Почитай-ка

От маленькой сказки к интеграции

 

 разных образовательных областей!

Пузырь, соломинка и лапоть.

Русская народная сказка

 

    Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю:

— Пузырь, давай на тебе переплывем!

— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.

 

     Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул…

Информация для взрослых.

Смысл сказки для детей помладше: 

       Жизнь, как и большинство таких маленьких историй, со множеством смыслов.  Сказка учит тому, что друзей нужно поддерживать, им нужно помогать; тому, что группа людей, делающих общее дело, должна учитывать способности каждого члена коллектива – и разумно их использовать. А эгоисты никогда и ничего не добьются. 

Сказка учит ценить дружбу, доброту, взаимовыручку и командную работу.

*** *** ***

      Трое друзей затеяли вместе одно дело, но при первых же трудностях их предприятию наступил крах. Проблему, с которой столкнулись герои, мог решить Пузырь, он не тонет, ему легко было переплыть через реку, но он не захотел выручать друзей, не захотел приложить усилия. Поэтому его друзья утонули, а сам он погиб, смеясь над их трагедией.

     Мораль сказки в том, что у каждого есть слабые и сильные стороны. Не стоит смеяться над неудачами других, потому что у каждого есть ахиллесова пята. И только объединив усилия, можно добиться успеха.

А если копнуть поглубже…

 Это для более взрослых деток, конечно. 

  В основу истории всеми любимого мультика «Три лесоруба» легла наша знакомая сказка, но с более богатым сюжетом.

 Любой мультфильм начинается со сказки. А сказка — с народного фольклора.

А он уж уходит такими корнями вглубь, что не докопаться – в преданья старины глубокой…

Мультфильм называется просто «Три лесоруба». Режиссером был Леонид Амальрик. (Именно под его руководством был сделан «Кошкин дом», «Лимпопо», «Павлиний хвост», «Волшебный магазин», «Бабушкин козлик», «Дюймовочка», «Терем-теремок» и множество ещё других невероятных картин). 

Чему учит содержание детской сказки? 

История простая: Три товарища. Члены одного дома, как семья. В одно холодное осеннее утро вынуждены идти по дрова. Ну, а дальше приключения на 9 минут:

 

Герои мультфильма:

Лапоть.

 

Синоним простофили. В начале XX века Россию вообще называли “лапотной”, вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Нашли это слово впервые упомянутым в “Повести временных лет” (в Лаврентьевской летописи). И тут бы вам привести пример оттуда, но зачем? Вы уже и так поняли, что наша история слишком давняя.

Пузырь.

 

Что может значить этот накачанный воздухом шарик? Оказывается, на Руси бычьим пузырем затягивали окна. От холода спасало не абы как, зато хоть что-то. То есть второй персонаж, вроде, спаситель, но толку от него… Зато крупный настолько, что ложка у него самая большая. Вот только все равно ветром сдувает.

Женский персонаж –  Соломинка.

 

Тут можно даже учебники не открывать, чтобы понять, что с соломой в древности делали. Её использовали в обрядах, сжигали, удобряли ею почву, кормили скот, спали на ней, крыли крыши домов, делали из неё игрушки… Из неё даже лапти делали! Короче, вещь в хозяйстве просто незаменимая… Бесконечно расходуемый материал.

  Вот только кончилось всё в мультфильме хорошо (в отличие от сказки).  Пузырь осознал, что использовать товарищей плохо. Он исправился, но лишь после того, как понял, что без них ему не выжить… Может, вы узнали себя в одном из персонажей?

      А вот в народной сказке всё звучало куда прозаичнее и ближе к реальности….

Какой мультфильм вы покажете детям решать вам! Но каждый из них поможет решить много задач из разных образовательных областей и не только…

       Так, задачи логического развития, развития речи детей с успехом решаются в процессе обсуждения смысла сказки – на основе ее чтения, а также просмотра соответствующего мультфильма. При этом смысл сказки дети разного возраста, безусловно, понимают по-разному – на разных уровнях. Важно обсуждать его с детьми, побуждая старших рассказывать малышам, что и как они поняли в сказке.

        В ходе придумывания иного – своего – конца сказки развивается детское литературное творчество. 

       Изображение сказочных героев, их эмоций, происходящих с ними событий в процессе игр-драматизаций, театрализованной деятельности (по сценарию, составленному детьми) помогает решать задачи эмоционального и речевого развития, социализации детей – развития дружелюбного отношения друг к другу, эмпатии, умений договариваться, координировать свою деятельность с деятельностью других. 

       Задачи социально-коммуникативного развития решаются и в процессе дискуссии – диалога на тему дружбы: были ли герои сказки друзьями? 

Эта сказка дает возможность – отталкиваясь от того, что такое лапти, для чего они нужны, из чего их делают – расширить представления детей о предметном мире. Кроме того, можно проследить, как он менялся: какими дома, одежда, прически, обувь были раньше и какие они теперь. Здесь уместно обратиться и к стихотворению С.Я. Маршака “Вчера и сегодня” …» (расширить представления о времени)

(“Рекомендации по организации летнего оздоровительного периода” ГБОУ Школа 2009)

1.Для понимания смысла сказки необходимы и детские представления естественнонаучного характера. Например, о свойствах предметов, которые являются сказочными персонажами – Пузыря, Соломинки и Лаптя: что плавает, что тонет, из каких материалов сделано и т.д. Важно, чтобы представления об этих свойствах дети получали в ходе собственной практической познавательно-исследовательской деятельности.

