Поиграй-ка

На этот раз давайте поиграем в две большие-пребольшие игры – в “БУМАЖНУЮ СТРАНУ” и в “СТИХИ-ЗАГАДКИ” (или, по-другому, в “ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА”). Впрочем, познакомьтесь с этими играми и сами решайте, какой размер вам подходит: большой-пребольшой или поменьше…

ИГРАЕМ в БУМАЖНУЮ СТРАНУ!

 

В какую БУМАЖНУЮ СТРАНУ вы хотите отправиться? – Выбирайте! Вы ведь можете сделать любую, какую захотите! Для этого, правда, надо быть Узнайками–выдумщиками, Умейками–волшебниками и художниками. Тогда можно оказаться в любой стране, которую вы сами придумаете и сделаете! Конечно, чтобы сделать БУМАЖНУЮ СТРАНУ нужно еще кое-что… Обо всем, что может понадобиться, рассказал Михаил Яснов в своем стихотворении:

Набор цветной бумаги

Для детского труда —

Волшебники и маги,

Пожалуйте сюда!

Художникам,

Художницам

Достанется по ножницам,

А что ещё?

Ещё бы взять

Большую банку с клеем,

И всё, что будем разрезать,

Мы соберём и склеим:

Бумажный сад,

Бумажный дом

С бумажным солнцем за окном!

Снуют по веткам золотым

Серебряные птицы

И восседает белый дым

На красной черепице.

Как хорошо, что мир цветной,

И матовый,

И глянцевый!

Как хорошо, что я такой

Глазастый

И РУМЯНЦЕВЫЙ!

Набор цветной бумаги

Для детского труда —

Волшебники и маги,

Пожалуйте сюда!

Художникам,

Художницам

Достанется по ножницам,

А что ещё?

Ещё бы взять

Большую банку с клеем,

И всё, что будем разрезать,

Мы соберём и склеим:

Бумажный сад,

Бумажный дом

С бумажным солнцем за окном!

Снуют по веткам золотым

Серебряные птицы

И восседает белый дым

На красной черепице.

Как хорошо, что мир цветной,

И матовый,

И глянцевый!

Как хорошо, что я такой

Глазастый

И РУМЯНЦЕВЫЙ!

В какую бумажную страну вы хотите отправиться? 

Может быть, в СТРАНУ БУМАЖНЫХ КУКОЛ? Некоторые из вас, может быть, уже побывали в ней, когда думали, как поздравить своих мам с Днем Матери. Ведь многие мамы, да и бабушки в детстве любили играть в бумажных кукол, вырезать одежду для них, придумывать и рисовать им наряды – для самых разных случаев: чтобы отправиться на бал или в школу, в лес или в детский сад, в гости к динозаврам или к жителям города будущего, в настоящее или сказочное путешествие…

Если захотеть, для бумажных кукол можно создать целый мир – дом, дачу, мебель, транспорт, на котором они будут ездить и летать в дальние страны, игрушки, в которые они будут играть, посуду, еду, домашних питомцев и т.д. Кстати, стены в этих домах можно украсить картинами, собранными из разных бумажных деталей (как это делали, например, ребята из старшей группы “Далматинцы” детского сада “Семицветик” – об этом они рассказали в рубрике “Картинная галерея Узнаек и Умеек”). 

Вот здесь можно найти самые разные шаблоны, которые помогут создавать этот мир: 

https://vkusnyasha.ru/kukla-bumazhnaya-s-odezhdoj-dlya-vyrezaniya-raspechatat-shablony/

Если вдруг среди этих шаблонов не нашлось того, что нужно для вашей БУМАЖНОЙ СТРАНЫ, вы, конечно, сможете нарисовать и вырезать это сами, правда? Это же про вас Михаил Яснов написал: “ВОЛШЕБНИКИ и МАГИ, ХУДОЖНИКИ и ХУДОЖНИЦЫ…”! Я, Оранжевый Ёж, уверен, что вы сможете найти выход даже из самого трудного положения. Например, мебель, игрушки, посуду, питомцев и многое другое можно сделать с помощью оригами. И можно найти, как этому научиться.

Например, если жители БУМАЖНОЙ СТРАНЫ готовятся к встрече Нового года, то надо позаботиться о нарядной елочке! Ее можно выбрать здесь, а потом раскрасить и вырезать:

А вот здесь можно посмотреть, как сделать елочку оригами. И даже не одну, а целый лес…

Может быть, бумажные куклы собираются устроить Новогодний маскарад? Тогда надо срочно подготовить маскарадные костюмы! – Придумать, нарисовать и вырезать их так, чтобы они подходили по размеру и хорошо держались на своем хозяине или хозяйке.

 

Хорошо бы позаботиться и о том, где и как бумажные куклы будут гулять этой зимой! Подходящее место для зимних прогулок можно сделать с помощью раскрасок – например, таких:

И, конечно, с помощью собственных рисунков!

 

Как вы понимаете, настоящий зимний пейзаж не бывает без снега! Снежинки могут быть самой разной формы и величины! Можно попробовать сделать и такие красивые, как здесь:

 

Еще больше самых разных зимних раскрасок вы можете найти здесь:

  • Дед мороз
  • Снеговик
  • Снегурочка
  • Снегурочка 2
  • Санки
  • Зимний домик
  • Белочка
  • Елочка 1
  • Елочка 2

 

Бумажные куклы могут быть самыми разными! Например, дети из средней группы “Лучики” детского сада “Сказка” сделали вот таких бумажных кукол (в подарок своим мамам в День Матери)

  А вот каких бумажных кукол придумала Джулия Дональдсон в сказке про девочку и гирлянду, которую они сделали вместе с мамой. Сказка эта так и называется – “Бумажные куклы”. Иллюстрации к ней нарисовала Ребекка Кобб.

Для взрослых:

 

Это трогательная сказка о том, что самые прекрасные моменты жизни остаются с нами навсегда в нашей памяти. Маленькая девочка вместе со своей мамой делает гирлянду из бумажных кукол. С ними можно весело играть, им не страшны ни тигры, ни динозавры, потому что они всегда держат друг друга за руки и ни за что не потеряются. И даже после того, как их находит мальчик с большими ножницами и разрезает всю гирлянду на маленькие кусочки, они соединяются все вместе, подхваченные ветром, и попадают прямо в память главной героини. Там они будут жить всегда, напоминая ей о прекрасном детстве, которое у нее было.

 

 Посмотрите, как можно сделать таких бумажных кукол:

1. Сложить бумагу гармошкой.

2. Нарисовать куклу и вырезать вот так:

Куклы могут быть разной формы, цвета и величины:

 

 

Существуют и совсем другие БУМАЖНЫЕ СТРАНЫ! Посмотрите, какую БУМАЖНУЮ СТРАНУ создала знакомая нам поэт и писатель Наталия Волкова. Вот как она рассказала свою “Сказку про Самолетик”

Может быть, вы придумаете свою БУМАЖНУЮ СТРАНУ, которая поможет вам рассказать сказку Евгения Чарушина “Удивительные приключения маленького охотника”, или сказку Виталия Бианки “Терем”, или какие-нибудь другие сказки или стихи, которые вы любите? А может быть, в вашей БУМАЖНОЙ СТРАНЕ вы покажете нам сказку, которую сочините сами?

Удачи вам в создании самых разных БУМАЖНЫХ СТРАН! 

            Интересных игр и приключений!

 

 

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ в СТИХИ-ЗАГАДКИ!

 

 

Поэт Михаил Яснов очень любил играть с детьми в такие игры! Смотрите и слушайте, какую сказку с загадками он сочинил для малышей. Она называется “А вот и нет!”. Художница Юлия Прохоцкая придумала для нее загадочную “книжно-бумажную страну”

 

Ну как, удалось угадать? – Нелегко это было? Конечно, небывалое дело! Оказалось, что в берлоге – самый настоящий большой поэт! Узнали Михаила Яснова? Очевидно, он “лапу не сосал” и написал много замечательных стихов. Среди них есть такие СТИХИ-ЗАГАДКИ, в которых попадаются загадочные слова. Вот, например, как по-вашему, что означает слово РУМЯНЦЕВЫЙ в стихотворении  Михаила Яснова про БУМАЖНУЮ СТРАНУ (им начинается наша ПОИГРАЙ-КА).

Попробуйте и в этих стихах Михаила Яснова отгадать, что эти загадочные слова означают, и как они получились. 

 

 

 

Вот стихотворение Михаила Яснова “Чудетство”:

А вот еще стихи Михаила Яснова

В этом стихотворении, которое называется “Азбука с превращениями”, есть слова, которые всё путают! Найдите эти слова и замените в них лишь одну букву. И тогда все станет понятно! 

Но предупреждаем: это трудная загадка!

 

Ребята смеются, купаясь в реке,
Плакучая Ира стоит вдалеке.

Я в детстве не раз ушибался –
И йога в бутылке боялся.

Дорогой по опушке леса 
В корыте ехала принцесса.

Погоны, медали – всё нравится мне,
Но больше всего – конура на ремне!

Под снегом, белым, как творог,
В укромной норке спит сырок.

Вдруг наступила тишина и мгла:
На землю туша чёрная легла.

Хватает слону и уменья, и опыта
Едой разживаться при помощи робота.

Лёг петух поспать немножко –
Шпорами прикрыл окошко.

 

Лесорубы лес рубили –
Вдоль по речке кепки плыли.

Для взрослых 

У вас есть возможность познакомиться с рассказом Михаила Яснова о том, как он играл в стихи с детьми на встречах с ними. Такие встречи он очень любил. Это – глава из книги М. Яснова “ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ В САДУ И ДОМА”, которая так и называется “ИГРА В СТИХИ”

“То, что в стихи можно и нужно играть, — понятно далеко не всякому. Я знаю, что многие поэты на встречах с детьми просто читают свои произведения — этого бывает вполне достаточно, чтобы развеселить аудиторию или заставить ее хотя бы немножко призадуматься. Уже хорошо! Но, на мой взгляд, наиболее интересно проходят те встречи, когда писатель и читатели становятся соавторами, когда у каждого из них есть возможность пофантазировать, поиграть, пообщаться друг с другом. Это обоюдная польза: поэт из подобных встреч выносит, как правило, новые темы и сюжеты для своих стихотворений, читатели обогащаются через сотворчество новыми знаниями и пониманием, что такое родной язык, какие богатства в нем таятся.

Вот несколько примеров.

— Представьте себе, говорю я, — что сегодня к вам в гости вместе со мной пришла большая семья мамонтов: вот они стоят вокруг меня!

Моя аудитория — первоклашки-третьеклашки — резко оживают: одни начинают протестовать, потому что никого не видят, другие сразу же вступают в игру и представляют, что эти животные, якобы, действительно стоят у нас в классе.

— Итак, вот здесь, с этой стороны, стоит мамонт мама. А вот с этой — мамонт папа. Мама — мамонт. А папа?

Кто-нибудь обязательно крикнет:

— Папонт!

Игра началась.

— Правильно. Это два наших героя — мамонт и папонт. А есть еще мамонт дедушка. Как он будет называться?

— Дедонт!

— Точно! А мамонт бабушка?

— Бабонт!

— А еще есть у нас самый маленький персонаж — внучонт. Значит, вокруг нас стоят наши герои — мамонт, папонт, бабонт, дедонт и внучонт. Теперь мы вместе с вами прямо сейчас напишем про них стихотворение. Я даю две первые строчки — про мамонта и папонта, а вы — две другие, про бабонта и дедонта.

 Мамонт и папонт

Гуляли вдоль речки.

 Как правило, этого зачина бывает достаточно, чтобы все хором подхватили:

 Бабонт и дедонт…

 — Что? Что бывает в сказках с бабушкой и дедушкой?

— Сидели у печки!.. Нет, лежали!.. Да, лежали на печке!

— Прекрасно! Вот и получились у нас первые четыре строки:

 Мамонт и папонт

Гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт

Лежали на печке.

 Теперь появляется внучонт. Я даю вам первую строчку, а вы должны придумать к ней вторую. Только помните, что в стихах есть не только рифма, но и ритм, размер. (О рифме и ритме мы говорим в самом начале встречи, когда выясняем, чем стихи отличаются от прозы). Итак,

 А внучонт сидел на крылечке

И…

 — Кушал колечки!

— Катал колечки!

