“Оранжевый Ёж” предложил,

а дальше было так…

О наших детях, которые хотят быть изобретателями 

Помните, “Оранжевый Ёж” № 5 рассказал о том, что изобретателями могут быть дети и что есть такой праздник – ДЕНЬ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ!

А еще в рубрике Для Узнаек и Умеек. Про изобретателей” он рассказал о наших замечательных изобретателях из группы “Пчелки” детского сада “Сказка”, которые в этом году стали первоклассниками. Это они – вместе со своей воспитательницей Ольгой Владимировной Полозовой – изобрели целый ГОРОД БУДУЩЕГО под названием ТИН – город Технологий, Изобретений, Науки. Про свое изобретение они рассказали на Фестивале исследовательских и проектных работ детей дошкольного и младшего школьного возраста “Узнайки и Умейки – 2021”.

Нам – Узнайке и Умейке – очень понравилось, что эти дети задумались о том, что такое изобретение и кто такие изобретатели. Они выяснили, что изобретение – это всегда какое-то новое устройство, которого раньше не было. С его помощью люди могут решать такие проблемы, которые затрудняют их жизнь. Изобретатель – это тот, кто придумывает такие новые, раньше никому не известные устройства, которые делают жизнь удобнее, приятнее, интереснее, легче. 

*

В этом году накануне ДНЯ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ многим нашим ребятам тоже захотелось что-нибудь изобрести! 

Мы Узнайка и Умейка – прочитав рассказы об этом, задумались, действительно ли у всех уже получились изобретения?  Может быть, у кого-то поделки? И это, конечно, тоже совсем неплохо! 

Подумать над этим нам предлагает и Оксана Валерьевна Мисюрёва, воспитатель подготовительной группы “Совята”

 детского сада “Семицветье детства”. 

Вот что она рассказала:

У нас в группе “Совята” появилось новое изобретение! 

  • Или нет!? Давайте подумаем вместе… 

Журнал “Оранжевый Ёж” напомнил нам о замечательной дате 17 январяДНЕ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ. Поэтому в этот день на круге общения мы с детьми решили обсудить, кто такой изобретатель и что является изобретением, а что – нет. 

Просмотр мультфильмов из мультсериала “Новаторы” (“Царская ёлка”, “Чудо – топливо” , “Операция чистые руки”, “Безотходное мыло”)  и чтение рассказа Николая Носова “Винтик, Шпунтик и пылесос” натолкнули детей на мысли о том, что каждое изобретение нуждается в многократном тестировании и доработке. А всем известный предмет можно модернизировать и создать на его основе новое изобретение! 

Особенно вдохновленные дети (в основном, мальчики) изучали детскую иллюстрированную энциклопедию Дмитрия Кошевара “Открытия и изобретения”

Но, к сожалению, задумка привлечения этих заинтересованных детей к созданию собственного изобретения, пока не увенчалась успехом. Оказалось, конструкторов стрелкового оружия среди наших изобретателей много, а иных создателей – нет!

И все же… После очередного снегопада, на прогулке я попросила детей помочь мне очистить дорожку от снега. Неожиданно заметила, что один из мальчиков нашей группы использует для этого необычный предмет. 

Дело в том, что сложно представить современный мир без автомобилей – люди сейчас используют их повсюду. И, конечно, несколько игрушечных машин стоит и у нас на веранде участка детского сада. У одной из этих машин съёмный кузов. Сняв его с машины, наш “совёнок” использовал его как ковш. При этом он старался собрать больший объём снега, чем это можно сделать лопатой.

  • Как Вы думаете, можно ли назвать изобретением то, что сделал Миша?

Когда мы обсуждали Мишину находку с детьми в группе, они решили, что это новаторская идея. Ведь до Миши в нашей группе никто не додумался так использовать прицеп машины. Но Миша сказал, что убирать снег, может быть, теперь быстрее, но ему тяжелее, чем делать это лопатой. Поэтому он считает, что надо придумать что-то еще,  чтобы не так уставать. 

Тут ребята вспомнили Фила, героя мультсериала “Новаторы”. Он – после “У меня идея!” – много раз доказывал, что именно из простых вещей, которые находятся под рукой или даже на свалке, как раз и получаются новые изобретения! Некоторые из них, конечно, нуждаются в доработке, их можно сделать лучше  – “Нет предела совершенству”!

