Педагоги сочиняют, играют, творят вместе с детьми.

В детских садах нашего образовательного комплекса многие воспитатели ведут календари вместе со своими воспитанниками. Некоторые придумали их сами и предложили детям; другие воспользовались уже готовыми, внеся в них изменения, которые посчитали важными и полезными; некоторые лишь направляли своих детей в придумывании и помогали им в реализации их – детских – календарей. В общем, оказалось, что календарей много и они разные!  Публикуем описания некоторых из них.

Календарь Наили Мустафаевны Исмаиловой 
и Валентины Николаевны Хомич
(детский сад “Семицветье детства”)

     Мы – воспитатели старшей группы “Бобрята” – переживали, что наши дети не знают дни недели, путают последовательность времён года. Кроме того, нам хотелось научить их планировать свою деятельность.  Поэтому мы решили ввести в нашу с детьми жизнь календарь. Нам хотелось сделать его необычным – таким, чтобы он вызывал интерес детей.

     В поисках нам помог социальный интернет-сервис Pinterest. Мы просмотрели множество представленных там календарей и нашли варианты, которые нам показались наиболее удачными. На их основе создали свой календарь, в котором использовали .ленты.

     Каждый день недели в нем – это цветная лента, которую дети раскручивают и прикрепляют к ней картинки-символы. Они помогают нам отобразить наш план на день.

 

     Вот как появились эти картинки-символы: на кругах общения мы обсуждали с детьми наши любимые занятия в детском саду и подбирали предметы, которые помогают обозначать эту деятельность. После этого мы, воспитатели, распечатали маленькие символические изображения этих предметов, а ребята их раскрасили. Затем мы заламинировали картинки и прикрепили к ним липучки для того, чтобы их было удобно закреплять на лентах календаря.

     На утреннем круге каждый день мы обсуждаем с детьми наши планы, отталкиваясь при этом от их интересов. Учимся договариваться, если планов много, а времени мало. Некоторые дела откладываем на следующий день. Обязательно называем день недели, месяц, число и время года. Затем мы выбираем ребят, которые отметят всё это в нашем календаре, используя придуманные и сделанные нами символы.

Проиграть видео

     Вот на этом видео наши дети объясняют детям из группы “Львята” из нашего детского сада, как устроен наш календарь, отвечают на их вопросы.

     В течение дня мы сверяем нашу деятельность с планом и анализируем, что из намеченного уже удалось сделать, а что ещё осталось. Иногда мы вносим изменения в наш календарь. Например, если вдруг погода изменилась, и мы не выходим на прогулку, то выбираем другую деятельность и отмечаем её в календаре с помощью нужных картинок-символов. На вечернем круге общения мы обсуждаем прошедший день, тоже используя при этом наш календарь.
   
В следующем учебном году мы планируем продолжить работу с нашим календарём – хотим более подробно планировать то, что связано с познавательно-исследовательскими интересами детей. Будем отмечать в календаре то, что мы хотим узнать, что будем узнавать сегодня, над чем будем думать завтра, какие новые открытия детям удалось сделать, что нового они узнали.

Календарь Ольги Владимировны Полозовой
(детский сад “Сказка”)

     Когда дети пришли ко мне совсем еще малышами, я заметила, что им очень сложно ориентироваться в днях недели и месяцах. Поэтому я придумала календарь, в котором недели “достраивались”. Мы это делали так: каждое утро клали в  кармашек в календаре карточку с датой и названием дня недели. По мере заполнения такой недели в кармашках прикреплялась следующая неделя и т.д.. Вскоре малыши научились ориентироваться в днях недели, месяцах. Они поняли, “как получается неделя, как получается месяц”. 

     А потом нам подарили календарь “Праздник каждый день”.

      Дети с интересом разглядывали его и обратили внимание, что каждый день посвящен какому-нибудь событию или празднику. Я подумала, что будет интересно предложить им сделать карточки-символы и отмечать в нашем групповом календаре даты, которые им интересны. Так, наши календари “подружились”.

     Сегодня мои малыши стали уже выпускниками. Они с таким же интересом включаются в обсуждение интересных событий и теперь заполняют календарь гораздо более самостоятельно. Мы договорились о дежурстве по календарю. Поэтому каждое утро дежурные знакомят нас с датой, событием или праздником.

    Если у детей возникают вопросы, то появляется повод для поисков ответов на них. Иногда это перерастает в детско-взрослое исследование или проект. Так, например, проект “Город Будущего “ТИН” начался с обсуждения на Утреннем круге общения Дня детских изобретений.

     Думаю, в следующем учебном году – уже с новыми малышами – начну этот путь заново! Возможно, с новыми идеями, которые подскажут дети и их родители… 

Календарь Виктории Валентиновны Насоненко
(детский сад “Солнышко”)

В этом учебном году во время реализации детско-взрослого проектаМаскировка животных”, проходившем у нас в группе, ребята заметили, что у них не всегда хватало времени на поиски ответов на их вопросы.  На Круге общения ребята стали обсуждать, почему это происходит, и пришли к выводу, что они неправильно распределяют свое время. 

