События нашей жизни -2
“Три дня без игрушек” – это не запрет, а возможность,
это способ вернуть детям свободную игру.
Это когда не игрушка диктует ребенку – что нужно делать, а наоборот! Ребенок придумывает сюжет игры, способ развития игровой ситуации, сам определяет недостающие для игры предметы (игрушки) и находит способы их воспроизвести:
*использует предметы- заместители,
*сам делает игрушки из подручных материалов, используя имеющиеся навыки и умения и приобретая новые,
* имитирует действия с игрушкой, включая воображение и др.
Людмила Викторовна Ковбель и Юлия Егоровна Карпова долго не решались на этот “эксперимент”, но профессиональное любопытство одержало верх над страхом обрести в группе неконтролируемый хаос. Вот что они рассказали!
Куда пропали игрушки?
Ежедневно наблюдая за игровой деятельностью детей, мы пришли к выводу, что нашим воспитанникам не хватает самостоятельности и находчивости, есть проблемы с исполнением правил (убирать игрушки хотят далеко не все), ребята редко используют предметы-заместители.
Мы наконец решились на реализацию этого проекта
“Три дня без игрушек”.
Игрушки решили чуть-чуть отдохнуть,
И в отпуск собравшись, отправились в путь.
Три дня они будут по детям скучать,
А после вернуться, игру продолжать.
Для начала мы заручились поддержкой родителей! Попросили их обеспечить ребят бросовым материалом.
Мамы и папы, откроем секрет!
В группе пройдет необычный проект :
Чтоб без игрушек нам не грустить-
Будем мы сами их мастерить.
Нас поддержите, нам помогите!
Все, что нам нужно, в сад принесите:
Коробки, скотч, ленты, открытки,
Клей, картон, конечно же нитки.
Ткани, прищепки, веревки, шишки,
Бумагу, обои, стаканчики, крышки.
В один прекрасный день, придя в группу, дети были удивлены – все игрушки пропали! Остались только:
канцелярские принадлежности,
природный и бросовый материал,
и воспитатели!
Они предположили, что игрушки ушли в соседнюю группу. Мы пошли проверить их предположение. Своих игрушек ребята там не нашли, но увидели большую картонную коробку из которой был сделан гараж. Идея им понравилась, и они захотели поиграть в строителей из коробок. Пока ребята искали коробки, они обратили внимание на контейнер с ракушками, который ранее не замечали. Найдя коробку, Артур стал превращать ее в гараж. Маша, узнав о перспективах строительства предложила нарисовать дорогу – машинам она очень нужна! Дима, наблюдая за действиями ребят, тоже решил поучаствовать и включился в игру: “Я буду приклеивать разделительную линию на дорогу!”
Соня и Полина нашли коктейльные трубочки и сделали из них леденцы. Другие дети брали разные предметы и использовали их, замещая необходимые игрушки.
Весь день мы наблюдали за своими воспитанниками, стараясь не включаться…
На следующий день игрушки все еще не появились на полках и в игровых уголках. А мы во время Утреннего круга обсуждали с детьми, как нам быть дальше. Маша предложила сделать игрушки самим. Артур предложил построить город с кинотеатром, игровыми площадками и домами, а жителей слепить из пластилина.
На Дневном круге ребята наперебой рассказывали Ярославне Геннадьевне, которая зашла к нам в группу, о пропавших игрушках, о своих поделках и о новых играх. В ходе беседы у детей появились новые идеи:
- сделать дом не только снаружи коробки, но и внутри -с комнатами, мебелью, окнами.
- сделать большие дома для себя из пластиковых бутылок, пакетов из-под сока, картонной коробки.
Утром следующего дня Маша, придя в сад, сразу же стала делать из картона этажи. Ребята это заметили и заинтересовались. Мы стали обсуждать что же еще нужно чтобы получилась квартира. Дети предложили поставить мебель, технику, совершенно забыв про стены. С помощью наводящих вопросов вспомнили о декоре стен (обоях, картинах, часах) и о самих стенах.
А еще дети много рисовали, клеили, вырезали. Из обычного листа бумаги ребята придумали делать дома – сначала рисовали их, потом вырезали окна.
Рисовали, вырезали и наклеивали ковры, мебель, домашнюю технику и даже домашних животных…
Три дня пролетели незаметно… Про игрушки вспоминали редко…
На четвертый день, придя в группу, дети увидели свои игрушки на прежних местах, но большинство из наших воспитанников решили, что без игрушек было интереснее и продолжили свои архитектурно-дизайнерские проекты из бросового материала.
Нам – воспитателям тоже понравилось…. А значит мы обязательно этот опыт повторим!
Рассказали воспитатели ДК “Семицветик”-
Ковбель Людмила Викторовна и Карпова Юлия Егоровна.
Если кто-то из воспитателей решит повторить этот опыт, рекомендуем сначала послушать вебинар Емельяновой И.Е.(д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Детства ЮУРГГПУ, г.Челябинск)
Три дня без игрушек, или Как вернуть детям игру?
План вебинара:
1. Играть или образовываться: вот в чем вопрос.
2. Соцопрос воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.
Неожиданные повороты.
3. Три дня без игрушек: зачем и как.
4. Что происходило с детьми в проекте?
5. Почему было плохо воспитателям?
6. Что сказали мамы-папы?
7. Выводы, голосование.
8. КАК стать субъектным педагогом и ЗАЧЕМ «Три дня без стульчиков»?
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский
А у нас в декабре земляничка на окне…
Нам – ребятам из группы “Эльфеечка” детского сада “Жар-птица” – очень нравится выращивать различные растения и наблюдать за изменениями, происходящими в процессе их роста. Рассматривая книжку с картинками, мы заинтересовались ягодками земляники, и спросили у воспитателей: “А можем ли мы вырастить такие же?”. – “Давайте, попробуем!
Мы уже знаем, что растения растут, дышат, питаются. Значит, для выращивания земляники необходимы земля, вода, свет. Все это у нас имеется. Осталось узнать, из чего выращивается земляника… Об этом мы решили узнать у родителей.
Дома вместе с родителями мы узнали, что ягоды земляники прорастают из семян – они у земляники очень маленькие.
семена земляники очень маленькие
Мы уже выращивали лук, горох, авокадо и поэтому знаем, какую тайну хранит в себе семечко. Марина Михайловна принесла такие пакет с семенами в детский сад, чтобы мы их посадили. Ознакомившись с инструкцией, мы посадили каждое зернышко в индивидуальный «горшочек» (пластиковую баночку от творожка).
Каждый день мы приходили в детский сад и торопились к нашим семенам. И вот появились росточки. Когда они окрепли, мы пересадили их в большую “грядку”.
С удовольствием ухаживали за ними, поливали. Выросли большие кустики, расцвело много беленьких цветочков.
Ягодок за целое лето так и не появилось. Тогда, поискав возможные способы, как добиться урожая, мы узнали о том, что растения, пережив “стресс”, начинают давать урожай. Мы решили вынести ящик с нашими посадками на улицу, чтобы поменять земляничке условия обитания. И на ней начали появляться и созревать ягодки.
С наступлением ночных заморозков, мы занесли ящик с земляникой обратно, в группу и она продолжает радовать, угощать и лакомить нас свежими ягодами.
Но, мы заметили, что эти ягодки не такие сладкие, как летом. Наверное, им уже не хватает ….. ЛЕТА И СОЛНЫШКА!!!
Со слов детей рассказали
Белова Надежда Борисовна и Макарова Марина Михайловна,
воспитатели средней группы “Эльфеечка”
детского сада “Жар-птица”.
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский.
Дачный поселок “Лучики”
Мы – ребята из группы “Лучики” детского сада “Сказка” решили украсить холл перед входом в нашу группу так, чтобы все проходящие мимо – взрослые и дети- видели наши украшения и знали,чем мы занимаемся, что нам интересно! Нам хотелось поделиться с другими детьми нашего детского сада и взрослыми, чем увлекаемся мы и наши родные, какие у нас традиции, хобби, как проводим время с родными вместе. В группе у нас уже есть “Центр семьи” , в котором мы собрали наши альбомы с летнего отдыха, приносим новые фотографии, рисунки, заметки,схемы, как мы проводим выходные, путешествуем, делимся друг с другом впечатлениями, эмоциями и знаниями о новых открытиях.
Идея изготовления коллажей своей семьи в виде домиков у нас появилась после беседы на утреннем круге “Что такое семья?” Мы пришли к единому мнению, что семья – это наш дом.
Мы решили сделать домик для своей семьи. Выбрали материалы, которые нам понадобятся. Тимур предложил сделать крышу из двух листов А4. Идея нам понравилась. Мы распределили фотографии в своих домиках, сделали рисунки и подписи.
Самшорина Ирина Валерьевна –
воспитатель подгот.гр. “Лучики” ДК “СКАЗКА”
НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ! ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ!