Для Узнаек  и Умеек

Знаете ли вы, что такое снег? Алёна Васильченко считает, что снежинки – это феи. Вот какое стихотворение она об этом написала:

Снег — это тысячи маленьких фей

Алёна Васильченко

Нет, вы не знаете. 

Нет, вы не слышали. 

Снег – не вода, что замерзла над крышами; 

не непогода, 

не зимний трофей. 

Снег – это тысячи маленьких фей. 

Нет, вы не знаете. 

Нет, вы не слышали. 

Снег – не вода, что замерзла над крышами; 

не непогода, 

не зимний трофей. 

Снег – это тысячи маленьких фей. 

Нет, вы не знаете, 

нет, вы не видели –  

феи похожи на бабочек издали: 

милые крошки, 

хрустальные ножки, 

белого цвета стучат босоножки. 

Ночью, украдкой, седлая карету –

феи несутся по белому свету!.. 

Вы не услышали 

(спали, наверное) – 

осень сбежала капризная, скверная. 

Парки смутились и в пасмурный вечер 

прятали 

голые 

руки 

и 

плечи. 

Ели баюкали зимнюю стужу 

и 

примеряли наряды из кружев…

Скрип-скрип-скрип.

Тук-тук-тук:

белою дымкою

входит в наш город зима невидимкою – 

милая крошка,

в красивых сережках;

правда, наверно, замерзла немножко.

В мире нуга разлилась или нега.

Нет, вы не знаете, 

нет, вы не видели –  

феи похожи на бабочек издали: 

милые крошки, 

хрустальные ножки, 

белого цвета стучат босоножки. 

Ночью, украдкой, седлая карету –

феи несутся по белому свету!.. 

Вы не услышали 

(спали, наверное) – 

осень сбежала капризная, скверная. 

Парки смутились и в пасмурный вечер 

прятали 

голые 

руки 

и 

плечи. 

Ели баюкали зимнюю стужу 

и 

примеряли наряды из кружев…

Скрип-скрип-скрип.

Тук-тук-тук:

белою дымкою

входит в наш город зима невидимкою – 

милая крошка,

в красивых сережках;

правда, наверно, замерзла немножко.

В мире нуга разлилась или нега.

Хлопья пушистого белого снега,

в небо поднявшись,

взлетают и тают.

Вьюги дома

и

дворы

заметают.

Ветер котенком мурлычет у двери…

Вы не увидели – 

ночь была темная: 

феи, смеясь, танцевали под кленами; 

в платьях, 

похожих 

на 

светлые тучки; 

крепко держались 

за 

тонкие ручки… 

И уж которую зиму я верю

(ЧТО):

снег – не вода, что замерзла над крышей,

снег можно

видеть,

и трогать,

и…

слышать…

Музыку вьюги играет Орфей…

Снег – это тысячи маленьких фей…

Хлопья пушистого белого снега,

в небо поднявшись,

взлетают и тают.

Вьюги дома

и

дворы

заметают.

Ветер котенком мурлычет у двери…

Вы не увидели – 

ночь была темная: 

феи, смеясь, танцевали под кленами; 

в платьях, 

похожих 

на 

светлые тучки; 

крепко держались 

за 

тонкие ручки… 

И уж которую зиму я верю

(ЧТО):

снег – не вода, что замерзла над крышей,

снег можно

видеть,

и трогать,

и…

слышать…

Музыку вьюги играет Орфей…

Снег – это тысячи маленьких фей…

Правда, красивое стихотворение!? Его хочется слушать вместе с тихой музыкой и представлять, как кружатся и танцуют феи–снежинки в свете фонаря… Как замечательно их изобразила художница Лия Селина!

Наверное, это стихотворение такое красивое, потому что его автору  – Алёне Васильченко – очень нравятся снежинки. Они, действительно, необыкновенно красивые! Если рассмотреть их через увеличительное стекло (лупу), то видно, какие они нарядные, узорчатые и разные! Если вы еще не видели, обязательно посмотрите! Выберите, кому какая из снежинок больше нравится, и нарисуйте их.