2. Можно углубится в историю обуви – какой она была раньше и какая сейчас. В старших группах можно создать ленту времени и альбом детских работ “История башмачка”

3. Решение задач патриотического направления возможно при создании определенных условий (история костюма на Руси, обуви, обряды и традиции, связанные с обувью и одеждой.)

4. Создание общности – дети-родители – воспитатели произойдет, если включить в исследование родителей и домашние архивы фотографий.

5. Инициатива ребенка получит возможность реализоваться, если воспитатель слышит детские вопросы и умеет заинтересовать воспитанников, вызвать у них интерес к предложенной теме.

 

Информация для детей.

ВОПРОСЫ К СКАЗКЕ.

1.   Какой герой вам понравился и почему?

2.   Почему сломалась соломинка?

3.   Почему утонул лапоть?

4.   Какой из героев мог бы переправить друзей через речку? Почему он этого не сделал?

5.   О чем эта сказка?

6.   С кем из героев ты бы хотел подружиться?

7.   Какая из пословиц больше всего подходит к этой сказке, почему ты так думаешь?

·   Дружба да братство дороже всякого богатства.

·   Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

·   Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

·   Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

·   Не рой яму другому-сам в нее попадешь.

·   Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

·   Как аукнется-так и откликнется.

·   Друзья познаются в беде.

8.   Можно ли назвать героев сказки друзьями? Почему?

9. Как бы ты поступил(а) на месте Пузыря?

Художественная литература, мультфильмы, мастерские, которые помогут реализовать интеграцию образовательных областей и расширить представления детей о русских народных традициях:

1.    ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА: ЛАПТИ.

2.    Галилео. Лапти 👣 Bast shoes

3.    ВОЛШЕБНЫЕ ЛАПТИ. Русская сказка.

4. Сказки для самых маленьких 26. Старый лапоть — Шишкина школа

5. Чудесные лапоточки (Chudesnye lapotochki) – Мультфильмы студии Пилот – Золотая коллекция сказок.

6.    Чудесные лапоточки. Сказка.

7. Как нарисовать лапти карандашом | Рисунок для начинающих поэтапно.

8. Лапти! Не плетём и не вяжем! 2 идеи, Мастер класс. Лепка.

                                                                   *** ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.  

Какие задачи развития детей можно решить, используя сказку или мультфильм (при создании необходимых для этого условий):

 

    • Развитие интеллектуальных эмоций (интерес к тому, что, почему и как происходит, удивление, догадки, сомнения, уверенность, радость решения познавательной задачи, познания) и практических эмоций (интерес, удивление по отношению к тому, как сделано / можно сделать, догадки, сомнения, уверенность, радость решения задачи продуктивной деятельности, созидания)
    • Развитие воображения, художественного творчества, графических навыков – придумай свое окончание сказки, нарисуй героев и др. (Область художественно-эстетического развития).
    • Развитие представлений детей о свойствах воды, воздушного шара, соломы, лыка.
    • Освоение структуры познавательно-исследовательской деятельности: анализ происходящего и постановка вопроса, выдвижение предположений, поиск способов их проверки, проверка предположений (в том числе, по ходу пробующих действий), выводы.
    • Освоение средств и способов познания: наблюдений, обследования предметов и материалов, пробующих действий, экспериментирования, умений выделять свойства, признаки объектов, анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, делать простейшие умозаключения и выводы. (Область познавательно-исследовательского развития).
    • Развитие умений договариваться о совместных действиях, а также о возможностях каждого заниматься своим делом, интересным ему, не мешая другим, о правилах, которые этому помогают (Область социально-коммуникативного развития).
    • Освоение новых слов, понимание их смысла, формулирование вопросов и ответов на них, высказываний, рассказов о своих действиях, о происходящем (Область развития речи).
    • Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук (Область физического развития).      

Факты про лапти.   

 

 Информация для взрослых.      

  • Лапти, ед. ч. лапоть (лапоток, лапик — низкая обувь, распространённая в Северной и Восточной Европе и на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывали к ноге оборами(шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливали и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью ввиду обилия материала; простотой изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечностью.
  • Лапти, а под иным названием — “лычаки” — были также распространены y западнославянских, южнославянских, балтских, скандинавских, прибалтийско-финских и поволжских народов. Сходный вид обуви применяли и японцы (варадзи) и североамериканские индейцы и даже австралийские аборигены.
  •   Лапти – это обувь, которую на протяжении многих веков носили крестьяне на Руси. Плели лапти из коры лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты…Самыми прочными и удобными считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники.
  • Лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.
  • Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, при помощи которой лапти закреплялись на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосяники. Такую обувь носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
  • Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки. Это считалось исключительно мужским занятием, женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужчин и особое уважение односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а к 10-12 годам подросток мог сплести лапти не хуже взрослого.
  • Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.
  • Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись за лыком в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей.Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение “ободрать как липку”.Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей, лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день, в зависимости от опыта и сноровки.
  • Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже. Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре левый от правого не отличались
  • Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей.
  •  Лапти просуществовали несколько веков, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

❖ Мы постарались показать вам, дорогие педагоги, как можно работать над одним из персонажей сказки.

Также можно найти информацию для детей про других героев – соломинку и пузыря.

 

Следующая страничка ждет тебя, дорогой читатель!

А я – Оранжевый Ёж – жду писем от тебя! 

 

Мой адрес прежний – Узнайки и Умейки