Для Узнаек и Умеек

 

Можно найти множество самых разнообразных памятников. Обычно это скульптуры в честь выдающихся и великих людей, но есть и очень интересные памятники в честь животных или птиц.  А вот почему я заговорил о памятниках, вы сейчас поймете, дорогие мои читатели!  

Об очень увлекательной работе воспитателей  ДК7 “Сказка”

Фадиной Татьяны Николаевны и Ветровой Халиды Энварьевны

наш рассказ в рубрике “Для Узнаек и Умеек”. А началась эта работа со спора ребят 

о памятниках.

 

Познавательный проект «Нам с бобрами по пути»

 

     Началась наша работа неожиданно. В разговоре со своим товарищем один из воспитанников летней группы из ДК-8 упомянул “памятник” бобру, который он увидел в школе. 

          Эта ситуация привлекла внимание других детей, и завязался спор: 

– Не бывает памятников бобру. 

– Нет бывает, я сам видел.

– Зачем памятник в школе? Они на улице бывают.

– Бобер – герой? Или он ученый? Зачем ему памятник ставить?

Но когда мы с ребятами нашли в интернете фотографию этой скульптуры (она на самом деле находится в одном из школьных коридоров ГБОУ Школы №2009), интерес к этой теме вырос многократно.

Мы предложили детям порассуждать и попытаться самим ответить на приведенные выше вопросы, и вот что вышло.

 

Предположения были разные: 

  • Наверное, это какой-то знаменитый бобр, может быть, космонавт, как собаки Белка и Стрелка… 

  • Или очень известный среди других бобров, их герой… 

Но подобные истории были больше похожи 

на сказку, чем на реальную причину создания скульптуры. 

 – Если он космонавт, то на памятнике была бы табличка «Бобр-космонавт»

 –  Откуда людям знать о самом известном бобре среди бобров? Как бобры  расскажут людям?

Договорились обсудить тему вечером с родителями, вдруг помогут?! 

Вот что мы узнали с помощью родителей

  • не обязательно памятник должен быть в чью-то честь, может это символ (стоят же в нашем районе стелы «Я люблю Бутово»), 

  • бобр может символизировать какие-либо важные поступки или редкие качества. 

Мы решили разобраться в теме. Выделив эти редкие качества и умения, решим, насколько оправдана установка бобра в школе. 

Так у нас появилась гипотеза: «Своими знаниями и умениями бобр заслуживает того, чтобы дети брали с него пример».

Подтвердить или опровергнуть гипотезу помогут ответы 

на ряд вопросов: 

 

  • снят

    В чем особенность бобров? 

  • снят

    Кто их друзья и враги? 

  • снят

    Благодаря каким умениям и деятельности бобров считают полезными животными? Какие изменения они вносят в окружающую среду?

Хожу я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
— Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?

А это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?

А верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?

Спросил я маму про бобра,
Но на работу ей пора.

Я вижу дворника вдали,
Он подметает двор.

— Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? —
А дворник мне: — Не стой в пыли,
Отложим разговор.

Не отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: — Где бобры?!
Их не встречал давно.

Скажите, будьте так добры,
                                            Скажите, где живут бобры?                       

Агния Барто

Хожу я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
— Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?

А это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?

А верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?

Спросил я маму про бобра,
Но на работу ей пора.

Я вижу дворника вдали,
Он подметает двор.

— Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? —
А дворник мне: — Не стой в пыли,
Отложим разговор.

Не отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: — Где бобры?!
Их не встречал давно.

Скажите, будьте так добры,
       Скажите, где живут бобры?                       

Агния Барто

 Началась работа по поиску ответов. 

Сначала мы выяснили, что известно детям о бобрах (к большому сожалению педагогов (и стыду!), эти знания не выдерживали никакой критики)

  • Бобр похож на крысу, живет в воде. 

  • У него резиновый хвост, он им прихлопывает как лопаткой по глине, которую намазывает на плотину в реке.

  • У него такие острые и крепкие зубы – руку может перегрызть. 

Работы предстояло много.

Начали с чтения познавательной литературы об этих животных, о их внешних чертах и повадках, о жизнедеятельности и прочем. 

 

Оказалось, существует немало произведений о бобрах и, вообще, о животных-строителях. Это не только энциклопедии, но и авторская литература, например, о их приключениях (рассказы, сказки, истории).

Кроме чтения, дети с удовольствием смотрели познавательные видео о жизни жителей долин рек и озер.

 

Мы рассматривали дидактические материалы по теме, сюжетные картинки; обсуждали, анализировали увиденное и придумывали возможные продолжения историй.

 Дети узнали много нового:

 

  • о внешности, повадках и образе жизни бобра; 

  • о его естественных врагах и животных-соседях; 

  • о их способностях к строительству – узнали, для каких целей животные роют каналы, строят плотины;

  • о том, что жилища бобров (хатки) бывают нескольких видов (в зависимости от природного ландшафта и потребностей животных), но вход в строения всегда организован под водой (чтобы в дом не забрались хищники); 

  • о том, что поддерживать определенный уровень воды у жилища помогают плотины, кроме этого, они же способствуют формированию целой экосистемы: очищается водоем, появляется глубоководная рыба, на берегах селятся водоплавающие птицы, расширяется среда обитания разных животных, насекомых; 

  • бобр – довольно умный зверь, например, чтобы не тащить самому бревно к стройке, использует систему водных каналов, которые выкапывает в долине реки. Он подгрызает ствол дерева со всех сторон, а затем толкает в нужную ему сторону – в воду и транспортирует по реке. Часто ее первоначальное русло бобр изменяет для своих надобностей до неузнаваемости, появляются ответвления, заводи; нередко каналы отводятся глубоко в лес. Такие изменения ландшафта способствуют обводнению (даже заболачиванию) местности, однако в случае пожара, именно эта область леса страдает меньше всего. Снижению пожароопасности способствует также то, что часто бобр отгрызает сухие старые деревья, которые также могут стать причиной возникновения пожара.

 

Обсуждая вклад бобра в экологию, незаметно перешли к дебатам на тему «Как мы (люди) можем помочь природе». Дети привели примеры из своей жизни, а во время прогулки убрали мусор на участке. Собранные ими ветки и камни в дальнейшем использовались в опытно-экспериментальной деятельности.

В течение всей работы над проектом дети много рисовали и раскрашивали – занимались продуктивной деятельностью, сконструировали календарь событий, оформленный в стиле изучаемой темы.

Дети смастерили книжку о приключении одного бобра, о том, как он нашел себе друзей. Книга интерактивная, в любой момент можно поменять порядок следования страниц и сюжет рассказа изменится.

Дети раскрашивали, лепили обитателей речной долины (с использованием природных материалов).

Обобщив полученную информацию о бобрах, дети подвели

 итоги:

  1. Бобры доброжелательны к другим животным, однако врагов в природе у них много.

  2. Бобры не только талантливые строители, но и исследователи, изобретатели.

  3. Животные приносят пользу окружающей среде и экологии.

 

В песочнице ребята сконструировали макет долины небольшой лесной реки. Ее русло произвольной формы, по берегам растут деревья и кустарники. 

Постройка модели – совместная детско-взрослая деятельность, но основную работу выполнили дети: выкопали русло реки, сформировали возвышенности, овраги, укрепили берега, «посадили» лес. В качестве леса выступили ветки, листья, шишки-«елки». Далее расселили лесных и речных обитателей (пластиковые и пластилиновые фигурки). 

 

Реку наполнили водой, предварительно уложив на дно пищевую пленку.

Мы решили использовать «речную долину» в качестве экспериментальной площадки для проверки тех знаний о деятельности бобров, которые получили теоретическим путем (на 1-ом этапе работы). 

А дальше мы с ребятами решили создать и проиграть с помощью макета  разные ситуации из жизни бобров, чтобы посмотреть, насколько они хорошие строители, исследователи и изобретатели, действительно ли они приносят пользу природе.  

Постройка жилья, чтобы обезопасить себя от хищников.

Исходя из рельефа, выбрали подходящее место для хатки. Дети решили, что одного дома мало (т.к. к бобру будут приходить гости), предложили построить несколько разных видов жилья: хатку на мелководье из веток, вторую (нору) устроить в крутом речном береге. Обсудили общие принципы построения жилищ; оценили возможность доступа к необходимым материалам. Построили хатку из веток и выкопали нору в песке.

Для поддержания определенного уровня воды у хатки и норы нужна плотина или даже несколько плотин. 

Выбрали место расположения плотины и обсудили способы ее построения, доставили бревна с близлежащих берегов, сконструировали плотину.

Однако, эксперимент показал, что наша плотина не удерживает воду. Дети решили укрепить ее камнями и усилить толстыми бревнами. В ближайшем доступе необходимых материалов не оказалось, их нашли на удаленных от плотины участках. Прокопали несколько каналов, углубили их в берег с лесом. Река пополнилась ответвлениями.

Скорректировали уровень дна реки и каналов.

 

Оценили, сколько материала необходимо для постройки, доставили бревна и камни, построили плотину.

Для строительства новых хаток и плотин потребовалось больше бревен.

 

Выкопали дополнительные каналы для доступа к лесу. В результате, существенно расширилось очертание долины (рукава каналов растянулись по всей песочнице).

Ребята использовали полученные ранее представления о бобрах и старались соблюдать “бобровую” логику.  Так, плотину начали строить только после того, как построили жилища. Это правило сохранялось в течение всего периода работы над проектом. Например, когда позднее понадобилось перенести хатку на новое место, дети указали на необходимость переноса плотины, чтобы поднять уровень воды у входа в дом. 

Поиск ответов на вопросы детей происходил в опытной и экспериментальной деятельностях.

При формировании русла реки или строительстве норы, мы изучали свойства некоторых природных и искусственных материалов: песка, воды, пищевой пленки.

При строительстве хаток и плотин – свойства деревьев-«бревен», камней.

Мы экспериментировали. Например, пытались оценить на каком из фундаментов хатка устойчивее – на мокром песке, на камнях или на ветках; подбирали наиболее удачные комбинации материалов.

Иногда для решения задачи требовалось проведение серии экспериментов. Например, оценивая устойчивость конструкции плотины, посредством уклона русла реки изменяли скорость течения. Определили, что плотина разваливается при быстром течении (когда склон реки максимально крут).

В целом, исследование основных параметров текущей реки (глубины и ширины) затруднений, практически, не вызвало. В качестве средств измерений дети использовали подручные материалы – ветки.

Стоит отметить, что большинство возникших вопросов опытно-экспериментального характера были решены детьми без серьезной помощи взрослых. Но были и такие, с которыми нам еще придется разобраться… Так, при поиске ответа на вопрос «Почему река не впитывается в землю?», нам не удалось придумать подходящей ситуации на участке. 

Наибольший интерес детей вызвала исследовательская часть работы, все участники проявили активность, предлагали интересные варианты решения проблемных ситуаций. 

  1. Копаем нору в песке, ее стены обваливаются, песок не держит форму. Настоящий берег реки, в котором бобры роют нору, имеет другой состав, поэтому обрушения не так катастрофичны. Дети вышли из положения, намочив песок, сделав берег более пологим и укрепив его камнями.

  2. Перед нами встал вопрос: с какой стороны от хатки строить плотину? Попробовали два варианта: построили выше и ниже хатки. Понаблюдали, в какой ситуации уровень воды выше, где она задерживается дольше.

Выбрали второй вариант (ниже хатки). Эта ситуация объяснила нам почему бобр строит плотину ниже “бобрового” городка.

  1. Строим плотину из «бревен». В стоячей воде (заводь, озеро) плотина стоит. Однако, течение ее разрушает. Что делать?

Часть детей втыкает все «бревна» в дно. Им замечают, что бобр втыкает лишь несколько бревен, остальные стволы складывает горизонтально и внахлест от берега к берегу. В итоге, сложили «как бобр» и укрепили конструкцию камнями. Бобер для строительства использует стволы деревьев, ветви, хворост, тину, ил – тяжелые и вязкие материалы. Он строит только в текущей реке, поэтому толщина плотины отвечает конкретной ситуации.

  1. Почему пол хатки всегда мокрый? Как этого избежать?

Сложно сконструировать хатку в песочнице на воде с полом выше уровня реки. Пол хатки бобров находится выше уровня реки, они регулярно поднимают его, используя ветки.

  1. Чем больше водных каналов, тем «сырее» долина, поэтому заползает много муравьев (это мешает игре). Как от них избавиться?

Закопали лишние каналы, при этом отметили, что муравьев привлекает вода.

Сделали вывод: если землю часто мочить, к ней стремятся живые организмы и быстрее растут растения.  Бобр этому рад, как и живой мир долины (обводнение обеспечивает среду обитания животного и растительного мира, улучшает качество жизни биосистемы). Снижается вероятность лесных пожаров. 

  1. На улице 30-ти градусная жара. Песочный макет долины быстро высыхает (песок оседает, растения вянут). Как быть?

 

Почти ежедневно изменяли рельеф долины (по-новому выкапывали русло реки и каналы). У бобра такой проблемы нет – он живет и строит не в песочнице!

Решая проблемные ситуации, мы сначала обсуждали, как поступил бы бобр, а затем действовали сами. Не всегда нам удавалось следовать так, как бобер, поскольку условия оказались очень разными. 

 

Работа в смешанной группе, где присутствуют дети старшего и младшего дошкольного возраста имеет свою специфику. Дети старших и подготовительных групп проявляли инициативу в проектной деятельности. Например, они предложили составить карту местности (план долины). 

А младшие ребята предпочитают играть и не всегда в “бобров”. Мы так распределили ребят по активностям, что конфликта интересов не произошло. Автомагистраль, которую строили малыши не повредила наш макет, обогнув постройки бобров.

Все дети играли с удовольствием : строили дома не только для бобров, но и для других обитателей долины, копали норы зайцам, конструировали дороги машинам, купали в заводи уток и др. В играх ребят плотина порой была полифункциональной:  иногда она выполняла роль  моста для зверей или машин. 

 

Дети организовывали сюжетные игры (добавили машинки, кораблики из листьев и т.д.). Также придумали новую игру – одни дети закапывали «клад», отмечая на карте место, а другие пытались его найти.

По инициативе старших дошкольников план речной долины со временем трансформировался в настольную игру-ходилку. 

Через несколько дней, когда макет долины в песочнице был разобран, дети решили восстановить его по имеющемуся чертежу. 

В дождливый день по нашему плану была сконструирована похожая долина в группе – на ковре из конструктора, цветной бумаги и карандашей.

Таким образом, проверив и пропустив через себя информацию о деятельности бобров в природе, дети подвели итоги:

  1.  Бобр не боится проблем, в природе ведет себя как опытный строитель, исследователь, изобретатель.

  2. Его деятельность изменяет окружающую среду, однако, эти изменения носят позитивный характер – расширяется среда обитания животных и растений, улучшается экология, снижается уровень пожароопасности.

 

Вот какой вывод мы сделали:

 

Все факты, которые мы узнали из художественной литературы, из видео, из рассказов подтвердились во время строительства макета.

Бобр – дружелюбен, он активный труженик-строитель, исследователь и изобретатель. Его воздействие на природу носит положительный характер.

  Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась своими знаниями и умениями бобр заслуживает того, чтобы дети брали с него пример

В результате исследования дошкольники смогли выделить качества бобра и понять, почему его статуя установлена в школе:

доброжелательность;

– трудолюбие;

– стремление к исследовательской работе.

 

Дети успешно подтвердили свою гипотезу, узнали много интересного и освоили алгоритм проектной деятельности, которая так пригодится им уже в начальной школе.

 

Воспитатели группы сделали свои выводы, наметили дальнейшие планы, перспективы развития ребят.

 

Считаем, что этот детско-взрослый проект является удачной формой работы с детьми разновозрастной группы.  

      Наши дети в спланированной ими самостоятельно разнообразной деятельности, расширили свои представления:

– о строении тела бобра, его повадках и образе жизни; 

– о среде обитания этих животных, о их деятельности в природе;

– о способах строительства и постройках бобра (норах, хатках, плотинах, каналах);

– о влиянии животного на окружающий мир и пожаробезопасность в природе;

– о взаимосвязях живой и неживой природы реки и леса;

– о некоторых свойствах объектов природы (например, глубина реки, скорость течения и пр.);

– о свойствах природных и искусственных материалов; о их влиянии на окружающую природу;

–  познакомились с основами экологического мировоззрения.

