События нашей жизни

Театральная неделя

 

В конце марта в детских садах нашего образовательного комплекса прошла традиционная ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ. Обзор самых ярких ее событий, которые случились в детском саду “Семицветик” – своеобразный ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП – сделала НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА ЖДАНОВА, воспитатель детского сада “Цветочная поляна”

Для многих малышей второй младшей группы “Утята” (воспитатель – Ольга Николаевна Борисова) это была первая встреча с ТЕАТРОМ. Понимая это, Ольга Николаевна большое внимание уделила  предварительной работе: дети не просто послушали сказку и распределили роли… Нет! Были использованы и игрушки би-ба-бо, и настольный деревянный театр, и сказка на палочках, и разнообразные постановки “Репки” в исполнении разных детей на видео-канале. 

Всё это, конечно же, заинтересовало ребят! Они с удовольствием “примеряли” на себя образы сказочных героев, пытались передать их характеры с помощью движений, мимики, жестов, интонации. Помогала в этом музыка в исполнении музыкального руководителя Екатерины Вячеславовны Черкасовой, которой сопровождалась сказка.

Дети настолько вжились в роли, что не растерялись и не смутились на премьере перед зрителями. А ведь для многих из них это было первое выступление на публике! 

Зрителями стали малыши первой младшей группы “Зайчата”  (воспитатели – Наталья Михайловна Хромова и Светлана Евгеньевна Петрова). В зале они сидели очень тихо и внимательно смотрели сказку. В конце спектакля, когда сказочные герои попросили у них помощи, чтобы вытянуть репку, малыши не отказались и дружно принялись за работу. 

Когда все закончилось, благодарные зрители долго хлопали в ладоши. Оказалось, к тому же, что они приготовили для актеров сюрприз! Это был веселый и задорный танец

“Утятам” очень хотелось включиться в танец вместе с малышами, но, все же, они досмотрели его до конца. А после этого все вместе играли в игру “Мишка”

Кроме сильных впечатлений от спектакля, у зрителей осталась еще и раскраска сказки “Репка”, которую им решили подарить актеры. 

Так эта театральная встреча не только принесла много радости зрителям и актерам, но и помогла им подружиться!

*

Сначала дети из средней группы “Котята” (воспитатели – Ольга Юрьевна Архангельская и Виктория Викторовна Бессонова) планировали поставить обычный спектакль по сказке “Репка”. Огорчало их то, что участвовать в постановке могли немногие — как известно, ролей в этой сказке мало. Узнав об этой проблеме, Екатерина Вячеславовна Черкасова предложила выход: сделать сказку музыкальной. Поставить МЮЗИКЛ! И тогда те дети, которые не изображают героев сказки, будут петь и играть на музыкальных инструментах.

“Здорово!” —сказали дети и подготовка к представлению началась… Песни из мюзикла настолько им понравились, что они стали напевать их всегда и везде! Это взбудоражило родителей! “Что происходит?” – удивились они. Дети с удовольствием поделились с ними своими впечатлениями о подготовке к спектаклю.  И родители, сами того не заметив, вовлеклись в этот творческий процесс!  Работа закипела с еще большей силой! Дети вместе с родителями дома мастерили героев к разным русским народным сказкам (Колобок”, “Теремок” и любимую всеми “Репку”), а потом эти сказки ребята показывали друг другу и малышам. 

Перед премьерой мюзикла “Репка” дети сделали афишу и пригласительные билеты для зрителей. Для них это был первый опыт выступления на сцене, поэтому все очень волновались…

Но представление удалось! Музыкальные партии были исполнены отлично: дети попадали в такт музыки, громко пели, движениями и мимикой изображали каждого героя. Зрители аплодировали, кричали “Браво!” 

 

Всем всё очень понравилось!

*

В группе “Далматинцы” (воспитатели – Светлана Анатольевна Максимова и Инна Валерьевна Зайцева) состоялась премьера музыкального спектакля по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского “Муху-Цокотуху”. 

 

Мюзиклы всегда ставить сложно, а “Муху-Цокотуху” вдвойне: множество героев, декораций, реквизита, костюмов… Кто же поможет детям? –  Конечно, родители! 

Пёстрые крылышки бабочкам смастерили мамы-рукодельницы из шелковых платочков и органзы, а “банты – бабочки” украсили занавес. Люба, играющая роль Блошки, принесла красные сапожки с золотыми пряжками.  “Мама очень старалась!” – гордо сказала девочка. Денис (Жук-олень) сам   сделал себе галстук, а его мама придумала, как сделать рога: к маленькой фетровой шляпке она прикрепила цветные картонные рожки.

Креативное решение мамы Дениса помогло не только создать яркий образ Жука-оленя, но и послужило отличным творческим примером для детей! Они стали активнее придумывать детали для своих костюмов: маски, ободки с усиками для пчёлок, бабочек и тараканов… Им это очень нравилось! Каждую свободную минуту примеряли аксессуары, ведь они были сделаны своими руками! 

В спектакль вошло много музыкальных и танцевальных номеров: танец “Ярмарка”, флешмоб “Русский самовар”, танец пчелок и бабочек, марш тараканов-барабанщиков, битва Паука и Комарика. Дети репетировали их без устали с огромным энтузиазмом! Ребятам так хотелось, чтоб их спектакль удался и запомнился публике!

Билеты для зрителей придумали необычные. Они состояли из двух одинаковых картинок: одну прикрепили на стульчик в зале, а другую – отдали зрителю.

 

Об афишах  тоже, конечно, позаботились. 

И вот, премьера! На нее были приглашены дети средней и подготовительной групп. Спектакль прошёл на одном дыхании… Зрители аплодировали и кричали: “БРАВО!” И артисты, и публика остались довольны!

*

В подготовительной группе “Медвежата” (воспитатели – Юлия Владимировна Токарева и Ольга Сергеевна Ременникова) дети решили отметить Всемирный день театра, поставив спектакль. 

Ребята долго обсуждали, какую сказку можно инсценировать. Предложили множество вариантов: “Красная шапочка”, “Кот, петух и лиса”, “Кошкин дом” …  Но эти сказки, как выяснили дети, не очень подходят для постановки. Смущало детей то, что либо героев в них мало, либо эти герои – неприятны (Козёл, Коза, Свинья и др.). 

“Мешок яблок”! Там и героев много, и все они милые! – вдруг воскликнула Маша. Ребята обрадовались: действительно, сказка, которую придумал Владимир Григорьевич Сутеев, очень интересная, и ролей в ней много!

Дети начали выбирать себе роли, но вот незадача – ролей, все же, на всех не хватило. Тогда придумали сыграть спектакль два раза двумя разными составами актеров.

В процессе воплощения своего замысла дети многое вспомнили и обсудили: что такое сюжет; какие спектакли стоит ставить и почему; какие театральные профессии существуют, чем занимаются гримёры, костюмеры, художники-декораторы, и нужны ли они в спектакле “Мешок яблок”; что такое афиша; чем отличается театральный билет от пригласительного… 

В подготовительной группе дети, как правило, уже имеют немалый опыт участия в театральных постановках. Поэтому для старшего дошкольного возраста особенно важно, чтобы процесс подготовки к спектаклю давал детям возможность проявлять при этом свою инициативность и самостоятельность.

 

Ребята сказали, что для того, чтобы спектакль состоялся, нужно много всего сделать: выучить слова, отрепетировать, подготовить костюмы (взять в костюмерной, нарисовать самим, а вороний клюв сложить из картона), украсить сцену (для этого сделать дерево из картона, нарисовать яблоки), нарисовать пригласительные билеты для зрителей, сделать афишу и т.д.  Поэтому они предложили нарисовать все дела на листочках. Затем все вместе думали и решали, в каком порядке разместить рисунки, что нужно сделать первым делом, что – позже. 

И вот, намеченный план выполнен! Спектакль получился на славу! Зрителям все очень понравилось. Они очень переживали за Зайца и его семейство и обрадовались, что все закончилось хорошо.

Вы, конечно, заметили, что больше всего повезло  сказке “Репка”! По этой русской народной сказке в детском саду “Семицветик” было поставлено сразу два спектакля! Ещё один премьерный показ “Репки” состоялся в группе “Фиалки” в детском саду “Цветочная поляна” (воспитатель – Людмила Николаевна Пряничникова). Об этом событии вы прочитаете в рубрике “Оранжевый Ёж предложил, а дальше было так…”, потому что детям в осуществлении задуманного помогла “Бумажная страна”, о которой мы рассказывали в пятом номере “Оранжевого Ежа”.

 

Для ВЗРОСЛЫХ

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок” 

 В.А. Сухомлинский

❖ Почему игры в театр так нравятся дошкольникам? 

❖ Почему их часто используют воспитатели детских садов? 

❖ Как их использовать с большей пользой для развития детей? 

Ответы на эти вопросы можно найти в книге Льва Семеновича Выготского “ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ”. Правда, глава, в которой говорится об этом, называется “ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ”, но многое в ней можно отнести и к дошкольникам. 

Впрочем, читайте отрывки из этой главы и судите сами…  

“Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества!”.

“Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это – словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение”.

“Некоторые педагоги высказывались резко против детского театрального творчества. Они указывали на опасность этой формы, заключающуюся в раннем развитии детского тщеславия, неестественности и т.п. И в самом деле, детское театральное творчество тогда, когда оно стремится непосредственно воспроизвести формы взрослого театра, является малоподходящим для детей занятием. Начать с литературного текста: заучивание чужих слов, как это делают профессионалы-актеры, слов, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество и превращает ребенка в связанного текстом передатчика чужих слов. Вот почему гораздо ближе детскому пониманию пьесы; сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества. Здесь возможны самые различные формы и степени от заранее подготовленного и проработанного литературного текста и до легкой наметки каждой роли, которую сам ребенок в процессе игры должен импровизированно развернуть в новый словесный текст. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развития драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку.

Как уже сказано, вокруг постановки тогда сложатся и сорганизуются самые разнообразные виды детского творчества: технического, декоративно-изобразительного, словесного и драматического в полном смысле слова. Самоценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, как, например, техническая работа по изготовлению сцены, приобретают для детей значение ничуть не меньшее, чем сама пьеса и игра”.

“Так же точно, как пьесу, нужно предоставить детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же и цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенных на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребенка со стороны взрослых.

Так же точно как дети, для того чтобы писать литературное произведение, должны понимать, для чего они пишут, должны сознавать цель этого писания, так же и спектакль детей должен быть осмыслен для них определенной целью”.

“Близко к драматической форме детского творчества стоит рассказывание, т.е. устное словесное творчество детей и драматизация в более узком смысле этого слова. Педагог-воспитатель Чичерин так описывает одну из детских постановок:

“Несколько столов сдвинуто, на столах скамейки; где-то приткнуты картонная труба и флаг, с пола перекинута доска, сутолока – садятся на пароход. Тут же два мальчика, удирающие в Америку; они потихоньку проскальзывают в трюм (под стол). Там же сидят машинисты и кочегар, наверху рулевой, капитан, матросы и пассажиры Пароход свистит, мостки снимаются, в трюме равномерный треск. Люди на палубе ритмично покачиваются. Кроме того, где-то сзади качают доску, на которой написано: “море”. Здесь главное значение подсобных материалов не в том, чтобы создать иллюзию постороннему зрителю, а в том, чтобы сама игра, смело овладевшая любым сюжетом, могла быть построена на движении, могла пройти оживленно”.

“Такой спектакль-игра очень близко подходит к драматизации, настолько близко, что часто границы между тем и другим совершенно стираются. Мы знаем, что некоторые педагоги вводят драматизацию как метод преподавания, настолько такая действенная форма изображения при посредстве собственного тела отвечает двигательной природе детского воображения”.