События наших школьников и мы

Как наши школьники помогают ребятам детского сада знакомиться со школой

Многих наших ребят в подготовительных группах очень беспокоят мысли о том, какая жизнь их ожидает в школе: что там происходит, как все устроено, будет ли там интересно. Некоторых неизвестность пугает так сильно, что они предпочитают оставаться в детском саду, не хотят переходить в школу. Иногда беспокойство перед переходом в школу появляется не только у детей, но и у их родителей!

  •  Если ты тоже собираешься стать первоклассником в этом – 2022 году – тревожит ли это тебя?

Всем, конечно, хочется уменьшить эту тревогу! И помогают в этом ученики нашей начальной школы. Еще в начале учебного года у будущих первоклассников спросили, что им хотелось бы узнать о школе. Посыпались вопросы:

  • Что происходит на уроках? Как и что едят в школе? Есть ли столовая? Можно ли там что-нибудь покупать? Есть ли физкультурный и музыкальный залы? Можно ли там играть и гулять? и множество других…
  •   Как бы ты ответил на эти вопросы? Какие еще вопросы о школе хотел бы задать?

 

4. Традиционные образовательные события:

Воспитатели нынешних подготовительных к школе групп наших детских садов очень благодарны ученикам начальной школы и их учителям, создавшим эти видеоролики. Они очень помогли им ответить на многие вопросы детей!

Вот что об этом рассказала Оксана Александровна Денисова, воспитатель подготовительной к школе группы
“Подсолнухи” детского сада “Цветочная поляна”:

 

“У части моих детей явно есть определенные предубеждения по отношению к учебе в школе.  Понимая это, я пытаюсь найти способы, как сделать, чтобы они более осознанно и спокойно относились к тому, что скоро станут первоклассниками, и, конечно, чтобы у них появилось желание пойти в школу!

Поскольку у ребят много вопросов, связанных со школой, поиски ответов на них я решила начать с видеороликов, в которых рассказывается о режиме дня и школьной форме (выбрав их из тех, которые сделали четвероклассники вместе со своими учителями). Для начала я сказала детям, что школьники прислали ответы на часть их вопросов. Радости моих “подготовишек” не было предела!

Мы смотрели видеоролики, останавливаясь почти на каждом кадре и обсуждая увиденное. В результате дети поняли, что в школе не только уроки, как они раньше думали. Там есть возможность погулять, поиграть и заняться интересными делами! Ребята обратили внимание, что в школьной форме есть основной цвет, но это не делает детей одинаковыми, так как есть множество вариантов сочетания разных предметов формы.

Сравнивая детский сад и школу, мы смогли найти много общего. Например, спортивный и музыкальный залы есть и в детском саду, и в школе, у каждого класса есть свой кабинет, в детском саду у каждой группы есть свое помещение. Оказалось, что в школе, как и в детском саду, тоже есть площадка для прогулок и сами прогулки. Обрадовало ребят и то, что в классе могут быть игрушки. И, вообще, переход в школу не означает, что больше нельзя играть!

Но при этом есть и отличия, которые показывают, что школьник обладает более взрослым статусом по сравнению с дошкольником. А это очень привлекает детей! Например, школьник сам прикладывает карточку к турникету, когда входит в школу (а в детском саду это делают родители).

Большую дискуссию вызвал мой вопрос, почему в школе сушилки для рук, а у нас полотенца. Во время обсуждения они пришли к выводу, что в школе очень много детей, и было бы очень неудобно развесить столько полотенец по всей школе, чтобы каждый пользовался своим. Поэтому в школе установлены сушилки, как это сделано, например, в торговом центре.

Дети, наконец, поняли, почему нужно самому уметь складывать аккуратно вещи в шкаф, ходить парами, зачем поднимать руку, если хочешь что-то сказать или закончил выполнять задание. Дети заметили, что в школе большие раздевалки и туда не приходит мама, которая аккуратно развесит твои вещи, чтобы ты ничего не потерял. Увидев, что школьники передвигаются парами, когда им нужно пойти в столовую, мои дети перестали возмущаться и говорить, что парами ходят только малыши. Обратив внимание на то, что школьники, выполнив задание на уроке, должны поднимать руку, а не кричать, что всё сделал, ребята тоже начали стараться так делать во время занятий, лучше себя контролировать.

В общем, дети нашли ответы на множество своих вопросов в этих видеороликах! Кроме того, их очень заинтересовали игры и занятия на переменах, школьные кружки и секции. В результате, они начали строить планы, куда им записаться, когда начнут учиться в школе.

Мне кажется, эти видеоматериалы смогли успокоить некоторые тревоги моих детей. В дальнейшем мне бы очень хотелось провести со своими детьми экскурсию в школу (или, возможно, видео экскурсию). Это позволит им убедиться, что школа – это не страшно, а очень интересно!”.

*

 

Многие воспитатели подготовительных к школе групп воспользовались школьным событием “Мастер на все руки – 2022” для того, чтобы повысить интерес к школе у своих подопечных.

Мастера на все руки

Одно из традиционных событий, которое каждый год проводится в нашей начальной школе, это – “Мастер на все руки”.

В этом году мастер-классы были организованы в дистанционном и в очном формате в течение месяца – с 17 января по 18 февраля 2022 г. В это время любой ученик начальной школы может стать МАСТЕРОМ и предложить всем желающим научиться у него мастерству, которым он владеет. Для того, чтобы пригласить на свои мастер-классы, мастера заранее делают афиши и передают их в Организационный комитет этого события (руководители Организационного комитета – учителя начальной школы ГБОУ Школа № 2009 Валерия Вадимовна Тахчева и Ирина Васильевна Филатова).

Затем видеозаписи всех мастер-классов, которые проводятся в дистанционном режиме, размещаются на сайте. В этом году с ними можно познакомиться по адресу: Видео участников ОС «Мастер на все руки 2022»

На этот раз особое внимание дошкольников привлек мастер-класс Владислава П. (ученика 2 “Д”) “Создание картины в необычной технике “Граттаж”. Сразу несколько воспитателей подготовительных к школе групп решили познакомить своих детей с этим мастер-классом. Вот как они это делали.

 

Рассказывает Людмила Николаевна Пряничникова, воспитатель группы “Фиалки“ детского сада “Цветочная поляна”

Вначале я показала ребятам готовую картину Владислава в технике “Граттаж” и задала вопрос: “Что вы тут видите?”. Ребята стали рассказывать, кто что увидел на картине, чем она необычна, как могла получиться… Потом они спросили: “Мы можем такое сделать?”.

Я предложила послушать, что нам расскажет МАСТЕР, который сделал эту картину, и вместе решить, сможем ли сделать такую картину мы.

 

Ребята узнали, что техника, в которой сделана картина, называется “Граттаж”. Оказалось, что все необходимые материалы, кроме отвертки, у нас есть. Мы подумали, чем ее можно заменить, а потом начали действовать.

Когда картон был полностью покрыт акриловой краской, дети оставили его сохнуть на столах, чтобы быстрее приступить к дальнейшей работе.

Сколько радости и удивления было во время процарапывания картин.

Оказалось, что краска, когда высохнет, похожа на резину, а раскрашивать контур рисунка можно, процарапывая более обширные пространства.

Вот так мы научились новой технике рисования Граттаж и, вдобавок, познакомились с жизнью ребят в школе.

 

Спасибо школьникам за наши умения! Мальчики и девочки решили передать им свою видео благодарность!

Рассказывает Татьяна Анатольевна Назарова, воспитатель группы “Ландыши“ детского сада “Цветочная поляна”

Я давно хотела познакомить своих ребят с техникой “Граттаж”, потому что эта техника рисования сама по себе необычна и увлекательна. Я знала, что моим детям она очень понравится, но не понимала, с чего начать, как преподнести это ребятам. Мне не хотелось, чтобы это была моя инициатива, а не детская. 

 

И вот, на сайте https://проектошка.рф я увидела, что у ребят из нашей школы прошло очень интересное событие – Мастер на все руки”. Просмотрев опубликованные мастер-классы, я среди них увидела тот, где мальчик учит ребят делать картину в нужной мне технике! Тогда я решила показать этот мастер-класс своим ребятам. 

После просмотра его видеозаписи и обсуждений ребята загорелись повторить работу Владислава П. Они подготовили листы бумаги, масляную пастель и краски. Но тут случилась непредвиденная ситуация: у нас не оказалось акриловой краски черного цвета. “Что же нам делать?” – спросила я. Ребята сразу предложили заменить черную краску на другую. Многие выбрали синюю и фиолетовую, а Артем предложил оранжевую краску.

Ребята выполняли свои работы по-разному. На рефлексии мы обсуждали, какие у кого были трудности, что понравилось больше всего. В ходе обсуждений дети предложили поэкспериментировать с другими видами материалов – например, воспользоваться карандашами фломастерами, маркерами, масляной пастелью и закрасить все белой акриловой краской. Им хотелось посмотреть, получится такой же результат или нет. 

На следующий день мы обговорили еще раз наши планы и приступили к работе.

В итоге ребята единогласно решили, что лучше всего для граттажа использовать восковые мелки или масляную пастель, а также темную акриловую краску.

Рассказывает Светлана Александровна Скудова, воспитатель подготовительной к школе группы “Ромашки“ детского сада “Солнышко”

 

Я показала ребятам своей группы мастер-класс Влада П. из 2 “Д” класса “Создание картины в необычной технике Граттаж”. Сначала мы посмотрели только первую часть видео. Ребят очень удивило, что Влад закрашивает черной краской свой красивый разноцветный рисунок. В ходе обсуждения, ребята выдвигали разные гипотезы. Они предположили, что  Влад собирается рисовать белой краской на черном фоне. Соня М. решила, что Влад будет рисовать зубочисткой по черной краске. Это вызвало у ребят очередные вопросы.  

Для того, чтобы дети могли подтвердить или опровергнуть возникшие у них гипотезы, я решила показать им вторую часть мастер-класса. Из нее ребята узнали, что Влад будет процарапывать свой рисунок с помощью отвертки. 

Название техники “Граттаж” в переводе с французского означает “скрести, царапать”. В этой технике рисунок появляется в ходе процарапывания рабочей поверхности, которые залиты тушью или гуашью.

Соня М. сказала, что уже знакома с такой техникой рисования, но не знала, как она называется. Такая необычная техника заинтересовала ребят, и они решили нарисовать свои рисунки. Вот что у них получилось.

 

Рассказывают Наила Мустафаевна Исмаилова  и  Валентина Николаевна Хомич, воспитатели подготовительной к школе группы“Бобрята“ детского сада “Семицветье детства”

Наши ребята заинтересовались техникой “Граттаж” и освоили её благодаря мастер-классу Влада. У них получились вот такие картины.

Увидев их, Алишка, сын Наилы Мустафаевны, который ходит в этот детский сад во вторую младшую группу “Енотики”, тоже захотел сделать такую же картину, но у него дома не оказалось восковых мелков. Своей  проблемой он поделился  с “бобрятами”.

Им, конечно, захотелось помочь ему – найти, чем можно заменить восковые мелки. Предположив, что для этого могут подойти карандаши, мелки, фломастеры или краски, “бобрята” решили проверить, так ли это. Они разделили лист бумаги на четыре части, закрасили каждую из частей одним из материалов, а затем покрыли акриловой краской. Цвет краски им тоже захотелось  выбрать. Оказалось, чем светлее покрывающая краска, тем труднее закрасить ею цветное пятно – основу граттажа. Тогда решили покрыть его несколькими слоями краски. Вот что у них получилось.

Ребята передали Алишке восковые мелки для граттажа и рассказали о том, что другие материалы для этого не годятся.

А вот и результаты работы маленького “енотика”!

Как же все удивились когда узнали, что Алишка поделился своим умением в своей группе.

Некоторые “бобрята” не только научились сами рисовать в этой технике, но и научили своих родных! Соня Б. дома показала, как это делать, своей старшей сестре Милене, ученице 2 класса “Н” нашей школы.

 Дальше ребята решили исследовать свойства восковых мелков.

Обнаружили, что восковой мелок при разной температуре ведет себя по-разному. Когда положили его на батарею, то увидели, что он стал мягким и гибким. Подержав мелки над мелким пламенем свечи (это делали воспитатели), заметили, что мелки “тают” и могут склеиться между собой, если их соединить. Затем Бобрята положили мелки в микроволновку и нагревали в течение 7 минут, когда мелки достали из печки, то все увидели, что они  превратились в жидкость. Когда  мелки положили в  горячую воду, то обнаружили, что они как будто растаяли, потеряли свою форму, но не смешались с водой.

Мы с ребятами узнали, что из воска или парафина делают свечи. Попробовали рисовать свечами, но рисунка было не видно, потому что в свечах нет красителя. Как и в граттаже, мы решили использовать краску. Вот что получилось:

Рисуем свечой.

Рассказывает Виктория Евгеньевна Хромова, воспитатель группы Муравьишки детского сада “Семицветик”

Для знакомства детей с техникой “Граттаж” я сама нарисовала картину в этой технике. Когда я показала ее на круге общения, они живо заинтересовались тем, как необычно она выглядит. Тогда я предложила им подумать, как сделана эта картина, и дала возможность каждому не только рассмотреть, но и потрогать ее. Я заметила, что некоторые дети сразу поняли, что эта картина нацарапана. Они и сами пытались выцарапать ноготочками небольшие полосы на темных местах. В итоге, обследовав картину, дети почти единогласно пришли к выводу, что она нацарапана. Но большинство предполагало, что сделано это на специальной бумаге. Когда же я сказала, что сделала картину из тех материалов, которые есть у нас в группе, дети задумались.

 

Тогда нам на помощь пришел мастер-класс Влада П., ученика начальной школы! Я предложила ребятам посмотреть его видеозапись. После просмотра у детей сразу возник вопрос, можно ли чем-то заменить те материалы, нужные для картины, которых у нас нет. Это, например, акриловая краска и масляная пастель. И мы решили проверить различные материалы, которые были у нас в группе: годятся ли они для техники “Граттаж”. Мы сразу пришли к выводу, что вместо акрила вполне подойдет и черная гуашь, ведь консистенция у них похожа. Оставался вопрос, какой материал использовать для цветной основы. Для его решения дети разделились на 5 подгрупп, каждая из которых работала самостоятельно. Целью их работы было выяснить, на каком материале можно нацарапать рисунок, чтобы сделать картину в технике “Граттаж”. У каждой команды были листы, разграниченные на 4 части малярным скотчем, и разнообразие материалов для работы: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, фломастеры и восковые мелки.

Работая в подгруппе, ребята сначала должны были обсудить, как будет называться их команда, записать или зарисовать это на листе (под это отводилось место) и договориться между собой, кто с каким материалом будет работать. И только после того, как группа обсудит эти вопросы, она могла приступать к делу.

 

Исследование прошло в два этапа. На первом этапе дети раскрашивали прямоугольники разными материалами, затем раскрашивали гуашью.

А на втором – пробовали царапать и делали выводы внутри каждой команды, а затем объясняли его перед всеми.

В итоге все команды сделали вывод, что хорошо процарапывается картина только на восковых мелках.

Возник вопрос, а можно ли чем-то заменить восковые мелки? Ведь в группе много детей, а восковых мелков у нас не так много, на всю группу может не хватить. Дети стали думать, чем отличается восковой мелок от обычного карандаша. Маша сказала, что мелок сделан из воска, а Данислав добавил, что из воска делают не только мелки, но и свечи.

После этого мы предложили детям провести еще один эксперимент, но уже попытаться использовать не только восковые мелки, но и восковые свечи! Ведь свечу можно потереть о лист. Но получится ли тогда Граттаж? 

 

Пока этот вопрос у нас остается открытым, так как закончить эту большую работу мы не успели, но продолжаем работать в этом направлении!

   Рассказывает Оксана Александровна Денисова, воспитатель подготовительной к школе группы “Подсолнухи” детского сада “Цветочная поляна”

Продолжая заинтересовывать детей жизнью нашей школы, я решила познакомить их с мастер-классом Влада по технике “Граттаж”.

 

Для этого я сделала свою заготовку и показала им. Мои дети сразу сказали, что этот “царапки”: если чем-то острым царапать чёрный слой, то получится цветной рисунок.

 

Сделав несколько заготовок, дети положили их сушить. Но потом они спросили, можно ли сделать наоборот: внизу – темный цвет, а сверху – разноцветный? Я сказала, что так делать не пробовала, но мне кажется, стоит попробовать и посмотреть, что получится. Мы вместе стали делать заготовки “наоборот”. Это вызвало у детей больший интерес.

Они прямо с утра, только придя в детский сад, начинали “выцарапывать” картинки и сравнивать обычные заготовки и заготовки “наоборот”.

 

В результате дети пришли к выводу, что и в том, и в другом случае получаются необычные рисунки. Но когда сверху темная краска, то делать картину легче.