       Наши ребята – уже будущие первоклассники. Они знают, что у школьников есть дневник, который помогает им планировать свое время на несколько дней вперед.  Зная расписание занятий на неделю и количество заданных уроков, можно распланировать свое время так, чтобы делать все задания равномерно, а не разом в один день. Это значит, остается время и на любимые занятия! Например, почитать интересные книги, погулять, поиграть с друзьями! И наши дети  решили, что такой дневник помог бы и им в детском саду планировать свою деятельность. 

    Они придумали сделать свой дневник –  план на следующий день. Это –  большой лист бумаги (формат – А3), разделенный на три части: утро, день и вечер.

     Для того, чтобы обозначить деятельность, которой ребята собираются заниматься по своему плану, они придумывали и обсуждали подходящие для этого символы. Зарядка, например – это человечек с поднятыми вверх руками, занятия – это книжка, настольная игра – это кубик с точками и фишки, поиск ответов на свои вопросы – знак вопроса и т.п.

     Каждый день после полдника ребята обсуждают свои планы на следующий день, договариваются о том, кто будет писать “утро”, “день”, “вечер”, а кто зарисовывать деятельность. На следующий день мы распределяям  свое время в зависимости от того, что запланировали. Вечером дети обсуждают, удалось ли им осуществить запланированное. Если не удалось, то выясняем причины и составляем план деятельности на следующий день с учетом тех трудностей, с которыми столкнулись. 

    На мой взгляд, такое планирование деятельности помогает нашим ребятам становиться более самостоятельными и инициативными. Надеюсь, это поможет им в их новой школьной жизни.

Линейный календарь
Оксаны Александровны Денисовой и 
Ксении Викторовны Сходцевой
(детский сад “Цветочная поляна”)

 

     Мы – Оксана Александровна Денисова, воспитатель старшей группы “Подсолнухи”, Ксения Викторовна Сходцева, воспитатель подготовительной к школе группы “Лютики” – решили использовать в своей работе технологию “Линейный календарь”, которую рекомендует программа ПРОдетей. Мы считаем, что эта технология помогает детям наиболее наглядно, последовательно, “без зубрежки” освоить представления о времени, понять смысл таких понятий, как вчера, сегодня, послезавтра, через неделю, месяц, год и т.д., пользоваться ими, описывая события собственной жизни.

Работа с календарем занимает 3 – 5 минут во время ежедневного утреннего круга. Воспитатель задает детям вопросы такого типа: “Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Сколько дней до дня рождения Саши (до Нового года и т.д.)?”.

Основные правил использования этой технологии:  

  •  Дети отвечают хором (благодаря этому не боятся допустить ошибку)
  •   Работа проводится каждый день, но не более 5 минут.
  • Календарь текущего месяца висит в зоне доступа детей; календари прошедших месяцев размещаются выше доступа детей, последовательно друг за другом. Это помогает сформировать представление о том, что такое год.
  •  Вводятся простые символы, которые используются постоянно.
  • Календарь собирается вместе с детьми перед началом очередного месяца; в процессе его сборки дети знакомятся с предстоящими событиями, сами намечают их.

   Как мы собираемся продолжать работу  с линейным календарем.

Мы считаем, что в подготовительной группе КАЛЕНДАРЬ можно дополнить ПЛАНОМ, на котором мы вместе с детьми будем рисунками и записями фиксировать, что надо сделать в ходе подготовки к намеченным нами событиям, как распределить работу по времени (в частности, по дням недели), оставшемуся до него. Это поможет детям научиться планировать свою деятельность, контролировать этапы выполнения и, в конечном итоге, приведет к осознанному выполнению своих целей.

В младшей группе, думаем, календарь нужно упростить, убрав строку с днями недели, так как детям тяжело воспринимать сразу много информации.  Но строки с символами, числами и событиями остаются.

Работа с календарем при этом сокращается до 3 минут, уменьшается и количество вопросов детям.

Надеемся, что постепенно малыши смогут не просто запомнить такие слова, как “вчера”, “сегодня”, “завтра”, “будние, выходные дни”, но и начнут использовать их в жизни.  Думаем, что во втором полугодии строку с днями недели можно будет вернуть. 

     ⇒ Уважаемые взрослые! 

     Как Вы понимаете, материал про календари – для Вас! Для того, чтобы Вы нашли календарь, подходящий для Вас и Ваших детей, и вели его в детском саду или дома. 

     Это не все календари. которые ведут с детьми наши педагоги. Мы продолжим их публикацию в следующих номерах нашего журнала “Оранжевый Ёж”.  Выбирайте и придумывайте свои! Делитесь с нами новыми идеями!