центре новую книгу. Она притягивала к себе необычностью и яркостью. Когда дети стали листать ее, то поняли, что это “Русские народные сказки”. Всё указывало на это: и необычный шрифт, и яркие иллюстрации, и герои, изображённые в книге.
Ребята из группы “Подснежники” перечислили все аргументы в пользу иллюстраций:
– Иллюстрации очень нужны!
Во-первых, чтобы нам было интересно читать книгу.
Во-вторых, они помогают понять, о чём в книге идёт речь, какие герои злые, какие добрые. Мы можем увидеть, где живут герои, какие приключения ждут их на страницах книги.
В-третьих, мы легко с помощью иллюстраций можем переместиться в нашем воображении в сказку, которую читаем.
***
Рисунки к этой необычной книге создал один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно они помогли сделать детскую книгу нарядной и красочной.
Иван Яковлевич Билибин
Родился в с. Тарховка близ Петербурга. Он хотел стать юристом и закончил Петербургский Университет. А ещё он учился в Рисовальной школе, был учеником русского художника Ильи Ефимовича Репина. Любовь к рисованию стала смыслом его жизни.
Билибину очень понравились сказочные сюжеты, “запали в душу”.
Иван понял : “Вот то ,что мне нужно! Я буду заниматься сказочной живописью!”
Ивана Билибина привлекали русские народные сказки, но, чтобы рисовать сказки, нужно ближе познакомиться с русским народом, природой.
Художник уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни.
Именно здесь, в этой деревушке, начинается творчество Ивана Билибина. Он начинает создавать свои сказочные иллюстрации.
С самого начала книги Ивана Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью.
Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все было выполнено под старинную рукопись.
Свои рисунки художник сначала обводил тушью и только потом их раскрашивал. Какого труда, внимания и усидчивости требовала эта кропотливая работа. Каждый рисунок – настоящий шедевр.
Это иллюстрация к сказке “Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка”
Первой книгой проиллюстрированной Билибиным стала “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке”.
Чем дольше смотришь на эту иллюстрацию, тем страшнее становится… Жутко…
И завораживающе.
1. Кто главный герой картины? Какое настроение у Бабы-яги? Почему? А как вы думаете, какой у нее характер? (она злая, вредная, ворчливая, угрюмая, недобрая)
2. Ребята, а можно про Бабу- ягу сказать, что она косматая? А что это значит? (Лохматая, растрепанная).
3 .Что она делает, расскажите? Как вы думаете, куда она может лететь?
4. Какая природа вокруг? Обратите внимание на деревья. Почему они такие, что о них можно сказать?
5.Какие цвета использует художник?
6.Какое у вас настроение ,когда вы смотрите на картину?
7. Из какой она сказки?
***
Иллюстрации к сказке “Василиса Прекрасная” заворожили наших детей. До сих пор они их рассматривают, разглядывают, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Рассказала Наталья Геннадьевна Жданова,
воспитатель старшей группы “Подснежники” ДК 5.
***
ИЛЛЮСТРАТОРЫ КНИГ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ.
В рубрике “Почитай-ка” этого номера журнала я рассказываю о писателе, любимом детворой, – Корнее Ивановиче Чуковском, и о том, что уже знакомый вам по прошлым номерам журнала художник-иллюстратор Г.Сутеев рисовал для его книг.
Но книги для детей Дедушки Корнея появились уже очень давно.
-
“Крокодил” (опубликована в 1917 году под названием “Ваня и крокодил”),
-
“Мойдодыр” (1923),
-
“Тараканище” (1923),
-
“Муха-цокотуха” (1924, под названием “Мухина свадьба”),
-
“Бармалей” (1925),
-
“Айболит” (1929, под названием “Приключения Айболита”)
-
“От двух до пяти”, которая впервые была опубликована в 1928 году под названием “Маленькие дети”.
Ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки, дорогие ребята, были детьми, когла творил этот писатель. Они тоже любили героев его произведений и рассматривали книги с картинками.
Давайте посмотрим, какие иллюстрации были в первых изданиях детских книг К.И.Чуковского, и как звали авторов этих иллюстраций.
“Всякая поэма для детей непременно должна быть графична…
Те стихи, с которыми художнику нечего делать,
совершенно непригодны для ребят”-
так говорил К.И. Чуковский о детских произведениях! Он сам очень трепетно относился к выбору иллюстраторов для своих книг, написанных для детей.
В книжках самого Корнея Ивановича текст и картинки — всегда единое целое. Представить себе того же “Айболита” без рисунков — это “всё равно что в театре вместо зрительного зала устроить читальный”. А потому “чёткая графичность Ре-ми, нарядная декоративная яркость В.Конашевича”, простодушная жизнерадостность В.Сутеева — “часть весёлого спектакля, называемого книгой Чуковского”. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными. С некоторыми из этих художников Чуковский был знаком лично.
Первая книга, написанная Чуковским для детей, была “Крокодил”. Иллюстратором был Ре-Ми (Н. Ремизов). На страницах этой книги, где рисункам отведено значительно больше места, чем тексту, поэт и художник совместными усилиями ведут занимательный рассказ, соревнуясь друг с другом в изобретательности и остроумии.
Этот рисунок Ре-Ми породил традицию, столь эффектно продолженную в советской книге для детей: включать шарж на автора в иллюстрации к его произведениям. Погружать тем самым поэта в мир его образов, представлять создателя и создание единством. Чуковский в компании с Ваней Васильчиковым и Крокодилом, на мой взгляд, очень забавен.
Юрий Анненков был иллюстратором “Мойдодыра”. Из книги Корнея Чуковского “Чукоккола”: “В 1921 году, когда я написал “Мойдодыра”, я обратился к Юрию Анненкову с просьбой проиллюстрировать мое сочинение. Он сделал иллюстрации в несколько дней с обычной своей творческой энергией. Рисунки были в полной гармонии с текстом и потому первые двадцать изданий “Мойдодыра” выходили с этими рисунками”.
Владимир Конашевич тоже иллюстрировал “Бармалея”, “Тараканище”, “Муха Цокатуха”, “Краденое Солнце” а так же “Котауси и Мауси”, “Бибигон” и другие книги Корнея Ивановича. Из статьи К. Чуковского: “Всё к чему не прикасалась веселая кисть Конашевича, становилось уютным, счастливым, добросердечным и праздничным. А о его картинах кто-то метко сказал, что это не живопись, а человеческое счастье в красках”.
Владимир Михайлович Конашевич был другом Чуковского. Их сближала совместная работа над книгами.
Вот некоторые иллюстрации к книге “Муха – Цокотуха” Владимира Конашевича.
О том, какие иллюстраторы книг К.И.чуковского считаются лучшими – читайте, перейдя по ссылке – ИЛЛЮСТРАТОРЫ.
Рубрика “Оранжевый Еж” предложил…” уже ждет вас, мои читатели, на следующей странице!