Дорогие родители дошкольников! 

Давайте продолжим наш разговор.

Возможно, это нелегко, но, все же, постарайтесь находить радости и делить их с детьми.

Сейчас весна и в природе происходит так много интересного! Если у Вас есть возможность гулять в местах, где нет людей (может быть, на даче, в деревне, рано утром в городе), замечайте вместе с детьми, какая погода, светит ли солнце, какие облака на небе – какого они цвета, какой формы, на что похожи, какие почки на деревьях, где уже появилась трава, какая она, как подрастает. 

Поиграйте в игру “Что изменилось?”. В природе вместе с ребенком можете наблюдать и отмечать те изменения, которые Вам удалось заметить, и соревноваться, кто из вас найдет больше изменений (где появилась зелень, какая она, как выросла, как изменились сережки на деревьях, стало ли больше цветов мать-и-мачехи и т.д.). А дома, на даче можно играть в эту игру по-другому:  по очереди закрывая глаза, угадывать, что за это время успел изменить другой играющий. 

Может быть, Вам посчастливится увидеть скворцов (которые уже прилетели!), синичек, воробьев, других птиц (за ними можно наблюдать и из окна!).  Для того, чтобы детям было легче определить, кто есть кто, мы подготовили рисунки (см. таблицу 1), на которых изображены разные птицы. Рассмотрите их вместе с ребенком, выясните, чем похожи эти птицы между собой, а чем они отличаются, как – по каким признакам можно узнать каждую.  

таблица 1

Предложите ребенку самому нарисовать птиц, которых он захочет. Причем так, чтобы было легко узнать, какая это птица. Пусть он расскажет о своем рисунке – что и как он нарисовал. И, конечно, обязательно похвалите его – найдите, за что.

Для этого надо внимательно рассмотреть саму птицу или ее рисунок: какой формы у нее голова (круглая (похожая на шарик), или овальная (продолговатая, длинная, похожая на огурец)? Какой формы туловище? Возможно, вначале ребенку надо помочь найти у птицы голову, туловище, крылья, лапки, клюв, хвост. Сравните голову и туловище синички с головой и туловищем вороны, воробья, дятла и т.д.  – чем они похожи друг на друга и чем различаются. Если голова похожа на шарик, рисуем кружочек, если похожа на огурец, рисуем овал. Поможет вам в рисовании таблица 2.

таблица 2

Птиц можно лепить из пластилина, из соленого теста. А можно слепить  из настоящего теста и спечь настоящее “птичье печенье”! 

Птицы могут быть сказочными – большими (если вы обведете свою руку или ее обведет ребенок) и маленькими (если обвести руку ребенка) – см.  таблицу 3. 

таблица 3

Прочитайте ребенку сказку Максима Горького “Воробьишко”. Ее текст мы разместили на отдельной фотографии, но лучше перейти на сайт http://онлайн-читать.рф/горький-воробьишко/  Там Вы найдете не только текст сказки, но и иллюстрации к ней. Можно сказку прослушать – на сайте: https://www.vse-skazki.com/audio/audioknigi/maksim_gorkij/vorobishko/30-1-0-510,  можно посмотреть – на сайте: https://youtu.be/OnrTuux_kEk

Но самое важное, конечно, это обсудить сказку с ребенком. При этом стоит обсудить и рисунки к ней. 

Начните с пояснения незнакомых слов (в том числе, устаревших – таких, как “чадо”, “чванятся” и др.). 

В сказке много моментов, которые могут вызвать вопросы. 

Например:

  • Почему Пудик – желторотый воробей? Все ли воробьи желторотые? Чем отличается взрослый воробей от птенца?
  • Из чего и как воробьи делают гнезда?
  • Если деревья перестанут качаться, ветра не будет? Что такое ветер? Почему дуют ветры?
  • Бывают ли червяки с ножками?
  • Может ли человек летать без крыльев? Как – с помощью чего – люди летают? 
  • Может ли воробьиха победить кошку?
  • Может ли воробей жить без хвоста?

Если Вашему ребенку трудно сформулировать свой вопрос, помогите ему. Кроме того, поделитесь с ним теми вопросами, которые появились у Вас! А дальше – вместе (!)  ищите ответы на те вопросы, которые интересны ребенку и Вам.

 На некоторые вопросы мы приводим “подсказки” (после текста сказки), Но эти подсказки  для Вас, а не для ребенка. Не надо читать их ему. Ваша задача – прийти к верному выводу, отыскивая его вместе с ребенком –  разговаривая с ним, задавая такие вопросы, которые помогут отыскать истину. Не торопитесь в этом поиске. Важно узнавать, что думает ребенок, почему он думает так, и, конечно, получать удовольствие от интересного общения! 

Но это все (или почти все, что мы Вам рассказали) – для детей в возрасте уже после 4 лет. А что же делать с совсем маленькими?  

Конечно, играть! И не только с маленькими, но и с теми, кто постарше! 

Поиграйте в “птичью семью”, Может быть, для этого Вы – вместе с ребенком – построите “гнездо”, распределите роли между домашними или между игрушками. 

И вот игра началась..! Какой распорядок дня у птиц? Делают ли они зарядку? Любят ли играть в “прятки”?  В “салочки”? Чем еще они занимаются? Что любят?

Никто не станет спорить с тем, что птицы любят танцевать! Непременно устройте птичьи танцы! В этом Вам поможет не только всем известный “Танец маленьких лебедей”, но “Пляска птиц” из оперы Римского-Корсакова “Снегурочка” – на сайте: https://yadi.sk/d/X4lsLGROA1FFzg

Послушайте звуки природы (http://muztron.com/listen_online/zvuki-prirody-krasivoye-peniye-ptits), голоса птиц России (https://ptici.info/penie-ptic.html).   Послушав и научившись их различать,  поиграйте в игру «Чей голосок?».

Удачи Вам! Берегите себя и детей!  

Что делать, чтобы наши дети оставались счастливыми в это сложное для всех время. 

МАКСИМ  ГОРЬКИЙ “ВОРОБЬИШКО”. 

Сказка

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом. 

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
          — Чересчур черна, чересчур!
        Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
        — Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:
        — Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.  Подул однажды ветер Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер. Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

Идет мимо бани мужик, машет руками.

— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
— Зачем?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
        — Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!

Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

“Подсказки” для взрослых

1. «Почему воробей желторотый?»

В тексте сказки Пудик – это недавно вылупившийся птенец. Известно, что потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней после рождения. У птенцов окраска отличается от взрослой особи,  клюв у них жёлтого цвета, темнеет он лишь с возрастом. Кроме того, птенцы отличаются от взрослых птиц размерами и формой тела: у молодых воробьёв тело более округлое, перья ярче.

2. «Бывают ли червяки с ножками?»

Да, бывают, например конечности (то есть «ножки») есть у морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но в сказке имеется в виду гусеница, а не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например  жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.

3. «Неужели воробьиха может победить кошку?»

Нет, победить в одиночку не может, но может напугать и обратить в бегство. В данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору поведенческих реакций, передающихся из поколения в поколение. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. В сказке М. Горького воробьиха – мама защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку.

4. «Может ли воробей жить без хвоста?»

Да, может, хотя выжить на воле ему будет нелегко. Ведь хвост у птиц – это их руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно и взлетать, и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие, сидя на тонких ветках, тоже будет сложно. 

Вернуться в раздел “Разговор с родителями дошкольников”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *