События нашей жизни – 1

События наших Узнаек и Умеек

Наши самые маленькие Узнайки и Умейки исследуют  мир!

В нашей первой младшей группе Львята, наверняка, растут будущие исследователи и изобретатели! Они с огромным удовольствием и любопытством знакомятся с новыми “таинственными” предметами!

Событие первое. 

Мы решили познакомить наших малышей с втулками от туалетной бумаги и посмотреть, как они будут их использовать. 

Дети сразу начали пробовать, что с ними можно делать.

Решили в них посмотреть и получился бинокль!

Оказалось, что во втулку можно что-то просовывать. И что-то может даже  в ней вдруг застрять… Вот, например, рука. Тут, конечно же, надо срочно придумать, как ее оттуда вынуть!

Событие второе. 

Недавно в нашей группе появился вот такой новый предмет:

Нам было интересно посмотреть, заметят ли его наши дети, что и как будут делать.

 

Заметили сразу! Спонтанно началось свободное экспериментирование: используя конструктор, дети пытались вкладывать разные его детали в ячейки.

Событие третье. 

Это еще один новый предмет, который появился в нашей группе!

Сначала было совсем не понятно, что это! На что он похож? Оказалось, у него есть ножки… Если к нему подставить стул, за ним можно сидеть. 

Да это стол! И он открывается! А внутри “спрятались” игрушки: рыбки, черепашка, утёнок. И всем им нужна вода. Тогда этот замечательный специальный стол для экспериментирования наполнили водой. Сколько было радости и восторга, когда игрушки запускали в воду! Но не забыли и про правила: чтобы не намочить рукава, их нужно засучить.

Все было хорошо, но поднимая детей после тихого часа, воспитатель услышала смех детей в игровой. В этом, конечно, нет ничего плохого или необычного! Но кроме смеха, раздавался еще и шум льющейся воды. Выяснилось. что это вода вытекала из бокового клапана стола … 

Устранив неполадки, стали обсуждать, как это произошло. Оказывается, один из ребят нашел клапан сбоку стола и повернул его, вследствие чего вода стала выливаться. Так мы узнали правило работы со столом.

К тому же, заметили, что уровень воды стал значительно ниже. Это дало нам возможность установить причинно-следственные связи: вода вытекла, ее стало меньше. 

На вопрос воспитателя “Какая вода?”, ребята ответили “зеленая”.

На вопрос “Почему?” ответа пока не дали. Но заметили, что через воду можно увидеть ноги под столом. 

Затем мы решили организовать самостоятельное экспериментирование. 

Для этого в коробку были собраны разные предметы: стаканчики разного размера, черпачки, пипетки, шарики из разных материалов, крышечки и т.д. Дети могли самостоятельно выбирать предметы, используя их по своему усмотрению. Они с восторгом и увлечением занимались этой деятельностью. При этом довольно мирно общались, обменивались игрушками, старались не мешать друг другу. 

 

На наш взгляд, детям этого возраста очень важно насладиться свободой игрового экспериментирования, получить от него удовольствие

В дальнейшем мы планируем продолжить и знакомство детей с новыми для них предметами и материалами, и свободное экспериментирование с ними (в частности, экспериментирование с водой). Очень интересно, к каким результатам это приведет в развитии познавательно – исследовательской деятельности наших детей, в их способностях реализовывать свои замыслы, общаться и координировать свою деятельность друг с другом.

Рассказали Ольга Борисовна Воеводина и 

Фатима Татаевна Хадизова, 

воспитатели первой младшей группы “Львята” 
детского сада “Семицветье детства” 

Необычные столы

В нашей группе “Незабудки” появился необычный стол. Посмотрите, как малыши могут следовать словесной инструкции взрослого. Они удерживают сразу несколько правил: “накрыть” нарисованную ладошку своей,  к прямоугольнику приложить ладошку ребром, к кругу – кулачок.  Посмотрите, как это получается! 

Правила при этом можно придумывать самые разные. Например, можно играть в паре: один “убегает”, другой “догоняет”, можно двигаться вокруг стола друг за другом, а можно – навстречу друг другу.

Рассказали Аннушик Максимовна Григорян и 

Елена Сергеевна Григорьева

воспитатели первой младшей группы “Незабудки” 
детского сада “Цветочная поляна” 

В нашей группе “Бобрята” появилась новая интересная игра!

Это случилось во многом благодаря тому, что наши коллеги из детского сада “Цветочная поляна” поделились идеей игрового стола для малышей. Мы с ребятами с удовольствием посмотрели их видео и решили сделать такой же стол для себя.

Для этого дети обвели свои руки на листе бумаги

 Затем они вырезали свои ладошки по контуру и приклеили на стол.

 После этого они нарисовали, вырезали и наклеили на стол нужные геометрические фигуры. 

Наши мальчики и девочки начали играть по правилам малышей, но  им это показалось слишком просто. Тогда Адам предложил усложнить игру. Ребята придумали дополнительные движения ног и рук, вырезали дополнительные геометрические фигуры и приклеили их по всей поверхности столов. 

В результате наша игра стала намного динамичней и интересней. Дети играют в нее, придумывая разные виды “паутинок”, внося новые детали и правила. 

Рассказали Наила Мустафаевна Исмаилова и 

Валентина Николаевна Хомич, 

воспитатели подготовительной к школе группы “Бобрята“

 детского сада “Семицветье детства”

Как мы нашли необычный прибор в нашей группе

 

Когда мы, ребята подготовительной к школе группе “Ромашки”, детского сада “Солнышко” после выходных дней вошли в свою групповую, то увидели там необычную коробку. Внутри коробки оказался какой-то незнакомый прибор!

Мы достали этот прибор из коробки  и стали его рассматривать. Никита сказал, что это видеопроектор, но только какой-то странный…

Потом мы нашли в коробке баночку, похожую на баночку из-под гуаши. Но внутри оказалась не гуашь, а пленка. Мы увидели, что на пленке что-то нарисовано, но не cмогли рассмотреть, что именно. Тут мы догадались, что рассматривать пленку нужно на свет. Попробовали, и увидели какие-то изображения. Соня откуда-то знала, что с помощью этого прибора можно смотреть мультфильмы на стене и что для этого нужно   в него вставить пленку. 

Светлана Александровна помогла нам вставить пленку в аппарат и включить его. В приборе загорелся свет, и на стене появилась очень слабая картинка, ее было очень плохо видно. Мы стали поворачивать прибор и искать, где он будет хорошо показывать, но лучше не становилось. Тогда Соня сказала, что нужно смотреть на белой простыне и выключить свет. Тогда изображение будет четкое!

Услышав это, наша няня, Галина Федоровна, принесла нам на следующий день белую простыню, которую мы повесили на доску. У нас получился экран, как в кинотеатре! Когда мы включили прибор, то увидели картинки и текст, который нужно читать, а пленку надо было перекручивать вручную.

Светлана Александровна показала нам мультфильм “Фильмоскоп с чердака”  (из серии “Аркадий Паровозов спешит на помощь”)

Из этого мультфильма мы узнали, что прибор, который мы обнаружили в нашей группе, называется  ДИАПРОЕКТОР или ФИЛЬМОСКОП, а пленка – это ДИАФИЛЬМ

К счастью, помощь Аркадия Паровозова нам вовсе не понадобилась! Шнур нашего диапроектора был целый – невредимый.

  • Ребята, а что такое чердак, вы знаете?

 

Теперь мы знаем, что наши родители, дедушки и бабушки в детстве смотрели не только мультфильмы  по телевизору, но и диафильмы с помощью диапроектора.  

Узнайка: Ребята, я хочу вам сказать, что сейчас можно найти старые диафильмы в интернете и посмотреть  их с помощью компьютера!

Вот, например, диафильм, в котором рассказана “Сказка о потерянном времени”, которую написал Евгений Шварц, а нарисовала иллюстрации для диафильма Лидия Гладнева 

В интернете есть даже озвученные диафильмы! Можно читать надписи в них, а можно слушать, как их читают актеры. Вот сказка Юрия Яковлева  про медвежонка Умку – смотрите, слушайте и читайте. А какие художники рисовали этот диафильм, узнайте сами.

 Рассказала Светлана Александровна Скудова, 

воспитатель подготовительной к школе группы 

“Ромашки” детского сада “Солнышко”

 

Варежки “дизайнеров” из группы “Лучики”.

Собираясь на прогулку, мы – дети средней группы “Лучики” детского сада “Сказка” – обратили внимание детей на варежки и перчатки. А у меня с кошечкой!”– сказала Вероника. “А у меня с бусинами!” ответила Варя. Все принесли свои варежки, мы стали их рассматривать, трогать, обсуждать, чем они отличаются и чем похожи. Мы обнаружили, что варежки бывают разного цвета и размера, из разного материала и с разным рисунком (дизайном). 

После прогулки дети решили стать “дизайнерами варежек”. Они уже знали, какие бывают профессии, связанные с изготовлением одежды, и что делает дизайнер одежды. 

Выбрав шаблон варежки и разные материалы, необходимые  для дизайна (вырезки картинок, наклейки, бисер, бусины, вату, ленточки, а также пластилин, клей, цветную бумагу, ножницы), все дружно приступили к работе. При этом материал для своей работы каждый  отбирал сам. 

 

В ходе работы ребята сталкивались с разными трудностями. Например, как прикрепить бисер? Попробовали клеевым карандашом  – отклеивается. Тогда попробовали прикрепить бисер пластилином – получилось! А как прикрепить вату? Попробовали намазать вату клеем, но она прилипла к клею. Тогда попробовали намазать бумагу и приложить вату. Ура! Получилось! 

 

 

Все варежки у ребят получились яркие и необычные, каждая – со своим дизайном. Посмотрите!

Рассказала Ирина Валерьевна Самшорина,

воспитатель средней группы “Лучики”

 детского сада “Сказка”

Как малышам дождаться Нового года и 

подготовиться к нему?

 Самый прекрасный, чудесный праздник, который дети, да и многие взрослые, ждут с огромным удовольствием и нетерпением, конечно, Новый год. Но как же трудно его ждать маленьким детям! Они постоянно спрашивают: “Когда придет Дед Мороз?”, “Когда будет праздник?”. Как ответить малышам на эти вопросы, ведь у них еще нет представлений о времени! Как им объяснить, через сколько дней наступит долгожданное чудо?

Я решила, что в этом может помочь адвент-календарь. Благодаря ему можно абстрактное понятие “время” перевести в понятный детям зрительный образ.

Адвент-календарь — это календарь ожидания Нового года. В этом календаре сделаны ячейки по числу дней, оставшихся до его наступления. В них размещается множество всего самого разного: конверты с заданиями, сладости, маленькие подарки-сюрпризы. Каждый день можно открыть только одну ячейку календаря, соответствующую именно этому дню.

Наши дети получили Календарь ожидания Нового года от Деда Мороза.  В последний день ноября (накануне начала зимы) он прислал ребятам письмо. В этом письме Дед Мороз рассказал, что собирается к ним в гости 24 декабря. А для того, чтобы ждать его было легче, он оставляет им столько конвертиков, сколько дней осталось до встречи. Каждый день детям надо раскрывать по одному конвертику и выполнять задание, которое они там найдут. Для того, чтобы не перепутать, от какого дня к какому переходить, Дед Мороз расставил стрелочки (ведь чисел дети еще не знают, поэтому числами дни обозначать он не стал).

Для своих малышей я подбирала задания в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Я хотела, чтобы эти задания помогали детям знакомиться с особенностями подготовки к Новому году, воспринимать и анализировать новую информацию, рассуждать, учиться новому.

Первое задания, которое получили дети – узнать, кто такой Дед Мороз.

 

Для этого сначала дети поделились своими представлениями.   В ответ на мои вопросы они сказали, что Дед Мороз – это старый дедушка, который живет в лесу, что он большой, с бородой, добрый, веселый, холодный, любит детей, дарит подарки. Для того, чтобы проверить, так ли это, мы посмотрели такой видеоматериал (выборочно):

Так мои малыши впервые узнали, что Дед Мороз не прилетает из леса, а у него есть дом или, как его все называют, деревянный дворец. Вместе с ним живет внучка Снегурочка и его помощники.

Задания для адвент-календаря могут быть не только запланированные, но и появляющиеся спонтанно – в связи с теми вопросами, проблемами, которые появляются у детей. Например, однажды на прогулке у детей возник вопрос: “Почему снег не лепится?”. И одним из заданий Новогоднего календаря стало: узнать, когда из снега можно лепить.

В первую очередь, мы обратили внимание на то, что в этот день на улице стоял сильный мороз, и снег при этом был “сухой”, не лепился. Для того, чтобы дети могли выяснить, когда снег бывает липким, я принесла его в группу. Вместе с детьми мы его рассмотрели, потрогали, увидели, что снег от тепла наших рук тает.

Для того, чтобы растопить снег быстрее, мы нашли в группе самое теплое место (батарея). Там снег растопился быстрее и превратился в воду. Растопленная вода оказалась очень грязная! Из этого мы вместе с детьми, сделали вывод, что снег грязный, его есть нельзя.

Дети обратили внимание на то, что чем дольше снег находится у нас в группе, тем лучше он лепится. Тогда мы пришли к выводу, что снег при теплой зимней погоде может лепиться, а при холодной не лепится

При обсуждении, какого цвета снег, мнения детей разделились: они видели как белый снег, так и черный. Всем стало интересно, отчего зависит цвет снега. Мы решили попробовать  покрасить его в разные цвета. Снег легко покрасился и стал разноцветным. Тогда мы сделали вывод: снег меняет цвет в зависимости оттого, что мы с ним делаем.

Растаявший снег, превратившийся в цветную воду, мы вынесли на улицу и разлили в формочки для песочных куличиков.

 

Дети увидели, что на морозе вода превратилась в разноцветный лед. Льдинки получились яркими и красочными. Малыши были в восторге! Они стали использовать формочки для того, чтобы лепить куличики из снега, чего до этого не делали, поскольку считали, что формочки – только для песочницы.

Детям очень понравилось пробовать и находить ответы на поставленные вопросы. Я решила использовать это в художественно-изобразительной деятельности. Так в Новогоднем календаре появилось задание сделать снеговика не на улице, а в группе. Вместе с детьми мы предположили, что снеговика можно сделать из белых кругов, квадратов, ваты, ватных дисков. Саша сказал, что снеговик делается из 3 кругов: большой – это ноги, средний – туловище, а самый маленький – голова. В результате обсуждения пришли к выводу, что ватные круги и вата нам подходят, а белый квадрат – нет. У квадрата есть углы, они мешают ему катиться.

 

Благодаря этой деятельности дети узнали, что в аппликации можно использовать не только бумагу (как они предложили), но и самые разные материалы. Так нам удалось “слепить” снеговика, не выходя на улицу.  

Еще одно задание Новогоднего календаря состояло в том. чтобы  украсить группу.

Рассмотрев с ребятами несколько видов гирлянд, решили для этого сделать бумажную гирлянду из колечек. Но тут выяснилось: чтобы сделать такую гирлянду, надо резать ножницами. Поскольку пользоваться ножницами дети еще не умеют, решили попросить помощь у детей подготовительной к школе группы “Ландыши” (воспитатель – Татьяна Анатольевна Назарова) нашего детского сада “Цветочная поляна”.  

 

Старшие ребята охотно согласились помочь нам. Они показали и объяснили нашим малышам, как пользоваться ножницами. Работа эта проводилась в парах: старший ребенок помогал малышу осваивать ножницы. Мне кажется, очень хорошо, что дети учились общаться с детьми из другой группы. Я обратила внимание, что дети проще и легче воспринимают информацию друг от друга.

 

Выполняя еще одно задание, мы выясняли, как встретить устроить праздник встречи Деда Мороза и Снегурочки. В результате дети попросили музыкального руководителя помочь им научиться новогоднему танцу для праздника.

 

Для того, чтобы выучить песню к празднику, мы сначала ее слова заменили картинками. Я подобрала картинки, которые мы вместе с детьми выложили в соответствии со словами песни. И оказалось, что даже такие малыши могут самостоятельно, без помощи воспитателя, в течение дня учить песню. 

 

 

Итак, в нашем Новогоднем календаре на этот раз было много разнообразных заданий, выполняя которые мы весело и интересно подготовились к встрече долгожданных гостей – Деда Мороза и Снегурочки. Для этого мы украсили группу, выучили новогодние песни и танцы, узнали много нового и интересного.

Я убедилась, что календарь можно использовать в разных возрастных группах, даже с малышами. И не только в ожидании Нового года (как мы часто делаем в детском саду), но и в ожидании другого, но обязательно значимого для ребенка события (например, долгожданный отпуск, приезд бабушки и т.д.), или долгожданного праздника.  Задания для календаря может придумывать как сам взрослый, так и совместно с детьми. Часто дети сами предлагают задания или деятельность, которые они считают необходимыми для подготовки к предстоящему событию. 

Адвент-календарь для педагога и детей – это своеобразный план их деятельности. С его помощью они могут видеть путь достижения поставленной цели и продвигаться к ней по этому пути. Но, конечно, следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на него могут влиять самые разные непредвиденные факторы (в том числе, безусловно, интересы, желания детей, их изменения, возникающие проблемы, происходящие события и т.д.). Педагогу при планировании заданий календаря необходимо продумать (предварительно проанализировав сложившиеся условия), какие задачи образования и развития своих детей он хочет решить – какие представления, умения им важно освоить, какие личностные качества развивать.

Рассказала Ксения Викторовна Сходцева,

воспитатель второй младшей группы “Лютики” 
 детского сада “Цветочная поляна”