Чистишь лук – от лука плачется, почему?
Почему трава зеленая ? Почему ?
Сахар сладкий – соль соленая, почему ?
“Детский пытливый разум требует получить ответы на интересующие вопросы, поэтому выбор тем в проектной и исследовательской деятельности происходит исключительно на основе интереса в совокупности с желанием ребенка, – комментирует работу своих учеников педагог начальных классов 2009 школы Федотова Светлана Игоревна. – Наши ребята с большим интересом и чувством ответственности подошли к выбору темы, так как давно задавались вопросом, как работает перископ. Они своими руками создали зеркальные составляющие, а когда их сложили и увидели свой перископ в работе, еще больше воодушевились. Если у ребят еще в третьем классе возникла такая тяга к физике, возможно, именно за ними новые открытия, на которые мальчишек подтолкнут их собственные исследования. В этом и заключается идея проведения фестиваля“.
Впервые на Фестивале была организована работа Круглого стола для взрослых “Сопровождение детских проектных работ”. Эта тема является одним из важных направлений деятельности инновационной площадки «Создание условий для преемственного развития универсальных способностей детей дошкольного и школьного возраста в соответствии с новыми требованиями к образованию», руководит которой кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы Института психолого-педагогических проблем детства РАО и Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования ДО г. Москвы Кларина Любовь Матвеевна, являющаяся инициатором и автором идеи проведения Фестиваля “Узнайки и Умейки”.
“Несколько лет назад у нас появилось желание изменить формат привычного конкурса Ярмарки идей, где общение участников сводилось к минимуму. Мы хотели создать атмосферу праздника, где общение со сверстниками не только приветствовалось, но являлось бы обязательным, ведь именно во время общения дети делятся опытом, навыками. Более того, сама форма проведения такого мероприятия в виде фестиваля выбрана не спроста. Здесь конкурсы исключаются, а оценку своей работе дети ставят сами себе, сравнивая свое выступление с выступлениями других учащихся. – рассказывает Любовь Матвеевна, – Бесспорно, проведение мастер-классов помогают ребенку задуматься: чему я могу научить других? Что я умею ? Планирование этой деятельности и её организация – это очень важный и сложный процесс для маленького ребенка, в котором ему могут помогать родители или старшие братья и сестры. Для нас очень важно, что в этом детско-взрослом проекте ощущается общность интересов детей родителей и педагогов. Так на практике родилась идея вторую часть фестиваля провести в виде мастер-классов, чтобы дать возможность юным Умейкам показать свой высший пилотаж и обучить других учащихся. На мастер-классах дети с радостью транслировали свои умения. Почему это так важно? Потому что сегодня ребенок в школе является исполнителем – он выполняет ту программу, которую дает школа. Но в то же время, мы должны научить детей руководствоваться собственным интересом, выстраивая свой путь в направлении развития этого интереса, что позволит ученикам увидеть, насколько интересен окружающий мир за пределами учебников. Обучившись в проекте по интересу правильно собирать и анализировать информацию, в будущем ребенок сможет проецировать сформированный навык в любой теме, в том числе незнакомой. ”
С этим мнением соглашаются не только педагоги, но и родители. Пилецкая Елена Георгиевна, мама ученика школы 1492, комментирует: “Лично мне подобный формат (круглые столы и мастерские) наиболее близок, т.к. он не развивает у детей нездорового соперничества, а напротив, учит детей делиться своими находками и узнавать что-то новое от своих сверстников. По духу круглый стол, который мы посетили, напомнил студенческие конференции. …Будучи преподавателем вуза, я довольно часто сталкивалась с тем, как умные и талантливые студенты далеко не всегда умели правильно преподнести свою работу, доступно, грамотным языком изложить свои мысли, и это снижало их успехи. Поэтому уверена, что Фестиваль – прекрасная возможность для детей не только поделиться своими достижениями, но и приобрести навыки ведения дискуссии.”
А что говорят сами студенты, кому посчастливилось в школьные годы участвовать в проектной деятельности?
“Не удивительно, что Фестиваль проходит на базе школы 2009, завучем начальной школы которой работает Курцева Ольга Владиславовна. В 8-9 классах мы занимались литературным проектом «Время», в котором рассматривали и анализировали произведения разных эпох. Нас отправили в трехдневный проектный лагерь, посвященный произведениям Ганса Христиана Андерсена, где мы и познакомились с нашим куратором – Ольгой Владиславовной, которая предстала перед нами как очень доброжелательный и отзывчивый педагог. Она активно участвовала в обсуждениях новых идей и стимулировала наш интерес к проектной деятельности. Во время работы мы участвовали в дебатах, анализировали смысл сказок, выделяя основные проблемы. Для наглядности мы строили схемы, рисовали героев сказок, создавали макеты и плакаты. Параллельно мы принимали участие в психологических игровых тренингах, что помогло лучше узнать других участников. Что лично нам дало участие в проектной деятельности? Оно помогло нам преодолеть коммуникативные барьеры, научиться более логически размышлять и уверенно отстаивать свою точку зрения. С нами была младшая группа – девочки 3-4 классов, которым мы оказывали поддержку, всяческую помощь. Это помогло нам в дальнейшем развивать в себе педагогические навыки. Участвуя в дебатах, мы осознали важность чужого мнения, научились слушать, оценивать и давать конкретные комментарии к высказываниям других людей, – рассказывает Царькова Лилия (выпускница 2008 года школы №2009, студентка 5 курса ГБОУ ВПО МГПУ) , – Что лично нам дало участие в проектной деятельности? Оно помогло нам преодолеть коммуникативные барьеры, научиться более логически размышлять и уверенно отстаивать свою точку зрения. С нами была младшая группа – девочки 3-4 классов, которым мы оказывали поддержку, всяческую помощь. Это помогло нам в дальнейшем развивать в себе педагогические навыки. Участвуя в дебатах, мы осознали важность чужого мнения, научились слушать, оценивать и давать конкретные комментарии к высказываниям других людей. ”
“За время обучения в школе (2005-2008 гг.) мы участвовали в трех проектах. Совокупность полученных знаний помогла расширить кругозор. Общаясь с людьми разного возраста и помогая в организации младших групп, мы прониклись педагогической работой, что частично повлияло на выбор профессии. – подхватила студентка 5 курса МПГУ, Пасечник Анна, – На данный момент мы являемся студентками пятого курса педагогических ВУЗов. По окончанию вуза Лилия Игоревна станет учителем-логопедом, а я – историком-научным работником, преподавателем ВУЗа. Я считаю, что проектная деятельность школьников обязательно должна финансироваться городом, что позволит расширить возможности, так как на одном энтузиазме добиться результата гораздо сложнее. Приятно осознавать, что именно наша 2009 школа, выпускниками которой мы являемся, стала площадкой проведения столь масштабного Фестиваля на городском уровне.”
«Уже на подходе к школе нас встречали педагоги и подсказывали куда пройти.- делится впечатлениями Ярославцева О.В., мама ученицы ГБОУ СОШ №1104, – Очень хорошая идея с именными папками с программой фестиваля. Они послужили не только путеводителем по самому фестивалю, но и пищей для размышлений к последующим детским исследованиям. Могу отметить хорошую организацию открытия и закрытия фестиваля, проходящую в актовом зале – лаконично, интересно, содержательно – дети не успели заскучать или устать. Даже выход из зала был организован, чтобы не было толкотни. ”
Без сомнений, организаторы Фестиваля – ГБОУ СОШ 2009 в лице заместителя директора и организатора инновационной деятельности в начальной школе Курцевой Ольги Владиславовны, а также педагоги и сотрудники школы во главе с директором Гесслером Дмитрием Михайловичем уделили внимание каждому гостю, придали значение каждой мелочи и тем самым подчеркнули важность проведения подобных мероприятий в жизни юных исследователей, которым является практически каждый ребенок. Внимание и доброжелательность педагогов не только позволили детям свободно себя чувствовать на ответственном мероприятии, но и для детей скромных и нерешительных помогли преодолеть некоторую ступень на пути к свободному выражению своих мыслей. Отрадно, что никто из детей не остался не отмеченным. Все почувствовали себя маленькими учеными-исследователями и равноправными участниками. Общими усилиями они сделали все возможное для того, чтобы общение Узнаек и Умеек друг с другом было интересным, полезным, приятным и продуктивным. Чтобы посеяв ростки интереса взрастить в умах каждого участника желание исследовать, проектировать и познавать. Хочется верить, что они вскоре станут новыми темами и идеями для проектной и исследовательской работы, которые ребята смогут представить на фестивале в следующем году.