 

Вот как готовились к ДНЮ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ дети

 из детского сада “Сказка”:

Ребята из группы “Почемучки” задумались, какие изобретения могли бы пригодиться в детском саду. Поразмыслив, решили, что это, конечно, роботы. Тогда они нарисовали эскизы роботов, которые умеют готовить, стирать, веселить людей, печь пончики, рисовать картины. Но все согласились, что самые необходимые для нас в детском саду такие роботы, которые могут убирать игрушки и красиво стелить постели. Пока, правда, все роботы остались только в эскизах…

А вот дома некоторые ребята занимались изобретательством вместе с родителями. Вот что у них получилось. 

Артем вместе с папой смастерил из конструктора Лего летающий дом для путешествий. 

Максим с небольшой помощью мамы сделал из спичечных коробков многоквартирный дом для “леговских” человечков. 

Все вместе в группе мы смастерили “Умный дом”, который сам включает и выключает свет, наводит порядок, помогает накрывать стол к обеду и при этом управляется с помощью голоса.

И “Умный гараж” – при въезде в него у машины определяет ее модель, марку, неисправности, необходимость помыть машину и все это выполняет без участия человека.

  В соседней группе “Лучики” тем временем тоже трудились изобретатели. 

Полина назвала свое изобретение “Три в одном”, потому что оно может служить и подушкой, и спасательным средством на воде, и полезной антистрессовой игрушкой. 

Тимур, как настоящий изобретатель, сначала сделал рисунок своего сложного изобретения – “Переводчика с языка инопланетян на русский язык”. Потом по этому чертежу сделал модель, которую оснастил батарейками и рупором.

 

  • А вы знаете, что такое модель изобретения? Чем модель похожа настоящий предмет и чем от него отличается? Кто из детей сделал модели своих изобретений? 

Захро вместе с мамой смастерила домик, на котором установила солнечные батареи, от тепла которых вокруг дома круглый год растут цветы.  

Егор вместе с папой сделал дома “Воздушную машину” – из пластиковой бутылки, трубочки и надувного шарика. Когда он показал, как она работает все очень удивились! 

У зрителей появилось много вопросов об этом изобретении: “Почему машина едет? Как это получается? Правда ли, что она может ехать только до тех пор, пока воздух в шарике не кончится?  Почему по полу машина едет, а по ковру – нет?” 

И вот, 17 января – в ДЕНЬ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ ребята из групп “Лучики” и “Почемучки” детского сада “Сказка” организовали ВЫСТАВКУ своих работ в группах, пригласили друг друга в гости и рассказали о том, что им удалось сделать. Это было очень интересно!

  • Как вы думаете, у кого из ребят в детском саду “Сказка” получилось изобретение (или его модель), у кого – поделка? 

Рассказали Ирина Валерьевна Самшорина, 

воспитатель средней группы “Лучики” 

 и Наталья Владленовна Духленкова, 

воспитатель старшей группы “Почемучки”

детского сада “Сказка” 

*

 

Посмотрите, пожалуйста, фотографии моделей изобретений, которые сделали ребята из старшей группы “Солнечные зайчики” этого же детского сада. 

София придумала вместе с родителями модель Робота-помощника для душа. Он помогает ребятам мыться, пока взрослые заняты делами по дому. Части робота удерживаются с помощью магнитов. И робот не занимает много места, его можно сложить и убрать в шкаф, когда он не нужен.

 

Мирон вместе с папой собрали Умного робота, “руки” которого растягиваются, когда необходимо достать что-то из мест, до которых трудно дотянуться.

 

Вика сама смастерила модель “Воздухоплавательного” шара. Он помогает вмиг оказаться в любой точке мира!

 

 

Рука – “помогайка” Алены восстанавливает подвижность рук, когда они повреждены или почему-то ослабли. 

 

 

Мышь-пылесос Ромы (он делал его вместе с мамой) делает уборку дома и защищает его от грызунов.

 

 

Робот-“карточник” Егора  перерабатывает пластиковые карточки и делает из них игрушки для детей.

  • Как вы думаете, это – изобретения?

Рассказала и показала Татьяна Владимировна Новикова, 

воспитатель старшей группы “Солнечные зайчики”

детского сада “Сказка” 

 

*

А это рассказ о том, как появились “Мастерские изобретений” у ребят из детского сада “Цветочная поляна”:

 

 

 

Мы – в нашей старшей группе “Одуванчики” детского сада “Цветочная поляна” – тоже готовились к ДНЮ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ.

Началось все с того, что к нам в руки попала книга Ю.М. Постникова (его псевдоним – Юрий Дружков) “Приключения Карандаша и Самоделкина” 

Читать сказку

При ее обсуждении наши дети сделали открытие: для того, чтобы что-то изобрести, нужно сначала нарисовать и уже после этого мастерить. 

Возникли еще и такие вопросы: “Что такое изобретение?” и “Чем изобретение отличается от поделки?” 

Для того, чтобы помочь детям найти ответы на эти вопросы, мы посмотрели презентацию с сайта www.dumschool.ru

[pvfw-embed viewer_id=”8638″ width=”100%” height=”600″]

 Это помогло детям узнать, что изобретение – это что-то новое, раньше никем не придуманное. Изобретение – полезно, помогает людям что-то сделать, что без него сделать невозможно или получается не так хорошо. А поделки – это то, что уже было изобретено. Их часто делают для красоты – ими можно любоваться, но обычно они не помогают сделать жизнь удобнее.

  • А как вы думаете, что такое изобретение?

Мы предложили детям поиграть в игру “Я изобретатель”: попробовать придумать своё изобретение.

 

Поскольку мы узнали из книги, что изобретение начинается с рисунка, то предложили ребятам пофантазировать и попробовать нарисовать свое изобретение на листе бумаги

 

Обсудив эти зарисовки, мы предложили ребятам к следующему дню подобрать материалы, необходимые для создания своего изобретения или его модели.

 

На следующий день некоторые ребята принесли все необходимое для своего изобретения. Для тех, кто ничего не придумал, мы предложили воспользоваться материалами, которые находились в нашей группе.

 

“Мастерские изобретений” открылись, и работа закипела!

 

В этот момент к нам заглянул КОРРЕСПОНДЕНТ и взял ИНТЕРВЬЮ у наших детей.

 

  • А вы знаете, кто такой КОРРЕСПОНДЕНТ и что такое ИНТЕРВЬЮ?

Вот какие результаты получились у наших ребят в “Мастерской изобретений”:

К сожалению, наша игра прервалась из-за ухода детей на карантин! Мы не успели обсудить, что из этого – изобретение, а что – поделка.  Но все еще впереди!

  • Как вы думаете, у кого из ребят получилось изобретение (или его модель), у кого – поделка?  Прав ли был корреспондент, когда всё, что сделали дети в “Мастерской изобретений”, называл изобретениями? В чем и как вы бы его поправили? 

  • Знаете ли вы, что такое чертеж и чем он отличается от рисунка?

Рассказали Мария Александровна Ершова и

 Елена Владимировна Настюшина, 

воспитатели старшей группы “Одуванчики“ 

детского сада “Цветочная поляна”.

 

Мы – первые изобретатели!

Играем в “древних людей”

У нас в подготовительной к школе группе “Подсолнухи” детского сада “Цветочная поляна” дети на вопрос “Кто был первым изобретателем?” (в ходе подготовки к ДНЮ ДЕТЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ) ответили, что это были древние люди. Рассуждая, что эти древние люди могли изобрести, ребята предположили, что это могли быть копьё, лук со стрелами. Так, неожиданно для меня завязался разговор о древних людях, который вызвал неподдельный интерес детей.

 

Ребята предложили превратиться нам всем в древних людей. Но сначала мы решили побольше узнать о них. Для этого посмотрели энциклопедии для дошкольников по этой теме, начали слушать аудиокнигу “Как поймать мамонта” Андрея Усачева. 

 Воспользовавшись  материалами интернета, я составила   презентацию:

[pvfw-embed viewer_id=”8642″ width=”100%” height=”600″]

В ходе просмотра этой презентации я перед показом очередного слайда задавала детям вопросы “на опережение”, после их ответа этот слайд подтверждал или опровергал их предположения.

После того, как мы многое узнали о древних людях, детям ещё сильнее захотелось побыть на их месте!  Они определили, что для игры в первобытных людей понадобится жилье, огонь и оружие для охоты. Мы договорились, что все, что мы делаем в группе, должно быть безопасным.

 

Раздумывая, какое жилье нам сделать, мы пришли к выводу, что на участке детского сада мы могли бы построить пещеру из снега.  Но поскольку мы хотели играть в группе, то нужно сделать что-то наподобие шалаша, как мы видели на иллюстрации в книгах о первобытных людях. Обсуждая, из чего сделать шалаш, дети предложили использовать ветки, палки или трубки. Я предложила заменить палки трубками из газет (этот вид шалаша я давно хотела предложить детям и искала повод).

 

Мы рассмотрели фотографии в интернете.

 

Дети очень быстро разобрались в том, что и как делать. Вот что у нас получилось:

Для оружия ребята сразу предложили использовать такие же трубки из газет, как для шалаша. Наконечники копий они решили делать из губок для мытья посуды, так как они легко режутся, мягкие и есть у нас дома и в группе. Скрепляли они все бумажным скотчем, убедившись, что такой скотч держит лучше, чем прозрачный. 

 

 

Но для охоты, конечно, нужна еще и “дичь”! Ребята стали приносить в детский сад игрушечных мамонтов, тигров (которые сразу стали саблезубыми) и т.д. Но оказалось, что все эти игрушки мелковаты для охоты первобытных людей. Поэтому было решено сделать большого мамонта. Я помогла детям нарисовать силуэт на большом картоне, а дальше они из него сделали “настоящего” мамонта.

Решив вопрос с “дичью”, дети взялись за сооружение костра, который был крайне необходим, чтобы пожарить мясо после охоты. Дети, отлично помня правило, что всё должно быть безопасно и понимая, что это просто игра решили нарисовать и вырезать костёр. У Сони отлично получилось нарисовать карандашом огонь (она уже три года занимается в кружке рисования, и дети часто обращаются к ней за помощью, когда нужно что-то нарисовать, а я занята; дело в том, что чем старше они становятся, тем чаще я занята). Ребята вырезали нарисованный Соней огонь, но возникла другая проблема: костер лежал на ковре и не был похож на настоящий.

 

Дети очень переживали по этому поводу. Для того, чтобы помочь им, я положила на видное место книгу с объемными поделками. Девочки, делая по этой книге объемные тюльпаны из бумаги, предложили мальчишкам сделать костер по такому же принципу. Тогда они сделали три заготовки костра, раскрасили их и склеили. Получился огонь, очень похожий на настоящий. А когда они добавили еще и дрова, сделанные из газет окрашенные в коричневый цвет, костёр получился совсем как настоящий!

Надо сказать, что с самого начала, как только мы начали делать разные атрибуты для нашей охоты, дети их стали использовать в своих играх.  Научились строить шалаш из газет – и появился целый город этих шалашей! Они были и гаражами, и домом, и дачей – в зависимости от сюжета игры, которую затеивали дети.  Копья использовались и в охоте, и в охране границы, и вообще в армии, и стали непременным атрибутом жизни индейских племен…  Костёр то играл роль походного костра, то оказывался печкой в домике у девочек, то вдруг превращался в пожар! Иногда дети использовали эти атрибуты как предметы – заместители. Например, костёр был как будто турбо ускоритель у гоночной машины, либо – ступень ракеты, которая отделяется от неё во время взлёта, и т.д.

Итак, всё было готово для охоты, но неожиданно у нас в группе объявили карантин!

Когда через неделю мы вернулись в детский сад, я, честно говоря, боялась, что интерес у детей пропал. Но когда мы стали делать календарь на февраль, дети, первым делом, предложили устроить День Великой охоты. И я поняла, что всё остаётся в силе. 

Мы начали готовиться к этому Дню Великой охоты. Я предложила детям попросить Ольгу Алексеевну, нашего инструктора по физкультуре, предоставить нам спортивный зал. Мы решили, что устроим соревнования. Соревноваться мы – как древние люди – собирались в беге, меткости и ловкости. Дети сказали, что первобытным людям нужно было хорошо бегать, иначе они никого не смогли бы поймать, и их самих бы съели. Меткость им необходима в охоте, а ловкость – в лазании по деревьям, чтобы собирать фрукты.

Дети решили, что после охоты у нас обязательно должен состояться пир. Я спросила у детей, что же мы будем есть, так как картонный мамонт вряд ли нам понравится. Дети сказали, что нам будут нужны фрукты и вода.

 

В День Великой охоты мы построили такую “пещеру” в группе, в которую после охоты все должны были поместиться. Посредине “пещеры” был наш костер.

Взяв оружие, мы отправились в спортивный зал, где соревновались и добывали фрукты для пира. Нам пришлось карабкаться по шведской стенке, чтобы “достать бананы” пробираться “по непроходимому болоту” за мандаринами и очень метко метать копье в мамонта, чтобы добыть “мясо” (ванильные сушки).

Это было очень азартно и весело! Наша охота была очень удачной! Набрав много добычи, мы отправились пировать. 

Рассказала Оксана Александровна Денисова,

 воспитатель подготовительной к школе группы “Подсолнухи”

 детского сада “Цветочная поляна”.

Новогодние ёлочки – изобретения детей наших детских садов 

 

В мультфильме “Дед Мороз из Дедморозовки” ребята из детских садов “Сказка”, “Жар-птица” и “Семицветик”  увидели, какие замечательные елочки получились у Снеговичков и Снеговичек! И тогда наши дошкольники решили, что тоже сделают елочки из разных материалов. Вот что у них получилось.

  • Вы догадались, из чего и как сделаны эти елочки?

Рассказала Иннесса Станиславовна Ашашаева, 
старший воспитатель  детских садов “Сказка” и “Жар-птица”.