События нашей жизни- 1
“Большое Новогоднее путешествие”
в старшей группе “Солнышко”
Волшебный Новый Год… Его ожидание — это ожидание новых начинаний, сказки, нового этапа жизни. Этому чувству подвержены как дети, так и взрослые. И чтобы понять, по какому поводу все эти предновогодние волнения, все эти нарядные люди, щедрые столы, сверкающие елки и гирлянды, стоит знать историю этого праздника. Особенно интересна история Нового Года для детей, которые с особым нетерпением ждут его и всегда открыты новым знаниям. Узнав историю этого торжества, детишки с еще большим трепетом будут готовиться к нему и ждать того самого чуда, в которое всем нам хочется верить…
Мы работаем с ребятами этой группы четвертый год, и Новый Год отмечаем с ними в четвертый раз. Каждый раз мы стараемся проектировать сценарий с учетом детских интересов: “В поисках носа снеговика” (по мотивам мультфильма “Холодное сердце”), “Три кота встречают Новый год”. В этот раз мы обнаружили интерес детей к морской тематике: девочки играли в русалочек, а мальчики в капитанов и поиски сокровищ. Мы посовещались с нашим музыкальным руководителем Инной Валерьевной, и она предложила сценарий “Новый Год в подводном царстве”. Сценарий не новый, к нему в нашей костюмерной нашлись замечательные детские костюмы. Вооружившись этим сценарием, мы пришли к детям с вопросом: “Ребята, хотите этот Новый год провести в подводном царстве?” Как мы и прогнозировали, все единогласно прокричали “Да!” Вот мы с ребятами с удовольствием стали готовиться к этому празднику.
Вся наша деятельность во время подготовки и празднования Нового Года, способствовала формированию познавательного интереса к новогодним персонажам, к традициям праздновать Новый год.
1. “Традиция праздновать Новый год”
На утреннем круге общения мы стараемся узнать о том, какие представления о Новом годе сформированы у детей:
Когда приходит Новый год?
Что означает название этого праздника?
Чем он отличается от других праздников?
Как к нему готовятся?
Кто такой Дед Мороз?
Почему мы наряжаем ёлочку?
Как мы будем готовиться к Новому году в детском саду?
Как нам поможет календарь?
В какой сказке есть Новый год? А зимние сказки знаете?
Может есть сказка про Деда Мороза?
Предложили ребятам послушать сказку “Морозко” – многое можно узнать из русских народных сказок, если внимательно их слушать!
Отмечали Новый год в старину?
Был ли тогда Дед Мороз?
Дети кратко пересказывают сказку “Морозко” с помощью воспитателя.
Делаем вывод: Новый год не праздновали, Морозко – это волшебник, бог зимы, который мог заморозить, занести снегом, а мог и одарить подарками.
– Да, действительно, ребята, в старину Новый год, каким мы его знаем сейчас не праздновали, но верили в мифологических существ, которые помогали, или, наоборот, наказывали недобрых людей. Одним из таких существ был бог Зимы – Корочун или Трескун. Давайте его рассмотрим. Какой он? (могучий, страшный, сердитый, звери его слушаются)
Как же Корочун стал добрым Дедушкой Морозом?
Отмечать Новый год 1 января приказал царь Пётр Первый. Эту традицию он перенял от европейских стран. По царскому повелению в Москве устраивали огненные потехи и зажигали огни. По немецкому обычаю столицу украсили хвоей.
С тех пор как в России начали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нёс мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был весёлым старичком, который распевал песенки. Подарки он конечно же дарил, но только самым умным и послушным, а озорников вполне мог “угостить” палкой.
Сейчас Дед Мороз уже никого не наказывает, а только поздравляет и веселит всех у новогодней ёлки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает всё живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры. Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка, которая рассказывает сказки и играет с детьми.
–Ребята, что мы сегодня узнали про Новый год и про Дедушку Мороза?
-Чем отличается Дед Мороз от бога зимы Корочуна? А что у них общего?
2. “Адвент календарь”
Рассматриваем елочку из ладошек. На шариках написаны цифры.
– Как вы думаете, зачем здесь цифры?
– Что такое адвент календарь?
(дети делятся своим опытом работы с адвент календарями)
– Какой сегодня день, число?
Давайте найдем шарик с цифрой 6 и прочитаем задание.
После выполнения задания заклеиваем шарик с цифрой обычным шариком такого же цвета.
Сколько шариков/дней еще остается до Нового года? (много)
Адвент календарь нам поможет подготовиться к Новому году, научит планировать свою деятельность, расширит представление о времени, не даст скучать в ожидании волшебного праздника и ничего не забыть!
3. “Подводное царство зимой”
Зима пришла во все уголки нашей страны.
Какие признаки зимы мы знаем? (мороз, снег, лед, метель, сугробы)
А что происходит с подводными жителями?
Давайте их назовем. (Рыбы, крабы, морские звезды, ежи, коньки, медузы, осьминоги).
Они продолжают свою жизнь подо льдом, а в море и вовсе вода не замерзает (почему?).
– Сюжетная игра “Подводное царство”.
Давайте представим себя подводными жителями, которые живут в сказочном царстве. Если это царство, то должен быть царь или царица. Что он делает? Какие еще сказочные существа могут жить в нашем подводном царстве? (русалочки, водяной, золотая рыбка) В каких домах или замках они живут? Дети конструируют пещеры и замки из конструктора, стульев, ширмы.
После игры возникло желание украсить группу морскими обитателями. Ребята вырезали их из цветного картона, а воспитатели приклеивали на стены. И, конечно, добавили снежинки, которые учились вырезать из квадратов и кругов.
4. Мастер-класс в младшей группе.
Нарядив свою елочку разноцветными гирляндами, мы решили, что у нас теперь очень хорошо получается их плести, и мы можем показать малышам, как это делать. Дети сами собрали нужный материал и мы пошли в гости в младшую группу. Ребята почувствовали себя настоящими мастерами и рады были научить других.
5.Командная игра “Знатоки морских обитателей”
За несколько дней ребята очень углубились в тему и попросили устроить викторину. Но в этот раз мы попробовали организовать командную игру, потому что заметили выделение лидеров, которые очень серьезно увлеклись морскими обитателями.
Ребята поделились на 2 команды, придумали название, выделили лидера и получили задание:
1 команда – рассказать все о крабах,
2 команда – про осьминога.
Листы и карандаши лежали на столах. Время пошло! Мне, как педагогу, интересно было наблюдать, как один объект сплотил всех игроков. Каждый хотел что-то добавить, внести свою лепту в победу команды.
Детям очень понравился такой формат игры, они почувствовали поддержку товарищей, не хотели заканчивать, требовали продолжения.
Игра в командах развивает творческую активность детей, поддерживает интерес к интеллектуальной деятельности, развивает умение взаимодействовать в условиях команды, появляется целеустремленность и настойчивость в достижении цели, радостное и веселое настроение у детей.
6. Сотрудничество с родителями.
К новогоднему утреннику мы искали Деда Мороза, Снегурочку, Морскую царицу и Квакунью. Родители как будто ждали нашего приглашения. Папа Даши поделился, что со школы хотел сыграть Деда Мороза, но все не получалось. Он очень подходил: солидный, с густым басом, и, в то же время, добрый и веселый. Мы даже перенесли утренник на другой день, чтобы он не работал! А мама, исполнившая роль Кота-Баюна на Осеннем празднике, попросила отдать ей роль Снегурочки, чтобы “реабилитироваться” из злого героя в доброго. Мама Кости стала Морской царицей: высокая, статная. Однажды утром мама Саши спросила, нет ли еще какой нибудь роли – уж очень хочется сыграть. Так появилась Квакунья!
Благодаря замечательной игре родителей-актеров наш праздник получился особенно волшебным. Такого еще не было. Все дети шептались: “Это настоящий Дед Мороз”, а Квакунья так реалистично изменила голос, говор и по-настоящему начала “колдовать”, что дети сначала приняли ее слова за правду и все убежали за елку (мы не ожидали такого), но потом спасла ситуацию наш музыкальный руководитель Инна Валерьевна: “Да не бойтесь, возвращайтесь!”. А родители-зрители так восхищались игрой актеров даже после праздника. Может и им захочется так выступить на следующем празднике?
Мама Ксюши – чудесная Снегурочка – добрая и нежная, играла с детьми и помогала Деду Морозу. Позже она рассказала о своих чувствах: “Когда меня обнимали дети, я столько тепла получила от детей, так нежно они обнимались!” А ее дочка Ксюша выступила со своим номером “Волна”. Мама с ней сама подготовила этот номер: подобрала волшебную музыку, разучила движения (Ксюша даже садилась на шпагат и показала колесо).
Родители с радостью вышли на сцену, чтобы создать сказочную атмосферу моря: синяя волна и алые паруса.
В выходные дни родители помогали детям выполнять задания из адвент-календаря. Однажды мы задержались, в пятницу не опубликовали в родительском чате задания на субботу, воскресенье. Рано утром родители встревожились: где наше задание, мы хотим…
7. “Мы герои Новогодней сказки”
Образовательная ситуация “Афиша для Новогоднего праздника” началась с обсуждения:
Что такое афиша?
Где мы ее можем увидеть?
Кто работает над созданием афиши?
Как нам нарисовать афишу к утреннику?
Что мы напишем? Что нарисуем?
На ватмане дети рисуют морское дно, приклеивают вырезанные фигурки рыб, обводят буквы. Афишу приклеиваем на входную дверь нашей группы.
Образовательная ситуация “В роли морских обитателей”: дети мерили костюмы, имитировали движения морских обитателей, устраивали подводную дискотеку.
В этом событии объединилось то, что с трудом можно объединить, но получилось здорово! Дети – великие выдумщики! Золотые рыбки, русалочки, крабики и морские коньки, Дед Мороз, Снегурочка….
Дети, педагоги, родители – все чувствовали себя свободно, дружно и весело участвовали в новогодней сказке.
8. “Новый год в Африке”
Новогоднее путешествие продолжалось. Ребята хотели играть в карнавал, встречу Нового года в других местах.
Почему бы не отправиться в Африку?
Как туда добраться?
Из чего можно собрать корабль?
Что нас может ожидать в море?
А в Африке?
Есть ли в Африке зима?
Отмечают Новый год? Что украшают вместо елки? Какой Дед Мороз в Африке?
В таких играх дети лучше усваивают новую информацию, расширяя сюжетную линию игры, ищут новую информацию, принимают непростые решения в проблемных ситуациях, “проживают” спектр эмоций путешественников, вживаясь в роль мореходов..
Вот так необычно, незабываемо, продуктивно и весело пролетело время ожидания Нового года и новогодний праздник. Но детский интерес не угасает, появляются новые вопросы, и мы продолжаем…
Рассказали воспитатели старшей группы “Солнышко”
Варданян Елена Валерьевна, Карпова Татьяна Александровна
Как не скучать в ожидании Нового года!
Ожидание новогоднего праздника в нашей группе было интересным и волнительным. Каждый день мы выполняли задание от Дедушки Мороза! Было всегда интересно, что же лежит в новогоднем носочке: на ощупь ребята отгадывали: это что-то шуршащее, а сегодня бумажное; ой, мягкое!! Так изо дня в день проходили дни в интересной деятельности: мастерили новогодние поделки, украшалась наша группа.
Елка тоже не осталась без внимания и преображалась самодельными игрушками , которые ребята делали вместе со своими родителями. Ведь каждому хотелось принести частичку своей семьи в группу!! Атмосфера у нас наполнялась радостью и эмоциональным подъемом. Так в один из дней к нам должен был приехать гость из Африки. И мы не могли подвести Дедушку Мороза и тщательно готовились к приему гостя: обсудили что расскажем о зиме, о встрече нового года, готовили стихи. И сколько же было радости, когда у нас оказался лев Чандр…
А мы, воспитатели, были рады, что выполняя такие задания у детей развивалась познавательная активность , их инициативность и самостоятельность.
Рассказали воспитатели группы “ “ ДК “Семицветик”-
Наталья Михайловна Хромова и Светлана Евгеньевна Петрова.
На этом события нашей жизни в Детской стране не заканчиваются! Переверни страничку! 👉