Почитай-ка

Дорогие мои читатели!

Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством замечательных детских писательниц – Марии Скребцовой и Александрой Лопатиной.  

Они являются авторами целой серии книг для детей и  пишут добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие стихи и сказки. Авторами написано более 50 книг, а это более 1000 сказок.

Сказка, которую я вам предлагаю, вошла в сборник “СКАЗЫ МАТУШКИ ЗЕМЛИ”. Написала ее Мария Вововна Скребцова московская художница, поэтесса и детская писательница.

Родилась в 1968 г. в г. Москве. Закончила институт ин. языков им. Мориса Тереза по специальности педагог и переводчик французского и английского языков. Автор многочисленных сборник стихов и детских книг. Впервые начала публиковаться в 1991 году.

* * *

Только вот беда – нет в этой сказке иллюстраций!

Прошу вас, ребята, нарисуйте их для этой доброй сказки! 

И обязательно ответьте на вопросы в конце!

 

* * *

                  СКАЗКА О ВРЕМЕНАХ ГОДА

Вырос у отца с матерью сын, и спросил его отец:

—  Какая работа тебе больше всего по душе?

—  Я люблю сказки рассказывать, — улыбнулся сын.

—  Сказки — это отдых, а я про работу спрашиваю, — заметил отец.

—  Сказки рассказывать — тоже работа, — ответил сын.

—   Ищи того, кто за такую работу платит, — рассердился отец и выгнал сына из дома.

 

  1. Пошел юноша через лес. Ночь настала морозная. Вышел он на поляну и ахнул. Сидит на сияющем троне королева в белоснежных сверкающих одеждах, а рядом с ней три королевича стоят в белых кафтанах. Поклонился юноша, а королева говорит:

—  Я королева Зима, это — мои сыновья: Декабрь, Январь и Февраль. А ты кто таков?

—   Я Иван, матушкин сын. Возьмите меня на работу, буду вам сказки рассказывать.

Отказалась королева, но королевичи попросили:

—  Пусть расскажет, мама, пока мы сидим, времени своего ждем.

«Было у королевы Зимы три сына: Декабрь, Январь и Февраль, — стал рассказывать Иван. — Вырастила их мать богатырями и отпустила гулять по белу свету. Идет Декабрь по земле. Кругом деревья стоят голые, трава поникшая. Не понравилось это Декабрю и стал он белую пушистую шубу надевать на землю.

—  Спасибо тебе, Декабрь, — вздохнула земля, — под твоей шубой тепло мне будет спать!

Только присел Декабрь отдохнуть, слышит под елью зайчик плачет.

—   Как мне теперь, серенькому, по белому снегу бегать?

Увидит меня лиса и съест.

—   Не плачь, заяц, я и тебе тоже шубку белую сошью, — предложил Декабрь и прикоснулся к зайчику волшебной снежной палочкой. В тот же миг стал зайка белым. Весь месяц при- бегали зайцы к Декабрю белые шубки получать.

Через месяц Декабрь сменил брат Январь и говорит сердито: «Не показал ты, Декабрь, людям нашу силу. Завтра я такой мороз устрою, что никто носа не высунет!»

Принялся Январь морозить. Заблестели морозные искры повсюду, засияли на окнах узоры ледяные. Дети, как увидели эти узоры, в ладоши захлопали, оделись теплее и выскочили на улицу с санками и коньками. Полили они горки и катки водой. На морозе вода быстро в лед превратилась. Стали дети на санках и коньках кататься, щеки у них раскраснелись. Целый месяц работал Январь, пока не сменил его Февраль.

Он решил вьюгами и метелями людей удивить. Насыпал снега сугробы и лег отдохнуть. Тут вышли дети гулять, из мокрого снега снеговиков слепили, снежные крепости построили, в снежки играют, смеются и кричат:

—  Спасибо, Февраль. Еще добавь нам снега.

—   И мне добавь снега, — вздохнула сквозь сон земля, — чтобы больше было талой водицы для моих растений».

Закончил сказку юноша, захлопали в ладоши все три королевича:

—   Спасибо тебе, Иван. Пора нам за работу приниматься.

Все сделаем, как ты в сказке рассказал.

—  Вот тебе плата за сказку, — сказала королева Зима и протянула юноше пригоршню льдинок. Поклонился Иван, сложил льдинки в сумку, а они в бриллианты превратились.

 

     2. Пошел юноша дальше. Много дорог он исходил, пока не вышел на усыпанную подснежниками поляну в лесу. Посреди поляны сидела прекрасная девушка в нежно-салатовом платье. Поклонился ей Иван, а девушка говорит.

—  Я королева Весна, а ты кто будешь, и зачем пришел?

—  Я Иван, работу ищу, умею сказки рассказывать.

Тут на поляну выскочили три королевича в узорных одеждах, бегут наперегонки, кричат.

—   Расскажи такую сказку, чтобы мои сыновья озорники угомонились, — попросила Весна, и Иван начал рассказывать.

«Жила на свете прекрасная королевна Весна в шелковом платье из молодых листиков, украшенном хрустальной капелью. Выросли у нее три сына: Март, Апрель и Май. Старший сын Март часто озорничал. Растопит снег и сделает на месте леса озеро из талой воды. Звери из норок в страхе выскакивают, от воды спасаются, а он смеется. 

Однажды попросил Март у Февраля немного мороза. Пока ждал мороз, уснул на поляне. От теплого дыхания Марта снег вокруг растопился, а когда пришел мороз, вода замерзла. Проснулся Март в ледяном плену, не может пошевелиться. Просит он землю:

—  Позови скорей солнышко, пусть оно лед растопит!

— Видишь, как плохо, когда тебя льдом весной сковывает, — заметила земля. — Обещай не озорничать, и я позову солнышко. Дал Март обещание, что больше не будет шутить над при- родой. Стал он помогать талой воде искать путь к рекам и ру-

чьям, а росточкам пробиваться из-под земли.

Апрель и Май, узнав о добрых делах Марта, тоже решили сделать что-нибудь доброе и пришли к матушке Весне за советом.

Март сшил земле красивое зеленое платье, а вы его украсьте, — отвечает Весна.

Подумали Май и Апрель и стали из своих разноцветных кафтанов выдергивать цветные ниточки и пускать их по белому свету. Белая нитка, упав на землю, становилась цветущим ландышем или ромашкой, голубая – превратилась в незабудку, а золотая стала желтым одуванчиком. От благоухания и красоты этих цветов так радостно стало на земле, что все люди благодарили королеву Весну и ее сыновей».

Как только сказка кончилась, Март, Апрель и Май тут же за дело принялись, а Весна сказала:

—  Спасибо, Иван, за чудесную сказку.

Собрала Весна с полян лепестки разных цветов и высыпала их в сумку юноши. Тут же превратились лепестки в драгоцен- ные камни.Пошел Иван дальше.

 

    3.  Долго ли, коротко ли шел, вдруг навстречу ему скачет сто пар кузнечиков со скрипочками, а за ними четыре больших лягушки, одетые в зеленые атласные кафтаны несут на своих плечах золотой трон. 

На троне сидит красивая молодая женщина с рыжими, кудрявыми волосами, пахнущими медом, и загорелым лицом. Поклонился ей юноша, а она говорит:

—  Мое имя — Лето. А ты кто такой, и что здесь делаешь?

—  Я Иван, ищу работу. Умею сказки рассказывать.

—   Сказок мне не надо, — отвечает королева. Но едва она это сказала, как появились три загорелых молодца: Июнь, Июль, Август, и попросили мать:

—  Позволь, мама, Ивану рассказать нам сказки. Ночи такие долгие и скучные.

—  Будь по-вашему! — согласилась королева, и Иван начал рассказывать:

«Расписные атласные одежды носила королева Лето, а рыжие кудри ее украшала корона из цветов и ягод. Однажды пришли к королеве трое ее сыновей: Июнь, Июль и Август и спросили:

—  Какое нам особенное дело сделать на земле, мама?

—  Главное, всем помогать, это и будет особенное дело, — ответило Лето.

Пошел первый из братьев — Июнь в лес и видит, старушка хворост собирает. Решил он ей помочь, залез на дерево и стал сухие ветки ломать да сбрасывать их вниз.

Уколол себе Июнь руку острым сучком, и капли крови стали падать в траву. На земле они превратились в крупные ягоды земляники. Увидели их люди и бросились собирать вкусные ягоды.

Июль увидел липы, растущие вокруг деревни, и их ветви душистыми светло-желтыми цветочками украсил. Пахли эти цветочки так сильно, что дикие лесные пчелы прилетели к ним за нектаром сладким. Помог Июль жителям деревни заключить с пчелами союз. Стали они делиться с людьми медом, а люди пчелкам ульи построили. 

Когда пришел черед Августа, он позолотил колосья, рассадил васильки по краям золотых полей и угостил людей сладкими яблочками. Много добрых слов сказали люди Лету и ее сыновьям за заботу».

Закончил сказку Иван, а королевичи за работу принялись. Королева Лето насыпала Ивану полную сумку золотой пшеницы и сказала: «Зерна эти волшебные, из одного зернышка поле пшеницы можно вырастить».Поблагодарил Иван Лето и пошел дальше. 

 

     4.   Идет, а навстречу ему королева в бархатном желто-красном платье с подносом, полным фруктов и овощей. Поклонился ей юноша, а она говорит:

—  Я королева Осень. Угостись моими дарами да расскажи, кто ты и куда идешь?

—  Я Иван, ищу работу. Умею сказки рассказывать. Тут на поляну выбежали двое юношей и закричали.

—  Мама, наш брат Ноябрь пропал. Он сказал, что одежда у него серая, работа скучная, и исчез.

—  Видишь, Иван, не до сказок нам, надо идти Ноябрь ис- кать, — расстроилась Осень.

—   Пусть твои сыновья — Сентябрь и Октябрь перекусят перед дорогой, а я им пока сказку расскажу, — предложил Иван и начал рассказывать.

«Краше нет на свете королевы Осени. Одета королева в пурпурное с золотом платье, на голове ее сверкает корона из золотых листьев. Катит она по земле в золотой карете, наполненной дарами земли, и щедро всех угощает.

Три сына есть у Осени: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Сшила матушка Сентябрю и Октябрю бархатные кафтаны из желтых и красных листьев. А когда пришла очередь Ноября, остались у Осени только бурые скрученные листья. Не понравился Ноябрю его кафтан бурого света. Обиделся он и убежал. Плачет природа под холодным дождем, а Ноября нет, значит и зима не наступает. Наконец, попросила природа зиму раньше срока прийти. Пошел крупный снег, облепил не упавшие листья, затрещали ветки у деревьев от тяжести, заплакали они:

—  Спаси нас, Ноябрь. Ты не пришел. Мы листья не успели сбросить, к зиме не подготовились.

Понял тут Ноябрь, что он натворил, вернулся и принялся за работу. Листву с деревьев снял, ягоды рябины подсластил. Всех, кому зимой спать положено, колыбельными песнями усыпил».

Кончил Иван рассказывать сказку. Тут вылез из кустов Ноябрь и говорит:

—   Прости меня, матушка Осень, простите, братцы, Сентябрь и Октябрь, что дело свое забыл, на пустяки обиделся. Надо нам в путь собираться, осень начинается.

Ушли братья, а Осень Ивану полную сумку золотых листьев насыпала в награду. Превратились листья в золотые монеты.

 

Вернулся Иван домой и говорит: «Вот вам богатство, родители, живите в тепле и почете, а я снова по земле пойду, сказки людям рассказывать».

Вопросы и задания:

  • Что дарит людям каждый месяц года?

  •  Какой из месяцев тебе нравится больше всего? Какой из них тебе кажется самым сказочным?

  • Дай свои сказочные имена каждому месяцу года.

  • Представь, что ты пришел в гости к королеве какого-либо времени года. Расскажи об этом сказку.

  • Что произойдет, если потеряется какой-либо месяц года? Представь, что тебя попросили его найти. Как бы ты его искал?

  • Нарисуй портрет королевы времени годы, которая тебе больше всего нравится.

А эти стихи про времена года  написала для вас, ребята,  

Мария Александровна Лопатина.

 (1951 г. рождения, преподаватель мировой художественной культуры и истории религии).

 

Январь

Месяц праздничный Январь

Открывает календарь.

Он каникулы приносит, 

Отдохнуть детишек просит.

С гор на санках полетать,

 Лыжи быстрые достать, 

Крепость снежную слепить 

И не ссориться — дружить.

Вопросы и задания:

•   Какой характер у января? Что он дарит детям?

•   Как ты обычно проводишь зимние каникулы?

•   Нарисуй узоры, которые рисует в январе мороз на окне. 

 

Февраль

В феврале бушует вьюга —

Беспокойная подруга.

Вихри снежные кружат 

Ночи целые подряд.

Не проехать, не пройти— 

Замела метель пути.

Пусть она себе метет,

В дом наш снег не попадет.

Вопросы и задания:

•   Почему в феврале часто бывают вьюги и метели?

•   Придумай сказку о том, как февраль подружился с ветром, и началась вьюга.

•   Когда ты сидишь дома, а за окном метет метель, что ты чувствуешь?

•   Нарисуй метель за окном. 

 

Март

Всем известно, без сомнений,

Март не зимний, а весенний:

Пусть еще сугробы в нем,

Веет дальним он теплом.

Мы с зимой уже простились, 

Холода давно забылись.

Мартовский мороз не злой, 

Греться не зовет домой.

Вопросы и задания:

•   Придумай сказку, как Февраль и Март поспорили, кто из них лучше.

•   Чем запах мартовского снега отличается от февральского?

•   Нарисуй мартовскую сосульку.

 

Апрель                   

Зазвенела вновь капель —

В гости к нам пришел Апрель. 

Превратил в ручьи дорожки,

 Всем велел надеть сапожки.

Нас во двор позвал играть,

 В лужах лодочки пускать, 

Толк он в играх этих знает,

 Он всегда с водой играет.

Вопросы и задания:

•   Чем весенний ручей отличается от обычного ручейка?

•   Любишь ли ты играть с весенними ручьями?

•   Представь, что ты стал маленьким и плывешь на лодочке по апрельскому ручью. Расскажи о своем путешествии.

•   Нарисуй лодочку в весеннем ручье. 

 

Май                

В мае жарко не бывает, 

Солнце нас не обжигает, 

Только иногда щекочет — 

Скромным показаться хочет.

       Май к нам лето приближает,

       С нами Май о нем мечтает.

       С господином добрым Маем

       Отдых летний предвкушаем!

Вопросы и задания:

•   Почему Май добрый господин?

•   Какие цветы расцветают в мае?

•   Нарисуй венок из майских цветов.

 

Июнь         

Наконец, Июнь настал,

Нам каникулы он дал. 

Будем бегать и резвиться,

Будем мы парить как птицы.

      Дома нас не удержать, 

      Разрешил Июнь гулять

      Нам с утра до поздней ночи. 

      Он детишек любит очень!

Вопросы и задания:

•   Какой подарок ты хотел бы получить от июня?

•   Придумай сказку, почему в июне самые длинные дни и самые короткие ночи.

 

Июль                    

Мы с моей сестренкой Юлей 

В море плаваем в Июле,

Или в озере большом, 

Или в речке под мостом.

                                     Мы в Июле загораем, 

                                     Спинки солнцу подставляем.

                                     Мы в Июле не ребятки,

            Мы с сестренкой — шоколадки.

Вопросы и задания:

•   За что ты больше всего любишь июль?

•   Перечисли все дела, которые ты делаешь в июле.

•   Нарисуй дары июля. 

 

Август

               

Что-то август загрустил, 

Небо тучками покрыл. 

Может, осень ему снится? 

Август осени боится.

       Август, милый, ты не плачь,

       Мы еще не едем с дач!

       Лучше деток накорми

       Яблочками сочными!

Вопросы и задания:

•   Почему август боится осени?

•   Жалко ли тебе прощаться с летом и почему?

•   Нарисуй корзину с сочными дарами августа.

 

Сентябрь     

В дверь Сентябрь постучался,

 В гости к нам давно он рвался, 

Бедный август торопил,

Чтоб скорее уходил.

        Сентябрю открыли дверь,

        С ним пожить хотим теперь. 

        Он принес с собою груз —

        Сочный, сахарный арбуз.

Вопросы и задания:

•   Почему сентябрь торопил август?

•   Какого цвета сентябрь?

 

Октябрь             

Золотой наряд природа 

Носит в этот месяц года,

В ярких красках октября 

Ходит модница земля.

        В октябре она царица, 

        Красотой своей гордится. 

        Жаль, отдать придется трон 

        Ноябрю — за дверью он.

Вопросы и задания:

•   Что надо сказать октябрю, чтобы он уступил свой трон брату ноябрю, и не расстраивался?

•   Нарисуй платье из осенних листочков, которое носит модница земля в октябре.

 

Ноябрь               

Месяц этот самый хмурый,

Мы лежим с температурой — 

Под холодный дождь попали 

И, конечно, зачихали.

      Загрустил наш двор без нас,

      Он заброшенный сейчас.

      Натворил Ноябрь дел, 

      Не к добру он осмелел.

Вопросы и задания:

•   Почему ноябрь часто хмурится?

•   Придумай сказку, как братцы сентябрь и октябрь развеселили ноябрь.

 

Декабрь     

Выпал в Декабре снежок,

Нежный, мягкий как пушок. 

Сшил Декабрь покрывало 

Для земли, чтоб не страдала.

       Из тончайших ниток нежных,

       Не цветных, а белоснежных. 

       Стала белою земля

       От заботы Декабря. Вопросы и задания:

•   Какой характер у декабря?

•   Какой месяц зимы нравится тебя больше всего?

•   Нарисуй белое покрывало, которое выткал декабрь.

Подробнее с методикой А. Лопатиной и М.Скребцовой 

 

взрослые могут познакомиться перейдя по ссылке.

А я жду ваших отзывов о прочитанной сказке и о стихах!

А также очень жду ваших рисунков-иллюстраций к ним!

Пишите мне, взрослые и дети!!!

 

Мой адрес прежний – Узнайки и Умейки