События нашей жизни- 1



“Большое Новогоднее путешествие”

в старшей группе “Солнышко”

Волшебный Новый Год… Его ожидание — это ожидание новых начинаний, сказки, нового этапа жизни. Этому чувству подвержены как дети, так и взрослые. И чтобы понять, по какому поводу все эти предновогодние волнения, все эти нарядные люди, щедрые столы, сверкающие елки и гирлянды, стоит знать историю этого праздника. Особенно интересна история Нового Года для детей, которые с особым нетерпением ждут его и всегда открыты новым знаниям. Узнав историю этого торжества, детишки с еще большим трепетом будут готовиться к нему и ждать того самого чуда, в которое всем нам хочется верить…

      Мы работаем с ребятами этой группы четвертый год, и Новый Год отмечаем с ними в четвертый раз. Каждый раз мы стараемся проектировать сценарий с учетом детских интересов: “В поисках носа снеговика” (по мотивам мультфильма “Холодное сердце”), “Три кота встречают Новый год”. В этот раз мы обнаружили интерес детей к морской тематике: девочки играли в русалочек, а мальчики в капитанов и поиски сокровищ. Мы посовещались с нашим музыкальным руководителем Инной Валерьевной, и она предложила сценарий “Новый Год в подводном царстве”. Сценарий не новый, к нему в нашей костюмерной нашлись замечательные детские костюмы. Вооружившись этим сценарием, мы пришли к детям с вопросом: “Ребята, хотите этот Новый год провести в подводном царстве?” Как мы и прогнозировали, все единогласно прокричали “Да!” Вот мы с ребятами  с удовольствием стали готовиться к этому празднику.

Вся наша деятельность во время подготовки и празднования Нового Года, способствовала формированию познавательного интереса к новогодним персонажам, к традициям праздновать Новый год. 

1. “Традиция праздновать Новый год”

На утреннем круге общения мы стараемся узнать о том, какие  представления  о Новом годе сформированы у детей: 

Когда приходит Новый год? 

Что означает название этого праздника? 

Чем он отличается от других праздников?

 Как к нему готовятся? 

Кто такой Дед Мороз? 

Почему мы наряжаем ёлочку? 

Как мы будем готовиться к Новому году в детском саду?

 Как нам поможет календарь?

 В какой сказке есть Новый год? А зимние сказки знаете? 

   Может есть сказка про Деда Мороза? 

Предложили ребятам послушать сказку “Морозко” – многое можно узнать из  русских народных сказок, если внимательно их слушать! 

   Отмечали Новый год в старину?

   Был ли тогда Дед Мороз? 

  Дети кратко пересказывают сказку “Морозко” с помощью воспитателя. 

 

Делаем    вывод: Новый год не праздновали, Морозко – это волшебник, бог зимы, который мог заморозить, занести снегом, а мог и одарить подарками. 

– Да, действительно, ребята, в старину Новый год, каким мы его знаем сейчас не праздновали, но верили в мифологических существ, которые помогали, или, наоборот, наказывали недобрых людей. Одним из таких существ был бог Зимы – Корочун или Трескун. Давайте его рассмотрим. Какой он? (могучий, страшный, сердитый, звери его слушаются)

Как же Корочун стал добрым Дедушкой Морозом?

Отмечать Новый год 1 января приказал царь Пётр Первый. Эту традицию он перенял от европейских стран. По царскому повелению в Москве устраивали огненные потехи и зажигали огни. По немецкому обычаю столицу украсили хвоей. 

С тех пор как в России начали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нёс мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был весёлым старичком, который распевал песенки. Подарки он конечно же дарил, но только самым умным и послушным, а озорников вполне мог “угостить” палкой. 

Сейчас Дед Мороз уже никого не наказывает, а только поздравляет и веселит всех у новогодней ёлки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает всё живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры. Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка, которая рассказывает сказки и играет с детьми. 

Ребята, что мы сегодня узнали про Новый год и про Дедушку Мороза? 

-Чем отличается Дед Мороз от бога зимы Корочуна? А что у них общего?

 

2. “Адвент календарь”

Накануне ребята изобразили елочку вырезанными ладошками и украсили разноцветными шарами.

  Рассматриваем елочку из ладошек. На шариках написаны цифры. 

Как вы думаете, зачем здесь цифры? 

– Что такое адвент календарь? 

(дети делятся своим опытом работы с адвент календарями) 

– Какой сегодня день, число? 

Давайте найдем шарик с цифрой 6 и прочитаем задание. 

После выполнения задания заклеиваем шарик с цифрой обычным шариком такого же цвета. 

Сколько шариков/дней еще остается до Нового года? (много) 

Адвент календарь нам поможет подготовиться к Новому году, научит планировать свою деятельность, расширит представление о времени, не даст скучать в ожидании волшебного праздника и ничего не забыть!

3.  “Подводное царство зимой”

        Зима пришла во все уголки нашей страны. 

Какие признаки зимы мы знаем? (мороз, снег, лед, метель, сугробы) 

А что происходит с подводными жителями? 

Давайте их назовем. (Рыбы, крабы, морские звезды, ежи, коньки, медузы, осьминоги).

 Они продолжают свою жизнь подо льдом, а в море и вовсе вода не замерзает (почему?). 

   Сюжетная игра “Подводное царство”. 

Давайте представим себя подводными жителями, которые живут в сказочном царстве. Если это царство, то должен быть царь или царица. Что он делает? Какие еще сказочные существа могут жить в нашем подводном царстве? (русалочки, водяной, золотая рыбка) В каких домах или замках они живут? Дети конструируют пещеры и замки из конструктора, стульев, ширмы.  

 

После игры возникло желание украсить группу морскими обитателями. Ребята вырезали их из цветного картона, а воспитатели приклеивали на стены. И, конечно, добавили снежинки, которые учились вырезать из квадратов и кругов.

4. Мастер-класс в младшей группе.

 

Нарядив свою елочку разноцветными гирляндами, мы решили, что у нас теперь очень хорошо получается их плести, и мы можем показать малышам, как это делать. Дети сами собрали нужный материал и мы пошли в гости в младшую группу. Ребята почувствовали себя настоящими мастерами и рады были научить других. 

5.Командная игра “Знатоки морских обитателей”

За несколько дней ребята очень углубились в тему и попросили устроить викторину. Но в этот раз мы попробовали организовать командную игру, потому что заметили выделение лидеров, которые очень серьезно увлеклись морскими обитателями.

Ребята поделились на 2 команды, придумали название, выделили лидера и получили задание: 

1 команда – рассказать все о крабах, 

2 команда – про осьминога. 

Листы и карандаши лежали на столах. Время пошло! Мне, как педагогу, интересно было наблюдать, как один объект сплотил всех игроков. Каждый хотел что-то добавить, внести свою лепту в победу команды. 

Детям очень понравился такой формат игры, они почувствовали поддержку товарищей, не хотели заканчивать, требовали продолжения.

Игра в командах развивает творческую активность детей, поддерживает интерес к интеллектуальной деятельности, развивает умение взаимодействовать в условиях команды, появляется целеустремленность и настойчивость в достижении цели, радостное и веселое настроение у детей. 

6. Сотрудничество с родителями.

 

К новогоднему утреннику мы искали Деда Мороза, Снегурочку, Морскую царицу и Квакунью. Родители как будто ждали нашего приглашения. Папа Даши поделился, что со школы хотел сыграть Деда Мороза, но все не получалось. Он очень подходил: солидный, с густым басом, и, в то же время, добрый и веселый. Мы даже перенесли утренник на другой день, чтобы он не работал! А мама, исполнившая роль Кота-Баюна на Осеннем празднике, попросила отдать ей роль Снегурочки, чтобы “реабилитироваться” из злого героя в доброго. Мама Кости стала Морской царицей: высокая, статная. Однажды утром мама Саши спросила, нет ли еще какой нибудь роли – уж очень хочется сыграть. Так появилась Квакунья! 

Благодаря замечательной игре родителей-актеров наш праздник получился особенно волшебным. Такого еще не было. Все дети шептались: “Это настоящий Дед Мороз”, а Квакунья так реалистично изменила голос, говор и по-настоящему начала “колдовать”, что дети сначала приняли ее слова за правду и все убежали за елку (мы не ожидали такого), но потом спасла ситуацию наш музыкальный руководитель Инна Валерьевна: “Да не бойтесь, возвращайтесь!”. А родители-зрители так восхищались игрой актеров даже после праздника. Может и им захочется так выступить на следующем празднике? 

Мама Ксюши – чудесная Снегурочка – добрая и нежная, играла с детьми и помогала Деду Морозу. Позже она рассказала о своих чувствах: “Когда меня обнимали дети, я столько тепла получила от детей, так нежно они обнимались!” А ее дочка Ксюша выступила со своим номером “Волна”. Мама с ней сама подготовила этот номер: подобрала волшебную музыку, разучила движения (Ксюша даже садилась на шпагат и показала колесо). 

Родители с радостью вышли на сцену, чтобы создать сказочную атмосферу моря: синяя волна и алые паруса.

 

В выходные дни родители помогали детям выполнять задания из адвент-календаря. Однажды мы задержались, в пятницу не опубликовали в родительском чате задания на субботу, воскресенье. Рано утром родители встревожились: где наше задание, мы хотим…

7.  “Мы герои Новогодней сказки”

    Образовательная ситуация “Афиша для Новогоднего праздника” началась с обсуждения:

 Что такое афиша? 

Где мы ее можем увидеть?

 Кто работает над созданием афиши? 

Как нам нарисовать афишу к утреннику? 

Что мы напишем? Что нарисуем?

На ватмане дети рисуют морское дно, приклеивают вырезанные фигурки рыб, обводят буквы. Афишу приклеиваем на входную дверь нашей группы.

Образовательная ситуация “В роли морских обитателей”: дети мерили костюмы, имитировали движения морских обитателей, устраивали подводную дискотеку. 

 В этом событии объединилось то, что с трудом можно объединить, но получилось здорово! Дети – великие выдумщики!  Золотые рыбки, русалочки, крабики и морские коньки, Дед Мороз, Снегурочка…. 

Дети, педагоги, родители – все чувствовали себя свободно, дружно и весело участвовали в новогодней сказке.

8.  “Новый год в Африке”

Новогоднее путешествие продолжалось. Ребята хотели играть в карнавал, встречу Нового года в других местах. 

Почему бы не отправиться в Африку? 

Как туда добраться? 

Из чего можно собрать корабль?  

Что нас может ожидать в море? 

А в Африке? 

Есть ли в Африке зима? 

 

Отмечают Новый год? Что украшают вместо елки? Какой Дед Мороз в Африке?

 

Конструируем корабль из ширмы

Привлекаем пассажиров, билеты. Переживаем шторм, спасение утопающего.

Выходим по трапу на берег

 

Расширяем представление об Африке: жители Африки, Санта Христиан, пальмы и елки из бананов, карнавал…

 

 

Африканская елочка, барабаны. Отмечаем Новый год в море.

 

 

 

В таких играх дети лучше усваивают новую информацию, расширяя сюжетную линию игры, ищут новую информацию, принимают непростые решения в проблемных ситуациях, “проживают” спектр эмоций путешественников, вживаясь в роль мореходов..

Вот так необычно, незабываемо, продуктивно и весело пролетело время ожидания Нового года и новогодний праздник. Но детский интерес не угасает, появляются новые вопросы, и мы продолжаем…

Рассказали воспитатели старшей группы “Солнышко”

Варданян Елена Валерьевна, Карпова Татьяна Александровна

 

Как не скучать  в ожидании Нового года!

Ожидание новогоднего праздника в нашей группе было интересным и волнительным. Каждый день мы выполняли задание от Дедушки Мороза!      Было всегда интересно, что же лежит в новогоднем носочке: на ощупь ребята отгадывали: это что-то шуршащее, а сегодня бумажное; ой, мягкое!! Так изо дня в день проходили дни в интересной деятельности: мастерили новогодние поделки, украшалась наша группа.

 

У нас также появилась настольная игра “Времена года”, сделанная руками детей. А появилась она у нас благодаря выполнению задания Деда Мороза “Что такое лето” .

 

 

Елка тоже не осталась без внимания и преображалась самодельными игрушками , которые ребята делали вместе со своими родителями. Ведь каждому хотелось принести частичку своей семьи в группу!! Атмосфера у нас наполнялась радостью и эмоциональным подъемом. Так в один из дней к нам должен был приехать гость из Африки. И мы не могли подвести Дедушку Мороза и тщательно готовились к приему гостя: обсудили что расскажем о зиме, о  встрече нового года, готовили стихи. И сколько же было радости, когда у нас оказался лев Чандр…

А мы, воспитатели, были рады, что выполняя такие задания у детей развивалась познавательная активность , их инициативность и самостоятельность.

Рассказали воспитатели группы “   “ ДК “Семицветик”-

Наталья Михайловна Хромова и Светлана Евгеньевна Петрова.


На этом события нашей  жизни в Детской стране не заканчиваются! Переверни страничку!   👉