“Фестиваль Узнаек и Умеек – 2014” это праздник познания, мастерства и общения

Уже пятую весну начальная школа ГБОУ СОШ №2009 распахивает свои двери для участников и гостей Фестиваля детских проектных и исследовательских работ «Узнайки и Умейки на Юге Москвы», становясь для юных исследователей столицы успешной стартовой площадкой. В этом году Фестиваль открылся 21 марта, но подготовка к нему стартовала практически с первых дней учебного года, когда во многих учебных заведениях города учащиеся дошкольных отделений и начального образования заявили о своём намерении развивать интерес, а затем и участвовать в проектной деятельности. Таких активных, любознательных мальчишек и девчонок дошкольного и младшего школьного возраста, изъявивших желание выступить на фестивале и поделиться полученными знаниями по итогам проведенных исследований, только на Юге Москвы оказалось более 150 детей из 20 столичных школ и детских садов.

Торжественная церемония открытия Фестиваля стала замечательным местом плодотворных знакомств, а затем и отправной точкой в путешествии по миру детских проектов, открытие которых проходило на 20 круглых столах, где докладчиками и исследователями выступали именно дети. Традиционные слова приветствия организаторов фестиваля – заместителя директора ГБОУ СОШ №2009 Курцевой Ольги Владиславовны и кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника, руководителя группы Института психолого-педагогических проблем детства РАО и Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования ДО г. Москвы Клариной Любови Матвеевны, являющейся инициатором и автором идеи проведения Фестиваля “Узнайки и Умейки”, адресованные юным участникам, особенно дебютантам, помогли ребятам преодолеть страх и волнение перед аудиторией, а затем отлично выступить.

Важно отметить, что география Фестиваля в этом году не изменилась, зато увеличилось и расширилось в возрастном диапазоне число участников – в рядах юных исследователей появилось много новых лиц, в том числе дошколят. Впервые на фестивале заработала также школьная пресса, поэтому практически каждый докладчик чувствовал на себе пристальные взгляды не только зрителей, но и юных журналистов, а затем с удовольствием позировал, давал интервью и делился впечатлениями.

 
Пряничные домики, лоскутные деревеньки 
ИЛИ
Кто придумал букву «Ё» и зачем она нужна?

Среди гостей мероприятия были и педагоги-тьюторы, и родители, чья миссия заключалась в психологической поддержке ребят, и школьники – зрители. Так впервые на Фестивале участвовала вся начальная школа ГБОУ СОШ №2009! Пришли на фестиваль со своими воспитателями и методистами детских садов также юные почемучки – дошколята, для которых знакомство с

Узнайками и Умейками стало настоящим подарком. Ведь малышам удалось не только умерить своё природное любопытство, но и получить ответы на интересующие их вопросы: Почему соль соленая? Что такое минералы? Как работает вулкан? Кто придумал букву «Ё» и зачем она нужна? и многие другие. Невольно вспоминаются слова старой детской песенки «Сто вопросов почему?»:

Почему в пустыне не растут леса,

Почему у кошки грустные глаза,

Почему на колесе тоненькие спицы,

Почему в лесу с ладони хлеб клюют синицы?

Где еще
найти ответы на эти и другие вопросы, если не на Фестивале Узнаек и Умеек?
Именно любопытство, переросшее в интерес, пробуждает в ребенке желание творить, экспериментировать, исследовать. А интерес, в свою очередь, становится темой проекта, который затем превращается в настоящую проектную работу юного исследователя. Поэтому так важно, чтобы в каждом дошкольном отделении, в каждой школе и в каждом классе проектная деятельность обязательно поддерживалась и развивалась. Ведь спектр интересов у детей разновекторный и разномасштабный. В подтверждение этому говорят названия тем, рассмотренных на круглых столах Фестиваля, которых действительно оказалось превеликое множество. Ребята интересовались талисманами Олимпийских игр, тайной четвертой планеты, сходством и различиями человека и животных, из чего сделано кино, альтернативными источниками энергии, а так же почему одни сооружения разрушаются, а другие стоят долго, или как построить прочный дом… Рассказывали о недрах земли, об олимпийских видах спорта, об аквариумистах, о народных промыслах и ремеслах, о фауне земли, о технике и кинематографии, о здоровом образе жизни и гигиене, о научной фантастике и действительности, о Москве и великих людях, о филологии и о многом другом. На эти и другие вопросы докладчики подготовили выступления и презентации, но самое интересное заключается в том, что даже дошколята принимали участие в качестве выступающих и мастеров! Так воспитанники подготовительной группы структурного подразделения № 4 “Солнышко” (ГБОУ СОШ № 2009) Нарышкина Соня, Пеньков Дмитрий, Исупова Юлия и Кондрашов Герман, провели настоящую исследовательскую работу, наблюдая за эволюцией часов. Ребята узнали о работе песочных, солнечных и водных часов, которые они смастерили своими руками под руководством педагогов и родителей. А на фестивале самые маленькие Узнайки и Умейки продемонстрировали перед собравшимися и доходчиво объяснили принцип работы созданных представленных  часов, ставших музейными экспонатами дошкольного отделения.
Но, пожалуй, самым вкусным оказался круглый стол, посвященный народным промыслам и ремеслу, на котором третьеклассники школы №1946 рассказали гостям о пряничном рае Тульского края и показали настоящие шедевры – пряничные домики, а затем поделились рецептом приготовления пряников и даже угостили всех этим вкусным лакомством.
«Для того, чтобы реализовать задуманное,

мы изучили исторические сведения о происхождении пряников, познакомились с их разными видами и сортами, узнали о мастерах. В рамках проекта мы побывали в Туле, познакомились с достопримечательностями города, посетили музей «Тульский пряник», а затем побывали в музее «Русский пряник» в Москве, где нам представилась возможность самим лепить и расписывать пряники. В школе на уроках


технологии мы тоже практиковались в лепке пряников из теста и пластилина, а на уроках изобразительного искусства рисовали наш пряник, придумывая к нему разные узоры. А дошедший до наших дней рецепт тульского пряника хотя и не называет точных пропорций, но зато дает возможность поэкспериментировать и попробовать приготовить пряник, который готовили триста лет назад в Тульской губернии. Нам это удалось!!!
 – рассказывают Бакулина Стефания, Антонова Алла (3″А” класс школа №1946). – Наши пряники вкусные, полезные и очень красивые. Эта работа нас так заинтересовала, что мы стали придумывать свои рецепты пряников и делиться ими с ребятами. Так была создана книга рецептов нашего класса…»

Не менее интересным и интригующим оказалось выступление третьеклассников школы №1942 о создании «лоскутной деревеньки», об истории возникновения граненого стакана. Круглый стол Узнаек и Умеек техники стал самым популярным среди мальчишек, живущих в мире научных экспериментов и знающих историю создания велосипеда, а также готовых даже девчонкам понятно и интересно объяснить принцип работы двигателя внутреннего сгорания. О своем увлечении третьеклассник Кайдалов Олег ( ГБОУ СОШ № 1354) с удовольствием поделился с нами: «Я интересуюсь автомобилями. Во втором классе я уже делал доклад для своих одноклассников про автомобили ВАЗ. Ребята задавали мне много вопросов, и одним из них был о том, как все же ездят машины. Мне стало интересно узнать внутреннее строение автомобиля, как работает двигатель, поэтому я попросил родителей помочь мне найти книги на эту тему. Затем я читал, обсуждал прочитанное и понял, что все равно мне трудно представить, как это работает. На день рождения мне родители подарили модель двигателя внутреннего сгорания, которую я сам собрал. Во время сборки мне пришлось сверяться не только с инструкцией, но и с собранным материалом. Результатом моей работы стал проект, представленный в классе в виде презентации и самой модели двигателя внутреннего сгорания».
Очень интересным и познавательным было выступление третьеклассника Сорокина Михаила (школа №1980 СП1931) о “Секретах перепелиного яйца”: «Мой папа – птицевод с 15-летним стажем. Раньше перепеловодство было его хобби, а теперь это больше, чем просто увлечение – это папина работа! Я не раз бывал у папы на птицеферме и наблюдал за перепелками, помогал ему кормить их, наводить чистоту. По словам папы в перепелиных яйцах содержится, чуть ли не вся таблица Менделеева. Мне стало интересно разузнать поподробнее об этом. Познакомившись с найденной информацией о перепелиных яйцах, я узнал очень много интересного. К сожалению, мало кто знает, что яйца перепелов имеют много “секретов”. Именно секретам перепелиного яйца посвящено мое выступление».

Для тех родителей, кто обеспокоен тем, что их ребенок не выпускает из рук гаджеты будет интересно узнать о проекте восьмилетней Цьока Василисы  (3 «В» класс, ГБОУ СОШ № 2009): “На мое пятилетие мне подарили мой
первый IPad. Тогда-то я и познакомилась с видео и стала снимать все, что
происходит вокруг. Снимаю, как пою, как открываю подарки, как гуляю по улице. Часто героями моих съемок становились мои сестренки и кот… А еще я очень люблю снимать игрушки. Но просто снимать стало скучно. Мне захотелось узнать, как получается фильм или
мультфильм. А когда моя учительница Светлана Викторовна рассказала про фестиваль
проектов, я точно решила, что буду участвовать и расскажу ребятам  о видео и анимации. Чтобы реализовать
задуманное, я скачала на IPad программу для съемки фильма и начала снимать. Я
снимала маленькие клипы про свою семью, вставляла туда фотографии, рисунки,
надписи. Каждый клип длится  несколько
секунд. Я увидела, что у меня получается. Следующий шаг – мы с подругой начнем
делать совместные фильмы”.

Высший пилотаж Умеек
Важно отметить, что если первая часть Фестиваля посвящалась обсуждению идей и замыслов, ставших темами проектов и исследований на круглых столах, то его вторая часть оказалась для всех гостей настоящей сокровищницей, где юные Умейки и Узнайки на мастер-классах уверенно транслировали свои умения, показывая высший пилотаж и с особой радостью делились секретами своего мастерства, обучая других учащихся своему «ремеслу». После чайной паузы открыли свои двери мастерские художников, экологов, скульпторов, мастеров оригами, Умеек устраивать праздники, Узнаек природы и Умеек поделок из папье-маше, Умеек делать закладки для книг, создавать гербарии, использовать отходы, Умеек создавать проекты в ПервоЛого… Были и мастерские знакомств, где четвероклассники знакомили дошкольников и их родителей со школой и школьной формой… На каждом мастер-классе происходило что-то невероятное, а создателями этого «невероятного» были самые обыкновенные дети, жаждущие получить ответ на множество интересующих их вопросов. Тех ребят, кто впервые попробовал себя в качестве мастера на мастер-классе, поддерживали педагоги и родители. Они, наверное, больше волновались и переживали, чем сами ребята.
Третьеклассник Лучкин Владислав (ГБОУ СОШ № 2009) научил всех желающих декорировать бутылки с помощью цветной соли. Мастерицы Назарова Мария и Никольская Анна (2 “Б” класс ГБОУ СОШ №2009), рассказали о том, какие бывают кокошники и научили всех желающих их делать. Постичь азы работы с папье-маше помогли мастера второклассники Пархоменко Наталья и Фомина Анастасия (ГБОУ СОШ № 1946). Планкина Соня из 3 “И” класса ГБОУ СОШ № 1354 не только поделилась своим опытом, как стать аниматором и самостоятельно организовать свой день рождения, но и научила гостей делать цветы из гофрированной бумаги. Роденков Марк из 1”В” класса ГБОУ СОШ № 2009 научил делать удобные и красивые закладки для книг из подручного материала. Под руководством мастера Скворцова Михаила из подготовительной группы (структурное подразделение № 7 “Сказка” ГБОУ СОШ № 2009) гостям удалось поучаствовать в создании архитектурного проекта города и его строительства из конструктора LEGO. Третьеклассник Степин Павел ( ГБОУ СОШ № 1980 СП 1931) познакомил ребят начальной школы с правилами изготовления гербария, а также научил использовать засушенные растения для изготовления поделок. А воспитанники подготовительной и старшей группы ГБОУ СОШ № 2009 ДО № 6 “Семицветик” решили сделать нашу планету чище и на мастер-классе научили всех желающих создавать красивые вещи своими руками, делая украшения из остатков ниток и пряжи. Узнать, что такое маяк, для чего он нужен, изготовить его из соленого теста гости Фестиваля смогли под руководством мастера Шутовой Софии, воспитанницы подготовительной группы № 1 ГБОУ СОШ № 2009 ДО № 7 “Сказка” ЮЗАО г. Москвы.

Юные корреспонденты тоже не теряли зря время и брали интервью как у выступающих, так и у гостей Фестиваля. Случались казусы, когда дошколята на вопрос :

– Можно у вас взять интервью?

Отвечали: 

– А у меня его нет. Я, наверное, его дома забыл…
– И мне мама не положила интервью…
А затем, узнав смысловое значение загадочного слова “интервью”, ребята с удовольствием делились впечатлениями, наперебой рассказывая о своих интересах и проектах.
Морева Ольга Владимировна – мама первоклассника Егора Морева (ГБОУ СОШ №1273): “Хочется поблагодарить организаторов за такой интересный формат знакомства с детскими проектными работами. Замечательнейший Фестиваль! Здесь можно было увидеть развитие самых разных детских идей! Я очень рада, что классный руководитель моего сына, Савицкая Марина Александровна, уже в 1 классе предложила ребятам стать участниками Фестиваля. Егор несколько лет назад придумал сказку, сюжет которой стал основой большой проектной работы под названием “Своя игра”, которую он сегодня представил на круглом столе. Этот проект – это пример того, как можно придумать увлекательную игру с помощью своей фантазии и умелых рук. Признаюсь честно, мы пришли на Фестиваль, будучи в поиске единомышленников, так как хотели увидеть, что делают ребята, во что играют, чем увлекаются. И наши надежды оправдались! Сегодня на Фестивале состоялось хорошее знакомство с ребятами, которое, надеюсь, перерастет в настоящую дружбу, ведь всех их объединяет желание творить и развиваться. Кроме этого, я уверена, что Фестиваль заронит в сына зёрна новых проектов и  идей, которые обязательно мы будем всей семьей развивать. Очень хотелось бы, чтобы Фестиваль дал начало развитию детским клубам, чтобы дети смогли собираться почаще. ” 
 
Егор Морев: Мне очень хотелось рассказать ребятам, что лучше играть не в чужую компьютерную игру, а в свою собственную. Со своими героями, сюжетами и правилами. Я решил это сделать потому, что сейчас многие ребята тратят время на игры в планшетах, смартфонах и даже на школьных переменах сидят с игровыми приставками. Также мне хотелось помочь ребятам разобраться, что такое настоящая дружба и кто такие закадычные друзья. Вначале я показал небольшую презентацию о том, почему я решил поставить спектакль. Потом показал сказку с войнушкой, с военными операциями, которая, на мой взгляд, куда интереснее, чем в готовых программах. У меня была самонаводящая катапульта с ядрами из клюквы в сахаре, были супер скользкие мины в виде мармелада. Я хотел показать, что героями игры могут быть даже самовар, чайник, чашки и блюдца. А самое главное,  что хозяевами игры могут быть сами ребята, а не планшет или игровая приставка. Давайте играть в свои игры.
Ковбель Милена, 10 лет: “Мне очень понравился фестиваль тем, что так много детей очень хорошо выступили со своими проектами. В следующем году я тоже хотела бы принять участие потому, что это интересно и полезно: ты сам узнаешь много нового и доносишь друзьям то, что они еще и не знают”.

 

Илья Ланцов, 10 лет: “Я участник Фестиваля. Мне понравилось абсолютно все. Было и весело, и интересно. А самое главное, я познакомился с новыми единомышленниками из других школ. Будем дружить!”
Святославская Жанна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1355: “Мы впервые попали на фестиваль. Дети до этого ни разу никуда не выезжали, боялись. Но формат встречи позволил снять напряжение и волнение. В итоге ребята успешно выступили с темой “Экология и питание” и теперь желают вновь участвовать в Фестивале с новыми темами и идеями”.
 

Саша Бушмелева, 10 лет: “На фестивале все было очень познавательно и я думаю, что в следующем году тоже обязательно подготовлю свой проект. Мне тоже есть чем поделиться с ребятами!”

Ольга Роденкова, мама первоклассника Роденкова Марка (ГБОУ СОШ №2009): «Отдельное спасибо хочется сказать организаторам Фестиваля. Уже с самого порога, с момента регистрации, ощущалось внимание и забота. Всем гостям выдавали папки с маршрутным листом и программой мероприятия, а также предусмотрительно был вложен пакет для удобства хранения дополнительных материалов, полученных на круглых столах и мастер-классах. А еще приятным сюрпризом стала чайная пауза. Спасибо! Но на Фестивале наша семья участвовала и в качестве гостей, и в качестве участников. Я помогала своему сыну – первокласснику в организации мастер-класса. Марк сегодня на Фестивале Узнаек и Умеек был мастером по созданию закладок для книг. Мы дома сделали несколько заготовок, чтобы облегчить процесс нарезания фетра и оставить больше времени для их украшения. Почему именно закладки? Мы с Марком подумали и решили, что можем сделать не только что-то полезное, но и что-то очень красивое, одинаково интересное и для мальчиков, и для девочек. Вот нам пришла такая идея в голову. Это первый проект Марка, и он получил колоссальный заряд позитивных эмоций и приобрел множество идей, которые можно будет реализовать как дома, так и в школе. Спасибо!»

 

Очень важно, что организаторы Фестиваля – ГБОУ СОШ 2009 в лице заместителя директора и организатора инновационной деятельности в начальной школе Курцевой Ольги Владиславовны, а также педагоги и сотрудники школы во главе с директором Гесслером Дмитрием Михайловичем позаботились не только о качестве проводимых встреч, но и об их организационном удобстве, придавая значение каждой мелочи, чтобы подчеркнуть важность проведения подобных мероприятий в жизни каждого юного исследователя. Доброжелательность педагогов не только позволили детям свободно себя чувствовать на ответственном мероприятии, но и для детей скромных и нерешительных помогли преодолеть скованность на пути к свободному выражению своих мыслей. Отрадно, что никто из детей не остался не отмеченным – все почувствовали себя маленькими учеными-исследователями и равноправными участниками. Благодарственными письмами и грамотами были награждены не только выступающие, но и их педагоги и родители, которые шаг за шагом сопровождали ребят в проектной деятельности. Общими усилиями организаторов, родителей и педагогов было сделано все возможное для того, чтобы общение Узнаек и Умеек друг с другом было интересным, полезным, приятным и продуктивным, чтобы посеяв ростки интереса взрастить в умах каждого участника желание исследовать, проектировать и познавать. Мы очень надеемся, что вскоре у мальчишек и девчонок появятся новые идеи и темы для проектных и исследовательских работ, которые через год они достойно смогут представить на фестивале «Узнаек и Умеек – 2015».

Посмотреть фотоальбом “Фестиваль Узнаек и Умеек”

Уважаемые Узнайки и Умейки, а также их родители и педагоги. 

Мы с нетерпением ждем ваших комментариев, отзывов, замечаний и других откликов. Пишите нам по адресу: klarina@sch2009.net

В этом году   впервые  планируется  издание сборника и диска по материалам Фестиваля “Узнайки и Умейки – 2014  на Юге и на Севере Москвы”.


В сборник войдут избранные материалы: 


– аннотации детских (детско-взрослых) работ; 


– описания взрослыми сопровождения детских работ (своей деятельности по ходу их выполнения – что, как и для чего они делали,  как это повлияло на результаты самой работы, на детей, на отношения между взрослыми и детьми, на вас самих, уважаемые  взрослые);


– впечатления о Фестивале, которыми поделились дети и взрослые;


–  материалы школьных корреспондентов.

 

На диске будут представлены  избранные материалы:
– презентации  детских (детско-взрослых) работ, фотографии, мультфильмы, видеофильмы и другие иллюстративные материалы к ним;
– фотоматериалы Фестиваля “Узнайки и Умейки – 2014”;
– видеоматериалы Фестиваля “Узнайки и Умейки – 2014”.
Все участники Фестиваля “Узнайки и Умейки – 2014 на Юге Москвы”, кто еще не представил перечисленные выше материалы, пожалуйста, поторопитесь! \Мы их ждем по адресу: klarina@sch2009.net
Просим всех, у кого есть видеоматериалы Фестиваля “Узнайки и Умейки – 2014 на Юге Москвы”, если вы не можете прислать их по электронной почте, передать в  школу № 2009, СП № 1, кабинет 107Н, до 10 апреля 2014 г.
Спасибо!

 

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *