Педагоги сочиняют, играют, творят вместе с детьми

Дорогие наши взрослые читатели,

У нас – первые гости, которых мы давно собирались пригласить в эту рубрику! 

Это наши друзья и единомышленники из замечательного красноярского детского сада «Журавушка» гимназии «Универс» – Мария Александровна Попова, воспитатель группы «Радуга», и Елена Владиславовна Ралюк, руководитель этого детского сада. Мы попросили их рассказать об их замечательной работе. Точнее, пока – о ее очень небольшой части, поскольку у них много всего интересного делается, и, как вы понимаете, сразу обо всем рассказать невозможно! 

Вот какой разговор у нас получился.

Как живут и почему шьют дети и взрослые в красноярском детском саду «Журавушка»

Интервью с нашими друзьями –Марией Александровной Поповой, воспитателем группы «Радуга», Еленой Владиславовной Ралюк, руководителем детского сада «Журавушка» 

Красноярской университетской гимназии № 1- «Универс» 

Любовь Кларина: Дорогие друзья, мы очень рады, что именно вы – первые гости на страницах нашего журнала «Оранжевый Ёж». Не будем скрывать, мы с вами уже довольно давно знакомы! Многие педагоги наших детских садов смотрели видеоматериалы из жизни «Журавушки», слышали рассказы о ней на конференциях… Мне вообще однажды очень повезло побывать в вашем замечательном детском саду и «вживую» познакомиться с тем, что и как вы делаете вместе с детьми. Но очень хочется узнать больше! Тем более, что вы на месте не стоите… 

Поэтому прежде, чем мы приступим к основной теме сегодняшнего разговора – о том, как получается, что и дети, и взрослые у вас увлечены шитьем, – пожалуйста, расскажите взрослым читателям нашего журнала о вашем детском садике – о том, что сейчас считаете для себя главным, о ваших поисках и последних находках. Ну и, конечно, о том, о чем вам самим хочется рассказать…

Елена Ралюк: С удовольствием! Когда-то давно мы задали себе вопрос: «Для чего мы (мы – как детский сад) существуем?». После долгих обсуждений и семинаров появилась фраза, которую можно назвать девизом детского сада «Журавушка»: Мы существуем для того, чтобы у наших детей было настоящее детство. 

Что это значит?  Это значит, что все, что мы делаем – это результат поиска способов проживания настоящего дошкольного содержания. Такого уникального содержания, которое или случается сейчас, или не случается никогда! Прежде всего, это содержание проживается через игру и другие детские дела: общение, эксперименты, строительство, творчество, движение. 

Тогда же мы сформулировали основные ценности нашего детского сада, на которые опираемся при принятии важных решений. Например, когда нам надо решить, стоит ли браться за то или иное дело. Такими ценностями для нас стали: осознанный выбор, поиск нетривиальных решений, возможность для взрослого оставаться ребенком, готовность к риску, если понимаем зачем. 

В результате наших научных поисков было разработано понятие ИНИЦИАТИВНОСТИ как способности преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом. Мы ориентируемся на детскую инициативность как на образовательный результат, наиболее ярко характеризующий итог проживания дошкольного детства. Инициативность – стержень собственной образовательной программы нашего детского сада. Вокруг стержня нанизываются способы работы, технологии, которые призваны эту инициативность пробуждать, поддерживать, развивать, укреплять. 

Мы все время в поиске таких способов работы, которые, с одной стороны, обеспечивают детскую инициативность, с другой, отражают наши ценности. На данный момент времени у нас преобладают такие способы: поддержка игры во всех ее проявлениях, детско-взрослые проекты, детский круг как совет, управление предметно-пространственной средой, создание групп-тандемов, технология Anji Play, игра с глиной, строительство в среде «Бабашки», сочинение с детьми историй

При этом наши педагоги могут заниматься с детьми делами, которые увлекают их самих. Ведь по большому счету не так важно, что именно делать с детьми, важно – как делать и понимать, благодаря чему происходит развитие. А главное, чтобы и взрослым, и детям было интересно! Мы верим, что удовольствие от совместного дела – главный импульс для развития и необходимая почва для проживания настоящего детства.

 

 Любовь Кларина: Спасибо, Елена Владиславовна! Из Вашего рассказа ясно, что основа у вас очень и очень серьёзная! Есть девиз, выражающий смысл деятельности детского сада, осознанно выбранные ценности, инициативность как стержень образовательной программы, осмысленные способы работы, которые соответствуют выбранным ценностям и помогают развивать детскую инициативность и, кроме того, содержание, которое позволяет получать детям и взрослым удовольствие от совместных дел.

Насколько я понимаю, шитье – это одно из тех совместных дел, которое приносит удовольствие многим обитателям «Журавушки»! Не говоря уж о развитии их инициативы. И начала это замечательное дело Мария Александровна Попова, главный герой нашего сегодняшнего интервью. Она – человек скромный, о своих достижениях и заслугах сама, конечно, говорить не будет.  Поэтому представьте ее нашим читателям, пожалуйста. 

Елена Ралюк: Мария Александровна – как раз из тех педагогов, которые из любой деятельности с детьми создают совместный увлекательный процесс или даже событие.  Кроме того, Мария Александровна непрерывно анализирует свой опыт и может гибко, «здесь и сейчас» реагировать на ситуацию так, чтобы она становилась значимой, продвигающей и для детей, и для нее самой. Я считаю, что это – высший педагогический пилотаж! И еще – Мария Александровна сама увлечена творчеством и вообще жизнью! А это не может не заражать детей! 

Любовь Кларина: Мария Александровна, скажите, пожалуйста, как давно Вы увлекаетесь шитьем? Что Вам нравится шить больше всего? 

Мария Попова: Мое увлечение – родом из детства. Мы шили одежду куклам из лоскутков, без выкроек, потом менялись с подружками этой одеждой. Одежду себе я шить не научилась, но вот маленькие вещицы, брошки, сумочки шью с удовольствием, больше даже не шью, а вышиваю. Вот так, например:

Любовь Кларина: Не могу не похвастаться! У меня есть вот такой чудесный талисман, сделанный руками Марии Александровн. Когда мы были в «Журавушке», я увидела у нее в группе потрясающую куклу, с которой совершенно замечательно играли дети! Оказалось, она ее сшила сама! А на следующий день я получила такой вот подарок:

Мария Александровна, как у Вас появилась идея шить с детьми? С чего все началось? 

Мария Попова: У нас в детском саду есть традиция – в ноябре отмечать Праздник Фонариков.  А перед этим праздником в группе всегда шили гномов.

Я очень люблю рукодельничать. Получаю от этого огромное удовольствие! И мне очень хочется делиться этим удовольствием с детьми, причем делать это не только в ноябре! 

К тому же, как педагог я, конечно, не могу не видеть, что шитье дает потрясающий эффект! У детей отлично развивается мелкая моторика, координация движений.   При этом происходит такая нужная подготовка руки ребенка к письму. Ведь держать иголку сложнее, чем ручку. Да и скоординировать действия при шитье трудно. Если дети пробуют шить, приобретают такой опыт, то им, скорее всего, легче будет и с письмом. 

Я против того, чтобы учить ребенка непосредственно письму. Мне интуитивно кажется, что не в этом суть – не в держании ручки. Думаю, что можно к этому подойти по-другому – с разными детьми по-разному. Путей много! Мне вообще любопытно искать разные пути для развития разных детей… Такие, чтобы это было не вымученно, а интересно для них, увлекательно!

 

Кроме того, я заметила, что во время шитья медлительные, стеснительные дети раскрепощаются, а быстрые, стремительные, наоборот, успокаиваются, как бы замедляются, становятся более усидчивыми. Но главное – все дети получают удовольствие от этого процесса.

И таким образом, шитье, начинавшееся в нашей группе перед Праздником Фонариков, перекочевало и в другие события, и в проекты детей. 

Любовь Кларина: В вашей группе шьют все дети?

Мария Попова: Нет, не все, но большинство – шьют. Пробуют шить все, но есть те, кому этот способ не подходит. Правда, таких детей мало.

Любовь Кларина: Мне кажется, что не может не быть детей (людей!), которые шить не будут. Думаю, найдутся такие, кто даже и пробовать не станет. Но, все же, интересно – по Вашим наблюдениям, каких детей шитье не привлекает? В чем их особенности? 

Мария Попова: Нет, обычно дети легко пробуют новое, особенно при поддержке. А поскольку пробовать новое трудно, то мы их, конечно, всячески поддерживаем.

По моим наблюдениям, дети, которых шитье не привлекает, это почти всегда мальчики. Чаще всего, у них трудности с развитием моторики, и, пожалуй, с уверенностью. Среди них дети, которые перешли к нам в группу из других детских садов в 5 лет. Им трудно быстро перестроиться, сложно общаться со сверстниками. Этим детям очень помогает игра.

Но я все время в поисках деятельности, которая бы заменила им шитье, в такой же степени помогая их развитию. У нас в группе есть столярная мастерская. С детьми приходит заниматься специалист этого дела. Там пара не шьющих мальчиков с удовольствием забивают гвозди. Еще есть дети, которые в группе не шьют, но дома настаивают, чтобы мамы с ними шили. Это, как правило, трех – четырехлетние дети, которые ходят в детский сад первый год. 

Но это, все же, единичные случаи. Дело в том, что шитье привлекает детей, потому что оно является настоящим делом! А дети по природе своей не терпят имитаций. Они ведь, и играя, стараются проживать взрослую жизнь. Шитье для них – это приобщение к миру взрослых, которое уже происходит – здесь и сейчас.

Когда малыши, да и дети постарше, видят пусть маленькую, но сшитую самостоятельно игрушку, их охватывает настоящая радость! Тут и хвалить не нужно! У ребенка появляется гордость за свой труд. Эта гордость – особая ценность! Она как росток уверенности в будущем, желание совершенствоваться не ради похвалы, а ради результата, потому что результат становится важен самому ребенку. 

И результат одного ребенка мотивирует других. Так дети «заражают» друг друга и друг у друга учатся.

Этот мальчик (4 года) сшил игрушку – привидение по своему эскизу.

Любовь Кларина: Привидение?! 

Мария Попова: Да, его очень занимает тема привидений. Он и на Новогоднем празднике захотел быть привидением! Возможно, он таким образом освобождается от своих страхов. Интересно, что когда у него появилось желание сшить привидение, он долго пытался мне объяснить, какое оно. Я попросила его нарисовать, не особенно надеясь, что сможет. Но, к моему удивлению, он нарисовал, вырезал, а потом сшил.

А однажды четырехлетняя девочка, рано утром пришедшая в детский сад, говорит мне: 

  • Я люблю шить…  

  • А почему ты любишь?

  • Ну, я могу маме подарить игрушку. Я люблю всем дарить!

Это же очень важно для ребенка, когда он может сам сделать подарок! Такой сложный для него, настоящий. 

 

Вот, например, эта шестилетняя девочка, которая в группе шила уже третий год, делала брошки и дарила их всем родным. Сейчас она уже первоклассница. 

А вот это – наша самая азартная швея. Ей тоже 6 лет. Игрушка, которую она держит, выполнена ею по собственной идее полностью самостоятельно. 

Шитье для нее стало настоящим увлечением! Она сама выкраивает игрушки, реализуя свои идеи. Она шьет и дома! Ее мама очень благодарна детскому саду за такое хобби ребенка.

 Любовь Кларина: Когда и как вы организуете процесс шитья с детьми? Это же, наверное, сложно и опасно – дети с иголками, ножницами…?

 

Мария Попова: Специальных занятий по шитью у нас нет, кружка – тоже. Просто во время утреннего круга мы предлагаем желающим заняться шитьем, и некоторые дети могут выбрать это занятие для себя. Если проанализировать учебный год, то общая тенденция такая: шьём, начиная с ноября, в ноябре – декабре достаточно часто, потом, как правило, реже, но бывает по-разному. 

Я шью максимум с десятью детьми одновременно. Это – мой рекорд и это трудно. «Не поранятся ли дети?» – такой вопрос задают мне многие.  Нет, хотя мы шьем самыми обычными иголками, дети совсем не колются, даже малыши. 

Конечно, процессы работы трехлетнего и шестилетнего ребенка различаются, как и работа воспитателя с ними. За трехлетку почти все шьет взрослый. Трехлетний малыш может сделать лишь пару стежков. Старшие справляются сами. У них уже появляются свои идеи, они самостоятельно кроят, понимая, что и как будет крепиться. Работают все с усердием!

Дети сами выбирают ткань (обычно мы шьем из фетра или флиса), выбирают выкройку или предлагают свою. Нитки в иголки вставлять и узелки завязывать не всегда могут ни старшие, ни младшие, но на это есть взрослый рядом. Взрослый здесь играет роль помощника, умельца. Я стараюсь не учить, а просто показывать пример, попутно объясняя суть процесса. 

 Наблюдая за детьми в процессе шитья, убеждаешься: рукодельничая, ребенок понимает, что он может многое делать сам. Это вдохновляет его, он очень старается научиться, проявляя при этом максимум терпения. Меня всегда поражает, как прямо на глазах зарождается усидчивость, умение подождать, пока взрослый поможет не тебе, а другому ребенку. Иными словами, появляется та самая произвольность, которая с таким трудом развивается у детей. И это, конечно, очень важный образовательный результат занятия шитьем. Причем, такого самого занятия, которое очень нравится нашим детям!

Да и сам процесс шитья с детьми – просто волшебный! Мы разговариваем, дети что-то рассказывают, иногда молчим или поем что-то, смеемся. Взрослые и старшие дети помогают маленьким, те, кто уже умеет, объясняет соседу. Настоящее и очень человечное общение. Даже иногда сложно решить, что более ценно: наше общение или «продукт» ребенка – то рукоделие, которое у него получилось. 

Любовь Кларина: Знаете, ваш процесс шитья с детьми, по-моему, напоминает старинные русские традиции, когда женская часть деревенских жителей зимними вечерами собиралась у кого-нибудь в избе, и они вместе пряли, шили, занимались рукоделием. При этом пели, рассказывали сказки, разные истории, перенимали друг у друга мастерство… 

С другой стороны, если описать ваши «рукодельные посиделки» сухим языком дошкольной дидактики, то можно сказать, что в организуемом Вами процессе шитья осуществляется интегрированное образование детей. В самом деле, тут одновременно решаются задачи разных образовательных областей. В познавательно-исследовательской области, например, это – развитие представлений о свойствах материалов, о количестве, размере, способах измерения, форме, о части и целом, о способах рационального использования материала; в социально-коммуникативной области – освоение ценностей и норм общения, правил безопасного поведения, умений участвовать в совместной деятельности, приобщение к труду, развитие уважительного к нему отношения; в художественно-эстетической области – развитие воображения в ходе создания нужного образа, освоение способов дизайна, совершенствование навыков пения, слушания и рассказывания сказок, историй, стихов; в области речевого развития – освоение речевого этикета, умений задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог, рассказывать; в области физического развития – развитие  моторики, координации движений. 

Из Вашего рассказа ясно, что происходит и интеграция разных видов детской деятельности – конструирования, экспериментирования, моделирования и многих других. Кроме того, благодаря так организованному шитью дети сильно продвигаются в личностном развитии. Вы говорили об этом – о развитии терпения, аккуратности, произвольности, самостоятельности, о развитии эмпатии – сочувствия, желания и умения помочь другому, о развитии регулятивных способностей – целеполагания, планирования, подбора нужных средств и способов деятельности, анализа и рефлексии. 

Важно еще, что при этом развиваются способности преодолевать свои недостатки, совершенствоваться. Иначе говоря, в процессе шитья у детей развивается умение учиться в настоящем смысле этого слова! В том смысле, о котором говорил Василий Васильевич Давыдов: уметь учиться – «учить себя» – означает обладать способностями «преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности – в отношении с самим собой как человеком неумелым и ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, делать себя другим».

Кстати, кому-то из детей, может быть, хочется даже не столько шить, сколько вот так замечательно общаться, как это у вас при шитье получается. Хочется попасть в эту приятную, теплую атмосферу «взрослой компании», где все увлечены настоящим делом и всем так хорошо! И если для того, чтобы быть там на равных, надо шить, что ж, можно и шить! 

Тут невольно вспоминается сказка Ганса Христиана Андерсена. Помните, как «гадкий утенок» мечтал о том, чтобы белые лебеди приняли его в свою стаю…?

Елена Ралюк: Совершенно согласна! Детей ведь вообще всегда привлекают «взрослые» дела. В ребенке заложено стремление становиться взрослее, лучше, более умелым. Мы иногда забываем про это, наивно полагая, что это мы их «тянем» к нашей взрослой культуре, что только от нас все зависит. Из-за этого взрослые часто боятся потерять контроль, а ребенку так важно чувствовать, что ему доверяют…

 

Любовь Кларина: Да, и боясь потерять контроль или чего-то «недодать», взрослые часто излишне опекают детей, тем самым лишая их самостоятельности, отбирая у них возможности делать собственные открытия, блокируя их инициативу.

Скажите, Мария Александровна, только Вы шьете с детьми в вашей группе, или кто-то еще этим занимается с ними?

Мария Попова: Когда-то в группе с детьми шила только я, но постепенно все педагоги, да и помощники воспитателей втянулись в этот процесс. Например, в последнем детско-взрослом проекте про кошек одна из мам-рукодельниц провела с детьми мастер-класс по шитью котиков из лоскутков. Шитье вообще стало традицией нашей группы. Мы все шьем разное и по-разному, в разном темпе, но для всех нас этот вид творчества стал ценным! Навык шитья, может быть, кому-то кажущийся не современным, на самом деле, такой настоящий, человеческий, что нам хочется, чтобы дети этому научились! 

Любовь Кларина: Таким образом, Вы уверены, что шитье полезно, что стоит тратить на него время и силы – и свои, и детей?

Мария Попова: Да, безусловно! Эта деятельность помогает нам всем – и взрослым, и детям общаться, получать радость от работы. Мне – от своей педагогической, детям – от своей творческой. 

Но все это может быть только при том условии, что деятельность, которой занимаешься, интересна, доставляет удовольствие, которым «заражаются» и дети. Тогда – как бы сами собой – появляются результаты: у детей растет уверенность в своих силах и возможностях, терпение, отношение к собственному труду как к процессу творчества, радость совместного труда, знакомство с новым видом деятельности, тренировка руки, умение резать, кроить и т.д.

Любовь Кларина: Перед тем, как задать следующий вопрос, некоторое «предисловие» к нему. 

Правильно ли я понимаю: на основе интереса к шитью, рукоделию – интереса, который стал общим для всех в вашей группе, вам удалось создать настоящую событийную общность. В этой общности вы вместе проживаете – и эмоционально, и деятельностно помогая друг другу – те события, которые происходят с каждым и со всеми вместе. И эта ваша общность помогает развитию субъектности каждого ее участника. В самом деле, если исходить из метафорической модели субъектности «ХОЧУ! МОГУ! БУДУ!», то можно сказать, что у детей возникает желание шить (мотивы могут быть самыми разными: игрушка себе, подарки другим, атрибуты для праздника, для разыгрывания сказки и т.д.) – «ХОЧУ!». С помощью взрослого ребенок осваивает нужные ему для этого способы и средства (тоже самые разные: от умения держать иголку, резать, кроить до умения придумывать образы будущего изделия, делать его выкройку и т.д.) – «МОГУ!» и преодолевает всевозможные препятствия на пути воплощения своих замыслов (трудоемкость шитья, усталость, недостаток терпения, необходимость что-то исправить, переделать, сомнения – свои и других, что что-то получится, и т.д.) – «БУДУ!».  У взрослых «ХОЧУ! МОГУ! БУДУ!» появляется и развивается по отношению к освоению с детьми той деятельности, которая им интересна: 

  • «Хочу!» и «Буду!», не смотря на возникающие трудности, неверие других в то, что это возможно и т.д.), 

  • «Могу!» освоить и совершенствовать те средства и способы собственной педагогической деятельности (наблюдение, анализ и рефлексия, проектирование и др.), которые нужны для развития детей в процессе этого вида деятельности.  

Сама деятельность детей и ее результаты становятся СОБЫТИЯМИ для всех. – В том смысле, что они влияют на дальнейшую жизнь, изменяют ее. У ребенка меняется собственное отношение к себе и отношение к нему окружающих. Взрослые совершенствуются в своем профессионализме, понимают, что они и дальше могут обнаруживать новые интересные возможности, которые находят отклик у детей, помогают их образованию и развитию.

Как вы думаете, так ли это? 

Елена Ралюк: Да, безусловно, я вообще думаю, что самое главное, что мы можем сделать в дошкольном возрасте с детьми, так это помочь испытывать радость «У меня получилось!». И если получилось что-то действительно трудное, что-то настоящее, важное, то вообще хорошо! Тогда их «хочу, могу, буду!» укрепляется и вдохновляет на разные дела и детей, и взрослых. И тогда смелых и сильных становится больше! А происходит это именно в СО-бытии, событии не обязательно в смысле вспышки или фейерверка, а в смысле именно СОвместного БЫТИЯ взрослого и ребенка, где созвучны их голоса, где каждый – это часть общности, но, это – именно он, его личная история. Ради этого ощущения и появляется охота, желание преодолевать трудности!

Мария Попова: Да, это традиция нашего детского сада – стараться создавать событийную общность, на основе интересов детей. Мы стараемся это максимально поддерживать, развивать, обдумывать. Для меня важна человеческая радость – чтобы все «ХОЧУ! МОГУ! БУДУ!» проживались с удовольствием, с азартом. У детей так много азарта, энергии! Хочется не убивать все это скучной «педагогикой», а расширить, показать ребенку горизонты его возможностей. Это сложно! Мы все время в обсуждениях, сомнениях. Но работу я свою люблю, поэтому – ХОЧУ! МОГУ! БУДУ!

Любовь Кларина: В заключение нашего разговора хочу попросить Вас, Елена Владиславовна, подвести его итог: что вы считаете главным в работе  «Журавушки» – что помогает вашему замечательному детскому саду  становиться еще лучше и жить еще интереснее?

Елена Ралюк: Как я уже говорила, мы постоянно в поиске таких способов работы, которые бы обеспечивали поддержку и развитие детской инициативности. И такие способы и технологии находятся. Но опыт показывает нам, что они – не главное… Можно, например, назвать деятельность детским проектом и даже действовать по его правильной технологии, но так и не создать условий для познавательной инициативы детей. Главное – в отношениях! 

В первую очередь, в отношениях взрослого и ребенка, где важно, чтобы проявлялось доверие ребенку – его выбору, его интересам и идеям. Не только возможно, но и эффективно строить образование на том, что для ребенка имеет смысл и составляет именно его опыт. Мы так боимся, что, если дать им волю, они будут выбирать только тему про зомби (что тоже допустимо), а они выбирают Древний мир. Мы так боимся, что, если идти только от их вопросов, они никогда не выучат последовательность дней недели, а они хотят выяснить, сколько дней нужно, чтобы обойти Землю… «Детский» мир во многом шире нашего взрослого, ведь там еще все возможно. 

Важны отношения взрослого с миром. Мы уже говорили о том, как заражает детей увлеченный взрослый, сам многим интересующийся! Такому педагогу и делать ничего особенного не нужно, просто быть рядом, отражать и поддерживать детские замыслы и постепенно расширять их горизонты, зону ближайшего развития каждого, деликатно встраиваясь в деятельность детей. 

И важно доверие взрослого себе, своему чутью и наблюдениям! Ведь никакая программа не может учитывать вот этого конкретного ребенка, его особенности и ситуацию развития. 

Нужно, в свою очередь, чтобы педагоги чувствовали, что им доверяют, что предоставляют им право решать, какие занятия нужны в данный момент их детям, но это уже вопрос не педагогический, а управления и корпоративной культуры детского сада. Поддержка и проявление детской инициативы возможно там, где созданы условия для поддержки педагогов, где педагог становится автором своей педагогической деятельности, безусловно, ориентируясь на желанные образовательные результаты и наблюдения за конкретными детьми, а не действует по написанным инструкциям и программам. Тогда есть шанс, что авторами станут и дети рядом с ним. 

Любовь Кларина: Да, и в плане развития инициативности – кстати, не только детей, но и взрослых – вам, безусловно, многое удается!

Если воспользоваться словами известного психолога С.Л. Рубинштейна, который характеризовал инициативность как умение «взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне», то можно с уверенностью сказать, что в процессе шитья у Марии Александровны с детьми именно это и происходит. Мы увидели, какую мощную инициативу проявляли дети именно по собственному побуждению. – Выбрав шитье и задумав что-то свое, они активно стремились воплотить свой замысел. При этом инициатива многих детей направлялась на то, чтобы устранить «помехи» на этом пути. И они старательно восполняли недостаток нужных им умений, знаний, личностных качеств.  Некоторые инициативные дети (особенно малыши) вовлекали в реализацию своего замысла других людей (взрослых или детей) – с тем, чтобы те сделали то, что они пока самостоятельно выполнить не могут. Таким образом, опираясь на событийную общность, они становились субъектами еще не освоенного ими действия.

Конечно, все это было бы невозможно без инициативности самой Марии Александровны! Ведь это же она начала новое дело – шитье. Причем новое здесь не столько шитье само по себе (это когда-то было, да и сейчас есть в некоторых детских садах), а то, что дети шьют по своему замыслу! Без радостной увлеченности Марии Александровны рукоделием, обнаружения детьми тех возможностей, которые открываются перед теми, кто овладевает нужным мастерством, без ее активных поисков и размышлений, каким образом лучше поддержать собственные замыслы детей и помочь им самим воплотить их,  вряд ли у детей наблюдалось бы такое мощное развитие инициативности . 

Огромное спасибо вам, Мария Александровна, Елена Владиславовна, вашим коллегам, за ваши поиски того, что интересно и детям, и взрослым, что привлекает их, представляет свой – личностный – смысл для каждого. Именно такая «осмысленная педагогика» открывает возможности для развития – причем, радостного, приносящего удовольствие всем! И, конечно, Вы совершенно правы: в отсутствие атмосферы действительной близости и понимания друг друга, без интереса и увлеченности личностно-ориентированное образование, развитие невозможно ни для детей, ни для взрослых, какие бы технологии ни привлекались при этом. 

Большой у нас с вами получился разговор! Но все равно, безусловно, осталось много такого, что еще хотелось бы обсудить. Да и у наших читателей, наверняка, появится множество вопросов. Очень надеемся на продолжение нашего общения. 

Многих самых разных удач «Журавушке» – всем его «жителям»! Особый привет Татьяне Ивановне Юстус! Для нас она – по-прежнему Журавушка!