Но делать все это – и рассматривать снежинки, и рисовать их – можно только на улице! И когда там – мороз. Иначе… 

  •  А вы знаете, что будет, если принести снежинки в комнату, или если вдруг потеплеет на улице? Если не знаете, обязательно проверьте!

У Михаила Яснова тоже есть стихотворение про снежинки. Оно называется

“Пружинка”:

Кружится снежинка,

Будто в ней пружинка:

Вниз всё медленней плывёт…

Вот и кончился завод!

Кружится снежинка,

Будто в ней пружинка:

Вниз всё медленней плывёт…

Вот и кончился завод!

А вдруг, и правда, снежинки – заводные? Такие же, как игрушечные машинки или другие заводные игрушки? Видели, как в них пружинка сначала закручивается ключиком, а потом игрушка движется. Но только до тех пор, пока пружинка раскручивается! Как только она раскрутится совсем, все – движение прекращается.   Может быть, и снежинки летают и кружатся, пока их заводная пружинка раскручивает? Если это так, то интересно, кто же заводит снежинки?

Снег – это тысячи маленьких фей” и снежинки с пружинками внутри – так бывает в сказках, правда? Может быть, и вам захотелось сочинить сказки про снежинки и снег? Попробуйте! 

Про них недавно кое-что узнал мальчик Витя – собиратель сосулек из стихотворения Михаила Яснова:

Собиратель сосулек 

Поглядите:

Ходит Витя,

Ничего кругом не видя,

Кроме белых, серых, сизых,

На ветвях

И на карнизах,

Тонких, толстых

И кривулек —

Замечательных сосулек!

Одну сосульку он сосёт,

Другую — в варежке несёт.

Скорей домой —

Сосульку

Опустит он в кастрюльку.

В кастрюльке

Лужа набралась,

На дне её песок и грязь,

Жаль,

Под рукою нету свинки,

Чтобы лежала посрединке.

Ну и сосулька!

Вот скандал!

— И ты сосал её?

— Сосал…

Боюсь,

Внутри у Вити

Лужи

Ничем не чище,

Чем снаружи!

Поглядите:

Ходит Витя,

Ничего кругом не видя,

Кроме белых, серых, сизых,

На ветвях

И на карнизах,

Тонких, толстых

И кривулек —

Замечательных сосулек!

Одну сосульку он сосёт,

Другую — в варежке несёт.

Скорей домой —

Сосульку

Опустит он в кастрюльку.

В кастрюльке

Лужа набралась,

На дне её песок и грязь,

Жаль,

Под рукою нету свинки,

Чтобы лежала посрединке.

Ну и сосулька!

Вот скандал!

— И ты сосал её?

— Сосал…

Боюсь,

Внутри у Вити

Лужи

Ничем не чище,

Чем снаружи!

  • Думаю, вы теперь не станете собирателями сосулек, как Витя! 

    И даже сможете объяснить и показать малышам, почему сосульки сосать нельзя.

Ваш Узнайка

Для Узнаек и Умеек. Про изобретателей.

Вы уже выделили в вашем календаре 17 ЯНВАРЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ?

Мы, конечно, будем отмечать этот день, потому что дети-изобретатели были, есть и будут в наших детских садах!

Наши замечательные изобретатели из группы “Пчелки” детского сада “Сказка” в этом году стали первоклассниками. Это они – вместе со своей воспитательницей Ольгой Владимировной Полозовой – изобрели целый ГОРОД БУДУЩЕГО под названием ТИНгород Технологий, Изобретений, Науки. И, вдобавок, наполнили его своими изобретениями: новыми видами транспорта, зданий, одежды, разными  механизмами и приспособлениями – теми, которые нужны людям, помогают им. 

Макет этого города они показали на нашем Фестивале исследовательских и проектных работ детей дошкольного и младшего школьного возраста “Узнайки и Умейки – 2021” (мы об этом рассказывали в “Оранжевом Еже” № 2). Вы можете увидеть его, посмотрев фильм, подготовленный к Фестивалю:

А начиналось все с того, что ребята, когда были в старшей группе, задумались о том, что такое изобретение и кто такие изобретатели. Обратившись к разным книгам (их список в конце этого текста), к интернету, к своим родителям и другим взрослым, они выяснили, что изобретение получается в результате творческой деятельности человека. Причем, результат этот не любой, а новый, которого  раньше не было. С помощью этого результата можно решить какие-то проблемы, его можно воплотить в устройство. 

Итак, ребята поняли, что изобретатели — это люди, которые придумывают что-то новое, ранее неизвестное. Обычно эти люди – наблюдательные, любознательные, целеустремленные и сообразительные. 

Посмотрев (и обсудив) презентацию о том, как жили первобытные люди (см.: Открытия первобытных людей),  ребята обнаружили, что эти люди сами придумывали и делали то, что им было нужно для жизни.  Наблюдая за тем, что и как происходит, изучая мир вокруг, древние люди выделяли свойства разных материалов, предметов, и использовали эти знания для создания орудий труда, улучшения своей жизни. Например, они заметили, что камень твердый. Это помогло им придумать топор – привязав к деревянной палке тяжелый камень. Сделали они и копье – привязав острый кусок камня к длинной палке. Когда они поняли, что животных греет шкура, то придумали, как согреваться с помощью шкур, а позднее стали шить из них одежду. Когда поняли, что огонь отпугивает диких животных, стали разводить костры вокруг жилищ и т.д. 

Тогда “пчелки” пришли к такому выводу: наблюдая за тем, что и как происходит, анализируя явления, свойства вещей, пробуя разные варианты, человек может находить способы создания лучших условий для своей жизни. 

Но сначала ребята, все же, решили, что изобретателем может быть только взрослый. Тогда Ольга Владимировна предложила им посмотреть видео “Топ 5 изобретений, которые придумали дети”

Из этих и других видеоматериалов дети узнали о таких изобретениях, как батут, пластилин, снегоход, азбука для слепых, водные лыжи и др. Это произвело на них очень большое впечатление! Они стали узнавать и рассказывать в группе о детских изобретениях, которые нашли с помощью родителей. 

Полина рассказала детям историю изобретения меховых наушников. Их изобрел в 1873 году Честер Гринвуд, мальчик из многодетной семьи, который не любил носить шапку. Василина рассказала детям о том, как 11-летний мальчик “изобрел” фруктовый лед, забыв стакан с шипучкой на улице, на морозе. Были рассказы о леденцах от икоты, о зубной щетке для космонавтов. Кирилл познакомил своих друзей с изобретателем-самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным. 

Много интересного ребята узнали из мультфильмов: “Алиса знает, что делать”, “Фиксики – История вещей”, “Изобретение колеса – познавательный развивающий мультфильм для детей”, серия “Ми-ми-мишки” и др. 

Мультфильм “Изобретатель чуда” (серия “Ми-ми-мишки”) помог детям задуматься о том, какими должны быть изобретения, для чего их можно использовать, как важно все до конца продумать перед тем, как начать что-либо делать! В этом мультфильме медведь Иннокентий (друзья зовут его Кеша), очень любит изобретать, модернизировать, переделывать.  Наблюдая за действиями своих друзей, Иннокентий решает помочь им – упростить их труд. Так появляются его изобретения. Но не всегда и не все они – на благо! И все из-за того, что изобретатель не  продумал все вовремя…   

Вова даже придумал и сделал машину для уборки крошек.

И вот, когда “пчелки” многое узнали об изобретениях, они стали постепенно пробовать свои силы. Появились первые рисунки-наброски с изображениями собственных изобретений детей. 

Изобретений становилось все больше: “Робот-уборщик”, “Волшебный цветок”, “Снеготопильная машина”, “Чистильщик дна”, “Бурильщик”, “Дома будущего” и др. – Вот некоторые из них:

Для того, чтобы увеличить размер экрана нажмите здесь – [pvfw-embed viewer_id=”6527″ width=”150%” height=”280″]

В подготовительной к школе группе многие из этих изобретений нашли свое место в городе ТИН. В этом городе, как и у нас в Москве, бывают все четыре времени года. Для того, чтобы при этом жизнь людей была удобной и безопасной, нужны разные приспособления, которые придумали изобретатели из группы “Пчелки” – сейчас уже первоклассники. 

А у Ольги Владимировны – новые “пчелки”! Пока они еще маленькие – во второй младшей группе, но, наверняка, скоро изобретения появятся и у них.

* * *

Совсем недавно своим изобретением поделились ребята из детского сада “Цветочная поляна”. Татьяна Анатольевна Назарова, воспитательница подготовительной к школе группы “Ландыши”, рассказала, что Вера и Настя придумали, как сделать, чтобы на одном и том же листе бумаги можно было рисовать много раз.

Дело было так: когда Настя и Вера решили порисовать, вдруг оказалось, что бумага для рисования закончилась. Но тут Вера вспомнила, что у нее в шкафчике есть блокнот! Она предложила вырвать из блокнота несколько страниц, обклеить их скотчем и потом на этом рисовать. Татьяна Анатольевна спросила: “Зачем нужно страницы обклеивать скотчем?”. Вера ответила, что на таком оклеенном листке можно будет нарисовать то, что хочешь, а потом нарисованное стереть губкой и рисовать снова. Вот и получается, что на одном и том же листе можно рисовать много раз! 

Тут девочки занялись делом: взяли ножницы, достали скотч, вырвали из блокнота листочки бумаги и стали обклеивать их со всех сторон так, чтобы ни одного свободного места не оставалось. Так у Насти получилась МНОГОРАЗОВАЯ БУМАГА для РИСОВАНИЯ.

Но оказалось, что карандаши для рисования на такой бумаге не подходят. Попробуйте сами! Они не рисуют на скотче, потому что он гладкий и скользкий. Вера и Настя попробовали и выяснили, что удобнее всего рисовать на такой многоразовой бумаге маркерами и фломастерами. Их “следы” хорошо видны! И “следы” эти можно легко стереть (например, губкой или тряпочкой) и рисовать снова.

Вот так Вера и Настя придумали и сделали многоразовую бумагу для рисования!

Молодцы наши изобретатели!

  • Ребята! Может быть, кто-то из вас придумает еще и другие способы изготовления многоразовой бумаги?

Если вы уже успели посмотреть мультфильм “Дед Мороз из Дедморозовки”, вспомните, какие ёлки сделали Снеговики и Снеговички.

Вы хорошо рассмотрели, из чего и как эти ёлки сделаны? Видели такие раньше? Вам они понравились? Как вы думаете, Снеговики и Снеговички изобретатели?

  • Может быть, вам тоже хочется изобрести свои особенные ёлки или что-нибудь еще? Придумывайте и пробуйте!  Ждем ваших изобретений, дорогие Узнайки и Умейки! Готовьтесь к 17 января – ДНЮ ДЕТСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ!

Что полезно читать тем, 
кто хочет стать изобретателем: 

    1. Изобретения/ Пер. с англ. В. А. Гришечкина – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2011. – (Удивительный мир).
    2. Кудряшов Н.М. Мост, который нужен всем: короткие рассказы. – М.: Мир детства, 2006. – (Библиотека детского сада).
    3. Сутеев В.Г.  Разные колеса. – М.: Малыш, 2018.
    4. Пришвин М.М. Изобретатель –https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-prishvina/izobretatel-prishvin-m-m/
    5. Успенский Э.Н. Гарантийные человечки. – М.: АСТ, 2017. 
    6. Носов Н.Н. Незнайка в Солнечном городе. Приключения Незнайки на луне – М.: Эксмо Детство, 2018.
    7. Ефимовский Е. “Изобретения” (стихотворение).

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения.

Открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо.

Без них иначе б жил,

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Когда-то изобрел.

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения.

Открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо.

Без них иначе б жил,

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Когда-то изобрел.

Игла, горшок и парус,

Да что там ни возьми,

Компьютер и гитара

Придуманы людьми.

Стул, двери, ложка, вилка,

Ракета и кино,

Гамак, сенокосилка,

Автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей тех самых, первых,

Кто чудо сотворил.

Игла, горшок и парус,

Да что там ни возьми,

Компьютер и гитара

Придуманы людьми.

Стул, двери, ложка, вилка,

Ракета и кино,

Гамак, сенокосилка,

Автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей тех самых, первых,

Кто чудо сотворил.