 

Наши дети:

– тренировались в умении планировать свою деятельность, действовать согласно плану; 

– выделять нужную информацию;

– тренировались в умении обобщать разные факты, анализировать, делать выводы;

– развивали умение учиться отстаивать свою точку зрения, отличную от других; учились убеждать;

– тренировались в умении самостоятельно (или с минимальной помощью взрослого) проявлять активность в опытно-экспериментальной деятельности;

– тренировались в изготовлении макетов из природных и искусственных материалов;

– тренировались в изготовлении плана местности (карты); учились ориентироваться в пространстве на двумерной плоскости;

– тренировались в конструировании из искусственных и природных материалов по чертежу и без;

– тренировались в умении устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать; 

– упражнялись в умении строить несложные рассказы;

– упражнялись в штриховке, в лепке;

 

– упражнялись в устном счете (прямом и обратном); в сравнении величин; в умении соотносить цифру на бумаге со словом, обозначающим эту цифру; в умении определять высоту (глубину, ширину предмета), используя подручные материалы; в умении сравнивать предметы по разным параметрам; в ориентировании в параметрах: много-мало, толстый-тонкий, длинный-короткий, узкий-широкий и пр.;

 

– успешно использовали предметы- заместители, проявляя смекалку и находчивость;

  • развивали творчество, фантазию, воображение, трудовые навыки;

  • в процессе работы над проектом, мы неожиданно вернулись к теме лабиринтов, которую изучали прошлым летом. Копая каналы (ответвления реки), несколько детей, посещавших дежурную группу в прошлом году, обратили внимание, что речная долина становится похожа на водный лабиринт. Так для своих нужд бобр изменяет среду обитания, создавая одну из разновидностей природных лабиринтов (как в случае с муравейником). 

Дети также провели аналогию между результатом деятельности бобра и искусственным лабиринтом из шлангов и бутылки: постройка плотин формирует участки с разными скоростями течения воды (как в ситуации с системой шлангов разного диаметра). Учитывая, что по прошествии года лабиринты не потеряли своей актуальности, рассчитываем на дальнейшее развитие этой темы в будущем. 


Какую литературу для чтения детям и познавательные видео мы использовали:

  1. Романова Т., Свечников В. Иллюстрированная энциклопедия «Природа России». – Москва, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016.

  2. Э. Паруасьен Энциклопедия знатока «Живая планета», ООО «Издательская Группа «Азбука – Аттикус», 2008.

  3. Э. Барсотти Мой первый большой атлас «Природа». – Москва, ООО «Свежий ветер», 2021.

  4. Э. Барсотти Энциклопедия «Бережем нашу планету». – Москва, РОСМЭН, 2022.

  5. Э. Озюбак «Год в лесу», Изд-во ClEVER.

  6. Лаврухина И. «Наш общий дом Земля». – Ростов-на-Дону: Изд. Дом «Проф-Пресс», 2021.

  7. Комарова Д.М. Первые книги малыша «В пруду и у реки». – Краснодар, ООО «Торговый дом «Август», 2013.

  8. Гурина И.В. «Выдра Нюся и зимородок Тепа». – Москва, ООО «Издательство «Фламинго», 2019.

  9. Видео о жизни бобров в природе:

https://dzen.ru/video/watch/602dde82ffa2d86ae46ea1bf?sid=0&t=1

  1. Видео о соседях бобров – выдрах:

https://dzen.ru/video/watch/621398018fbe6830c8b60cb2?sid=0


Период, место проведения: 01.08.23-11.08.23, ДК-7 «Сказка»

Описала опыт работы Фадина Татьяна Николаевна.


Ребята!  

А есть ли в нашем городе памятники бобру или каким- то другим

представителям животного мира?

В рубрике “Мы – москвичи” я начну собственное расследование и 

приглашаю вас ко мне присоединиться.