Для Узнаек и Умеек
Великие загадки лабиринтов.
Эта тема заинтересовала нас – ребят из разновозрастной группы “Жар-Птица” и их воспитателей Татьяну Николаевну Фадину, Надежду Борисовну Белову и Елену Сергеевну Шмачкову.
✶ Что такое лабиринт?
✶ Какой он может быть?
✶ Зачем его придумали?
✶ Из чего его можно делать?
Такие интересные вопросы не могли остаться без ответа!
Ребята так заинтересовались, что продолжали строительство дома. Тимур построил лабиринт для грузовика из кубиков с дедушкой. Он философски отметил, что настоящий лабиринт для людей надо строить из песка и кирпичей, а для игрушек – сгодятся и игрушечные стены.
Даже убирая опавшие листья с веранды, ребята умудрились соорудить лабиринт, на этот раз из листьев. Есения и Олег предложили вывозить листочки по лабиринту.
– А лабиринт где?- удивилась Татьяна Николаевна.
– Мы его будем строить из листьев. Из листьев построим и листья повезем.
Вот какие молодцы – и лабиринт построили, и на площадке порядок!
❈ А из чего еще можно построить лабиринт?
Играя в лабиринты, дети высказали мысль, что лес с его запутанными тропинками тоже похож на лабиринт – “природный лабиринт”.
– Лабиринтом может быть любая природа, где можно заблудиться! – предположил Женя – Это могут быть горы, дремучий лес, пещеры.
– Можно долго ходить в лесу по тропинкам, а все равно “не найдешься”, – добавила Лиза.
С помощью палок и обруча, дети смоделировали тропинки и некий остров безопасности (место в лесу, где можно спрятаться ночью). Дети сказали, что потеряться в таких местах легко…
Наши дети пробовали искать примеры в знакомых сказках- “Пряничный домик”, “Мальчик-с-пальчик”, “Гуси-лебеди” … Все герои этих сказок оказались в таких природных лабиринтах и попали в беду.
❈ На этом месте, дорогие читатели, я хотел бы остановиться и спросить у вас: “А вы знаете, что нужно делать, если ты заблудился в лесу?
❈ В каких сказках и рассказах можно найти подсказки?
Поскольку пойти в лес и потренироваться “не заблудиться” мы не могли, то решили поиграть в известную всем сказку “Теремок”.
Остров – стал символом Теремка, тропинка из палок – дорожка к домику.
В качестве зрителей были приглашены малыши с соседнего участка из группы “Малышарики”.
Таким образом, перед нашими новыми друзьями мы разыграли сказку про семью зверей к Дню семьи.
Пока дети и взрослые искали информацию про лабиринты в интернете, на глаза им попалась статья о рукотворных лабиринтах. Одним из самых красивых был Гавайский лабиринт “Сад ананаса”
❈ Самым любопытным читателям советуем посетить страничку – https://vikidalka.ru/2-161908.html– там вы узнаете еще много нового о лабиринтах – зеркальном в Швейцарии, цветочном в Австралии, с лабиринтом в виде коровы в Германии и других необычных лабиринтах.
❈ А можно ли считать лабиринтом муравейник?
На Утреннем круге Олег рассказал детям, что мы с ним “смастерили”. Ильмира вспомнила, что видела в группе красочную книгу про муравьев, дети тут же предложили её найти и прочитать. После прочтения мы рассмотрели иллюстрацию муравейника в разрезе (представлены ходы, различные полости-склады, хранилища). Так как книга больше рассчитана на детей до 5-ти лет, внутреннее жилище муравьев представлено “комнатками”: спаленка, кладовочка, и др. У муравейника несколько этажей, и на каждом из них множество переходов из полости в полость, что очень напоминает галерею лабиринтов. Дети сразу отметили этот факт.
На прогулке, увидев, наше с Олегом совместное “творчество”, Оля, Аня, Илья не нашли сходство нашей “кучки” с муравейником:
– Ну и где там лабиринт?
– Дырки между палками, листья между ними, за них муравьям придется цепляться.
– И как тут жить?”
“Муравейник” тут же был разобран и по готовой схеме старшие дошкольники попытались сконструировать двумерный лабиринт внутри муравейника (веточками, по аналогии со счетными палочками и спортивными палками). Младшие дети конструировали по замыслу (в плоскости и прострастве).
Дети, выкладывая из веток “комнаты”, указывали их назначение (“спальня”, “коридор”, “кладовка” и др.). Ввиду того, что муравейник – многоэтажная конструкция, в схемах присутствовали лифт и лестницы. Готовые помещения (“склады и кладовки”) дети заполняли ягодами черемухи, из листьев делали “кровати”.
Несколько детей нашли на площадке у песочницы небольшую колонию муравьев и решили их переселить в двумерный “муравейник”. Для этого были предприняты попытки выманить насекомых ягодами, однако успехом это не увенчалось. Кроме того, некоторые дети усомнились в идее заселения двумерного “муравейника” посередине площадки (“крыши нет”, “дети ногами затопчут, ягоды раздавят, листья разлетятся” и др.).
От песочницы до “муравейника” через определенное расстояние было разложено угощение- “муравьи будут идти от одной ягоды к другой, увидят муравейник с запасами еды, обрадуются и останутся тут жить”. Время покажет…
А мы определили еще один вид природного лабиринта – муравейник.
❈ Ребята! Какие еще могут быть лабиринты?
Кто-то из детей вспомнил, что водные горки тоже очень похожи на лабиринт! Водный лабиринт! А какие еще водные лабиринты бывают? Может фонтан?
❈ А как думаешь ты, читатель?
В замечательной книге “Как вода попадает в дом”, которую написал Александр Ткаченко, а иллюстрации к ней нарисовала Елена Поповская, ты можешь прочитать о незаменимом помощнике в каждом доме, который доставляет воду в каждую квартиру с первого до последнего этажа, у него очень сложное строение- такое сложное, что запутаться можно… Он – настоящий лабиринт!!!
Что такое водный лабиринт?
Мнения разделись. Старшие утверждали, что это система водных горок в аквапарке, а младшие дети сошлись на игровом центре (с тупиками, фонтанчиками и лейками).
Мы обобщили все, известные детям сведения о водных лабиринтах, и вот что у нас получилось:
➢ Водные лабиринты представляют собой своеобразную цепь путей, ведущих к выходу.
➢ Водные лабиринты подходят для “путешествия” самой воды, либо предметов в ней.
➢ В водных лабиринтах присутствуют участки, препятствующие протеканию воды, или, наоборот – ускоряющие ее течение. Соответственно, скорость предметов в воде также уменьшается, или увеличивается.
Чтобы проверить обобщенные нами данные, мы с детьми решили провести наблюдения и на личном опыте убедиться в правильности (или ошибочности) выдвинутых гипотез.
Идею водного лабиринта мы задумали еще неделю назад, тогда же попросили мам и пап воспитанников помочь в ее реализации – принести нужные нам материалы. Поэтому к моменту постройки мы были обеспечены всем необходимым: два куска шланга разного диаметра (зеленый – большого, белый – поменьше) пластиковый бак без дна и бутылка, скотч и кусок провода).
Лабиринт конструировали совместно с детьми: дети вставляли шланги в бутылку, наматывали скотч, помогали привязывать части лабиринта к дереву.
В итоге у нас получилась целая система:
➨ бак для залива воды (большая пластиковая бутылка, закрепленная горлышком вниз);
➨ зеленый шланг большого диаметра (одним концом закреплен в горлышке бака, другим – в бутылке);
➨ бутылка (с противоположного, от зеленого шланга, конца соединена с белым шлангом);
➨ белый шланг маленького диаметра (опущен в таз);
➨ таз.
Эту конструкцию мы закрепили на дереве детской площадки с помощью провода.
После окончания монтажа системы, перешли к экспериментированию – заливали воду в верхний бак и наблюдали путь ее выхода из лабиринта.
Весь вечер был посвящен заливанию воды в бак. К сожалению, она быстро закончилась – часто проливали на землю.
На следующий день мы хорошенько подготовились: учли вчерашние ошибки, запаслись водой и оставили лишь одну миску для заливки в бак, чтобы дети наливали воду по очереди.
Волновали нас следующие вопросы:
➢ От каких факторов зависит интенсивность вытекания воды в таз? (“Почему вода вытекает по-разному? То быстро, то медленно?”).
➢ Почему вода вытекает из белого шланга слабой, тонкой струйкой, или наоборот – быстрой, широкой? Как поступить, чтобы вода вытекал так, как нам нужно?
➢ Почему мы заливаем воду, а она не вытекает? В чем причина? Возможные варианты решения проблемы. (“Как поступить? Как помочь воде найти выход из лабиринта?”).
➢ Устроим путешествие различным предметам. В разных ситуациях их поведение отличается (“Почему?”). Как подобрать оптимальные условия для путешествия предметов? (“Объясните, что нужно сделать, чтобы предметам ничего не мешало путешествовать”).
А как вы ответили бы на эти вопросы?
Возникали у нас и трудности:
Заранее мы не озаботились поиском предметов-путешественников. Нужно выбрать подходящие, но из дома принести их не можем (придется откладывать опыт). Что из найденного на участке подходит? Какие их особенности следует учитывать? Какими они должны быть?
В месте соединения белого шланга и бутылки произошла протечка – вода потекла тонкой струйкой по внешней стенки шланга. В чем причина? Как устранить поломку лабиринта?
Все дети с энтузиазмом откликнулись на предложение участвовать в поисках решений, проявляли активность в обсуждении увиденного, выдвигали различные идеи:
➨ Чтобы четко видеть подробность происходящего в бутылке, Варя предложила добавить в воду краску (мы использовали пищевой краситель).
➨ По результатам опыта дети определили, что для путешествия подходят предметы, размером (диаметром) не превышающим диаметр шлангов. При этом, чем тяжелее предмет, тем сложнее ему передвигаться в зеленом шланге, и дальше бутылки такие предметы не перемещаются. Оптимальным вариантом “путешественника” оказалась ягода черемухи.
➨ Многие дети сразу объяснили причину и способы устранения утечки, однако пока предпринимать ничего не стали, так как наблюдать за “сползающей” по шлангу струйкой воды оказалось увлекательно.
Все вместе мы узнали много интересного:
➢ Скорость движения воды неравномерна – она прямо пропорциональна скорости наполнения верхнего бака – (чем быстрее заливаем воду в бак, тем быстрее она вытекает в таз”.
➢ Вода из бутылки вытекает через белый шланг только при условии, если его верхняя часть покрыта водой полностью; если же уровень заполнения бутылки ниже верхнего конца шланга – вода из бутылки выливаться не будет -“чтобы вода вытекала из бутылки, вода должна затекать в дырку белого шланга”.
➢ Дети научились самостоятельно регулировать вывод воды из бутылки – направляли белый шланг таким образом, чтобы в него заливалась вода.
➢ Наблюдать за движением воды в прозрачной бутылке неудобно – на фоне пластика течение просматривается нечетко.
➢ Если в верхний водяной бак плеснуть несколько капель красителя, одномоментного окрашивания всей емкости воды не произойдет. Для этого необходимо добавлять воду с большой интенсивностью “резко, чтобы вода перемешалась” (Оля).
➢ Причиной отсутствия воды на выходе из лабиринта может быть закупорка шланга “предметами-путешественниками” или небольшая интенсивность залива воды в бак – “вода не потечет, мы же медленно и помалу наливаем” (Тимофей).
➢ Появление предметов, брошенных в бак, на выходе из лабиринта (в тазу), зависит от многих факторов: от размера предметов (диаметра), от их веса, от уровня заполнения водой бака, от случайных факторов (многие ягоды не сразу попадали в шланг; некоторые – были выловлены руками, просто так).
В наших “трудах” участвовали и соседи – “Малышарики”. Они прошли с нами весь путь исследования: от процесса наблюдения до самостоятельного наполнения бака водой.
Рассказали воспитатели ДК “Жар-птица”
Татьяна Николаевна Фадина, Надежда Борисовна Белова
и Елена Сергеевна Шмачкова.
Ребята, мне очень понравилось исследование лабиринтов!
Оказывается, они бывают очень разные, и вы нашли так много примеров таких лабиринтов!
Но, я уверен, что остались и другие, еще не охваченные вашим вниманием. Давайте поищем их вместе!!!
На улице, дома, в природе, а может быть, даже под землей или в космосе!! Ваши идеи присылайте мне – я буду ждать!!!
А в рубрике “Почитай-ка” вас ждет очень интересная история о лабиринте Минотавра! – Не пропустите!
Надеюсь, вы помните мой адрес: proektoshka@sch2009.net.