Для Узнаек и Умеек

 

Великие загадки лабиринтов.

 

 Эта тема заинтересовала нас – ребят из разновозрастной группы “Жар-Птица” и их воспитателей Татьяну Николаевну Фадину, Надежду Борисовну Белову и Елену Сергеевну Шмачкову.

✶ Что такое лабиринт? 

Какой он может быть? 

Зачем его придумали?

 Из чего его можно делать?

 

 Такие интересные вопросы не могли остаться без ответа!

Сначала мы нарисовали схему лабиринта на листе бумаги, а потом воплотили его из песка на участке детского сада. 

Ребята так заинтересовались, что продолжали строительство дома. Тимур построил лабиринт для грузовика из кубиков с дедушкой. Он философски отметил, что настоящий лабиринт для людей надо строить из песка и кирпичей, а для игрушек – сгодятся и игрушечные стены.

 

Потом в группе появились лабиринты из счетных палочек. Они оказались такими запутанными, что в них заблудились игрушки!

        Даже убирая опавшие листья с веранды, ребята умудрились соорудить лабиринт, на этот раз из листьев. Есения и Олег предложили вывозить листочки по лабиринту. 

– А лабиринт где?- удивилась Татьяна Николаевна. 

Мы его будем строить из листьев. Из листьев построим и листья повезем. 

 

      Вот какие молодцы – и лабиринт построили, и на площадке порядок!

 ❈ А из чего еще можно построить лабиринт? 

Играя в лабиринты, дети высказали мысль, что лес с его запутанными тропинками тоже похож на лабиринт – “природный лабиринт”.

 

– Лабиринтом может быть любая природа, где можно заблудиться! – предположил Женя – Это могут быть горы, дремучий лес, пещеры.

– Можно долго ходить в лесу по тропинкам, а все равно “не найдешься”, – добавила Лиза.

С помощью палок и обруча, дети смоделировали тропинки и некий остров безопасности (место в лесу, где можно спрятаться ночью). Дети сказали, что потеряться в таких местах легко… 

 

Наши дети пробовали искать примеры в знакомых сказках- “Пряничный домик”, “Мальчик-с-пальчик”, “Гуси-лебеди” … Все герои этих сказок оказались в таких природных лабиринтах и попали в беду.

 

❈ На этом месте, дорогие читатели, я хотел бы остановиться и спросить у вас: “А вы знаете, что нужно делать, если ты заблудился в лесу?

❈ В каких сказках и рассказах можно найти подсказки?

Поскольку пойти в лес и потренироваться “не заблудиться” мы не могли, то решили поиграть в известную всем сказку “Теремок”.

 Остров – стал символом Теремка, тропинка из палок – дорожка к домику.

В качестве зрителей были приглашены малыши с соседнего участка из группы “Малышарики”.

 

Таким образом, перед нашими новыми друзьями мы разыграли сказку про семью зверей к Дню семьи

 

И еще, кроме архитектурных, нам теперь знакомы примеры природных (или растительных) лабиринтов – дремучий лес. 

  Интересные факты

        Пока дети и взрослые искали информацию про лабиринты в интернете, на глаза им попалась статья о рукотворных лабиринтах. Одним из самых красивых был Гавайский лабиринт “Сад ананаса”

❈ Самым любопытным  читателям советуем посетить страничку – https://vikidalka.ru/2-161908.html там вы узнаете еще много нового о лабиринтах – зеркальном в Швейцарии, цветочном в Австралии, с лабиринтом в виде коровы в Германии и других необычных лабиринтах. 

Знакомство с лабиринтами продолжалось… Нарисованные на бумаге лабиринты быстро увлекли наших любознательных дошколят.

 

Особенно по душе пришлись лабиринты- бродилки.

❈ А можно ли считать лабиринтом муравейник? 

Олег, сложив на веранде сломанные ветром ветки, как-то сказал:

– Куча веток похожа на муравейник, особенно если сверху насыпать листья!

На Утреннем круге Олег рассказал детям, что мы с ним “смастерили”. Ильмира вспомнила, что видела в группе красочную книгу про муравьев, дети тут же предложили её найти и прочитать. После прочтения мы рассмотрели иллюстрацию муравейника в разрезе (представлены ходы, различные полости-склады, хранилища). Так как книга больше рассчитана на детей до 5-ти лет, внутреннее жилище муравьев представлено “комнатками”: спаленка, кладовочка, и др. У муравейника несколько этажей, и на каждом из них множество переходов из полости в полость, что очень напоминает галерею лабиринтов. Дети сразу отметили этот факт.

На прогулке, увидев, наше с Олегом совместное “творчество”, Оля, Аня, Илья не нашли сходство нашей “кучки” с муравейником:

Ну и где там лабиринт? 