— Смотрел, как гуляют овечки!

— Ел человечков!

Вариантов тьма. Но мы выбираем только те, что подходят по ритму. Наконец останавливаемся на “колечках”:

А внучонт сидел на крылечке

И… тa-та, та-тa-та… колечки!

Что же можно вместить в это “тa-та, та-тa-та”?

— И делал цветные колечки!

— И делал из глины колечки!

— И кушал большие колечки!

— Нет, — говорю, — подумайте внимательно: чем слоны и мамонты отличаются от других животных?

— Бивнями!.. Хоботом!..

— Ну вот, если есть хобот, то, значит, можно его…

— Крутить!

— Крутить в колечки!

— А еще?

— Складывать!

— Свертывать!

— Ну, наконец-то! — и хором мы заканчиваем:

 А внучонт сидел на крылечке

И свертывал хобот в колечки!

 Теперь мы можем все вместе повторить это стихотворение — и уже запоминаем его навсегда!

Можно придумать и другое стихотворное задание. Вот, например, есть у меня стихотворение, которое называется “Чудетство”. Я спрашиваю:

А что это за слово такое интересное? Как оно получилось?

— Это чудо!.. Чудо-детство!..

— А точнее?

— Чудесное… Чудесное детство!

— Ну, конечно! Мы взяли эти два слова и соединили их по общему ударному слогу. Получилось — Чудетство! Теперь я буду это стихотворение читать, а вы отгадывайте, что за слова в нем зашифрованы.

 В Чудетство откроешь окошки —

Счастливень стучит по дорожке…

 Счастливень — что это такое?

— Дождь!.. Счастливый дождь!.. Счастливый ливень!

— Точно! Опять соединили два слова по ударному слогу и получился Счастливень! Читаем дальше:

 Цветет Веселютик у речки…

 — Веселый цветок! Лютик! Веселый лютик!

 И звонко поют Соловечки…

 Это посложнее. Начинаем гадать:

Человечки!

— Соловьи и человечки!

— Соловые овечки!

Наконец, найден правильный ответ:

Соловьи и овечки!

 А где-то по дальним дорогам

Бредут Носомот с Бегерогом!

 Тут все ясно:

— Бегемот с Носорогом!

Так мы узнаем, что игра в стихи — занятие веселое и очень полезное.

Дальше читаем стихотворение про мальчика, который никак не может придумать имя своему маленькому котенку. А котенок старается запомнить, как его называет хозяин:

 Имя учит

И мяучит!

 Вдруг выясняется, что эти две строчки написаны абсолютно одинаковыми буквами, которые обозначают разные слова! Удивительно!

Наконец, задание совсем непростое.

 Ерш ершится.

Петух…

 — Петушится! — кричат все.

— Правильно. Запомните, как у нас получились эти две строчки: в каждой из них рядом друг с другом стоят родственные, однокоренные слова.

Тогда лайка…

— Лайчится!

— Такого слова нет!

— Лается!

— Лается?

— Нет, просто лает!

— Это правильно:

 Лайка лает.

Змея…

 Тут все попадаются в мою ловушку и хором кричат:

— Кусает!

— Ничего подобного! У нас ведь должны рядом стоять однокоренные слова!.. — Наконец, после долгих поисков подсказываю: змеится!

И дальше –

 Что ж получается?

Лягушка…

 Тут уже идет нечто невообразимое: и квакает, и лягушится, и жабится! А нужно-то немножко пофантазировать: … лягается!

Кстати, насчет “петуха”, который “петушится”. Наверняка, многие из вас помнят чудное стихотворение Валентина Берестова

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

 Как-то раз, выступая в одном детском саду, я спросил наудачу, не знает ли кто из ребят “Петушков” Берестова. И тут нашлась одна девочка, которая слово в слово повторила вслед за мной все эти строки, но для последней нашла свое — в высшей степени неожиданное — решение:

 Если перышек лишиться,

 Не в чем будет потушиться!..

 Все эти игры в стихи дают, на мой взгляд, очень важный толчок в осваивании ребенком той вселенной, которою является наша речь, родной язык, и воспитывают в конечном счете меру, вкус, такт и чувство юмора — то есть, дают основу гуманистического образования и воспитания”.