– Дырки между палками, листья между ними, за них муравьям придется цепляться.

 И как тут жить?” 

Варя с Есенией предложили нарисовать схему “правильного” муравейника (пригодного для заселения колонии муравьев), что они и сделали. 

“Муравейник” тут же был разобран и по готовой схеме старшие дошкольники попытались сконструировать двумерный лабиринт внутри муравейника (веточками, по аналогии со счетными палочками и спортивными палками). Младшие дети конструировали по замыслу (в плоскости и прострастве).

 

Дети, выкладывая из веток “комнаты”, указывали их назначение (“спальня”, “коридор”, “кладовка” и др.). Ввиду того, что муравейник – многоэтажная конструкция, в схемах присутствовали лифт и лестницы. Готовые помещения (“склады и кладовки”) дети заполняли ягодами черемухи, из листьев делали “кровати”.

 

Несколько детей нашли на площадке у песочницы небольшую колонию муравьев и решили их переселить в двумерный “муравейник”. Для этого были предприняты попытки выманить насекомых ягодами, однако успехом это не увенчалось. Кроме того, некоторые дети усомнились в идее заселения двумерного “муравейника” посередине площадки (“крыши нет”, “дети ногами затопчут, ягоды раздавят, листья разлетятся” и др.).

 

 

Решили перенести рукотворный муравейник за территорию площадки – сконструировали его трехмерную модель на траве за верандой (на случай, если муравьи, все же, решат в него переселиться). На дно модели  были уложены ягоды и листья – “запасы еды” и “кровати”. 

От песочницы до “муравейника” через определенное расстояние было разложено угощение- “муравьи будут идти от одной ягоды к другой, увидят муравейник с запасами еды, обрадуются и останутся тут жить”. Время покажет…

 А мы определили еще один вид природного лабиринта – муравейник.

 

❈ Ребята! Какие еще могут быть лабиринты? 

 

      Кто-то из детей вспомнил, что  водные горки тоже очень похожи на лабиринт! Водный лабиринт! А какие еще водные лабиринты бывают? Может фонтан? 

 

❈ А как думаешь ты, читатель?

 

     В замечательной книге “Как вода попадает в дом”, которую написал Александр Ткаченко, а иллюстрации к ней нарисовала Елена Поповская, ты можешь прочитать о незаменимом помощнике в каждом доме, который доставляет воду в каждую квартиру с первого до последнего этажа, у него очень сложное строение- такое сложное, что запутаться можно… Он – настоящий лабиринт!!!

 

 

 

 

 

Что такое водный лабиринт?

Мнения разделись. Старшие утверждали, что это система водных горок в аквапарке, а младшие дети сошлись на игровом центре (с тупиками, фонтанчиками и лейками).

Мы обобщили все, известные детям сведения о водных лабиринтах, и вот что у нас получилось:

Водные лабиринты представляют собой своеобразную цепь путей, ведущих к выходу. 

Водные лабиринты подходят для “путешествия” самой воды, либо предметов в ней.

В водных лабиринтах присутствуют участки, препятствующие протеканию воды, или, наоборот – ускоряющие ее течение. Соответственно, скорость предметов в воде также уменьшается, или увеличивается.

 

 Чтобы проверить обобщенные нами данные, мы с детьми решили провести наблюдения и на личном опыте убедиться в правильности (или ошибочности) выдвинутых гипотез.

 

Идею водного лабиринта мы задумали еще неделю назад, тогда же попросили мам и пап воспитанников помочь в ее реализации  – принести нужные нам материалы. Поэтому к моменту постройки мы были обеспечены всем необходимым: два куска шланга разного диаметра (зеленый – большого, белый – поменьше) пластиковый бак без дна и бутылка, скотч и кусок провода).

Лабиринт конструировали совместно с детьми: дети вставляли шланги в бутылку, наматывали скотч, помогали привязывать части лабиринта к дереву. 

В итоге у нас получилась целая система:

бак для залива воды (большая пластиковая бутылка, закрепленная горлышком вниз);

зеленый шланг большого диаметра (одним концом закреплен в горлышке бака, другим – в бутылке);

бутылка (с противоположного, от зеленого шланга, конца соединена с белым шлангом);

белый шланг маленького диаметра (опущен в таз);

таз.

Эту конструкцию мы закрепили на дереве детской площадки с помощью провода. 

 

После окончания монтажа системы,  перешли к экспериментированию – заливали воду в верхний бак и наблюдали путь ее выхода из лабиринта. 

 

Весь вечер был посвящен заливанию воды в бак. К сожалению, она быстро закончилась – часто проливали на землю. 

На следующий день мы хорошенько подготовились: учли вчерашние ошибки, запаслись водой и оставили лишь одну миску для заливки в бак, чтобы дети наливали воду по очереди.

Волновали нас следующие вопросы:

От каких факторов зависит интенсивность вытекания воды в таз? (“Почему вода вытекает по-разному? То быстро, то медленно?”).

Почему вода вытекает из белого шланга слабой, тонкой струйкой, или наоборот – быстрой, широкой? Как поступить, чтобы вода вытекал так, как нам нужно?

Почему мы заливаем воду, а она не вытекает? В чем причина? Возможные варианты решения проблемы. (“Как поступить? Как помочь воде найти выход из лабиринта?”).

Устроим путешествие различным предметам. В разных ситуациях их поведение отличается (“Почему?”). Как подобрать оптимальные условия для путешествия предметов? (“Объясните, что нужно сделать, чтобы предметам ничего не мешало путешествовать”).

 

А как вы ответили бы на эти вопросы?

 

Возникали у нас и трудности:

  • Заранее мы не озаботились поиском предметов-путешественников. Нужно выбрать подходящие, но из дома принести их не можем (придется откладывать опыт). Что из найденного на участке подходит? Какие их особенности следует учитывать? Какими они должны быть?

  • В месте соединения белого шланга и бутылки произошла протечка – вода потекла тонкой струйкой по внешней стенки шланга. В чем причина? Как устранить поломку лабиринта?

 

Все дети с энтузиазмом откликнулись на предложение участвовать в поисках решений, проявляли активность в обсуждении увиденного, выдвигали различные идеи:

➨ Чтобы четко видеть подробность происходящего в бутылке, Варя предложила добавить в воду краску (мы использовали пищевой краситель).

По результатам опыта дети определили, что для путешествия подходят предметы, размером (диаметром) не превышающим диаметр шлангов. При этом, чем тяжелее предмет, тем сложнее ему передвигаться в зеленом шланге, и дальше бутылки такие предметы не перемещаются. Оптимальным вариантом “путешественника” оказалась ягода черемухи.

Многие дети сразу объяснили причину и способы устранения утечки, однако пока предпринимать ничего не стали, так как наблюдать за “сползающей” по шлангу струйкой воды оказалось увлекательно.

 

Все вместе мы узнали много интересного:

➢ Скорость движения воды неравномерна – она прямо пропорциональна скорости наполнения верхнего бака – (чем быстрее заливаем воду в бак, тем быстрее она вытекает в таз”.

Вода из бутылки вытекает через белый шланг только при условии, если его верхняя часть покрыта водой полностью; если же уровень заполнения бутылки ниже верхнего конца шланга – вода из бутылки выливаться не будет -“чтобы вода вытекала из бутылки, вода должна затекать в дырку белого шланга”.

Дети научились самостоятельно регулировать вывод воды из бутылки – направляли белый шланг таким образом, чтобы в него заливалась вода.

Наблюдать за движением воды в прозрачной бутылке неудобно – на фоне пластика течение просматривается нечетко.

Если в верхний водяной бак плеснуть несколько капель красителя, одномоментного окрашивания всей емкости воды не произойдет. Для этого необходимо добавлять воду с большой интенсивностью “резко, чтобы вода перемешалась” (Оля).

Причиной отсутствия воды на выходе из лабиринта может быть закупорка шланга “предметами-путешественниками” или небольшая интенсивность залива воды в бак – “вода не потечет, мы же медленно и помалу наливаем” (Тимофей).

Появление предметов, брошенных в бак, на выходе из лабиринта (в тазу), зависит от многих факторов: от размера предметов (диаметра), от их веса,  от уровня заполнения водой бака, от случайных факторов (многие ягоды не сразу попадали в шланг; некоторые – были выловлены руками, просто так).

В наших “трудах” участвовали и соседи – “Малышарики”. Они прошли с нами весь путь исследования: от процесса наблюдения до самостоятельного наполнения бака водой.


Рассказали воспитатели ДК “Жар-птица”

 Татьяна Николаевна Фадина, Надежда Борисовна Белова

 и Елена Сергеевна Шмачкова.



Ребята, мне очень понравилось исследование лабиринтов!

Оказывается, они бывают очень разные, и вы нашли так много примеров таких лабиринтов!

Но, я уверен, что остались и другие, еще не охваченные вашим вниманием. Давайте поищем их вместе!!!

На улице, дома, в природе, а может быть, даже под землей или в космосе!! Ваши идеи присылайте мне – я буду ждать!!!

А в рубрике “Почитай-ка” вас ждет очень интересная история о лабиринте Минотавра! – Не пропустите!

Надеюсь, вы помните мой адрес: proektoshka@sch2009.net.