“Картинная галерея” в гостях у “Почитай-ки”
Здравствуйте, дорогие ценители литературы и живописи! В этом номере мы решили рассказать о том, что иногда литература и живопись ходят друг к другу в гости! А место их встречи называется – КНИГА!
Детская художественная литература -это своеобразное соавторство художника и писателя – одно должно дополнять другое… И то и другое должно быть честным, чистым и светлым, как душа ребенка… Очень важно читать “нужные книги в детстве”, ведь книжка с картинками – это первое произведение искусства, которое попадает ребенку в руки. Замечательное произведение легко можно испортить плохими рисунками. Иллюстрации в детских книгах очень важны, так как дети воспринимают книжные тексты как образы, которые позже будут храниться в памяти в течение многих лет.
В этой рубрике наши читатели познакомятся с такими художниками, которые своим искусством оживляют книги –
с иллюстраторами!
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: “Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас”.
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
“Только Солнышко не должно глядеть на мою работу, — решила она. — Не должно видеть её, пока не закончу”.
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть… А вот меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
“Оденься и ты, косой, в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь”.
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей народить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. “Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!”
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мертвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь….
Продолжение сказки – про другие времена года – можно почитать,
а можно и послушать!
Николай Александрович Устинов (1937) — художник, иллюстратор, пейзажист. Закончил московскую художественную школу, затем, в 1961, Московский художественный институт имени Сурикова, где учился на графическом факультете. Начинал свою карьеру как карикатурист, его работы печатались в известном сатирическом журнале “Крокодил”.
В 1963 году работал в детском журнале “Мурзилка”.
Проиллюстрировал более 300 произведений. Книги с его иллюстрациями издаются по всему миру.
ЗЕМЛЯНИКА ПОСПЕЛА (1974). Стихи Авдиса Бухара. Художник Николай Устинов.
Иллюстрации к разным детским книгам.
Получил много наград, в том числе золотую медаль Российской Академии Художеств.
А вот какие книги читал, когда был маленьким, Николай Александрович Устинов–
“Там русский дух, там Русью пахнет…”
Именно эти строчки всплывают в памяти, стоит только увидеть рисунки Николая Устинова. По-настоящему сказочные и очень настоящие, правдоподобные, живые.
Какое же наслаждение читать русские сказки с такими иллюстрациями. Дух захватывает от красоты родной природы, от переполняющей душу любви к родной земле.
И знаете, это чувствуют не только взрослые, но и маленькие дети, слушая затаив дыхание эти сказки. И это замечательно, когда с младых лет дети впитывают частичку красоты родного края, умело переданную талантом художника, возрождая у маленьких читателей чувство прекрасного.
✤ Для взрослых…, для вдохновения:
Вот что писал о своем друге – Николае Устинове Юрий Коваль:
“… он рисует пейзажи, зверей и птиц, сказки, да разве все перечислишь. Достоверность рисунков поразительная. Просто невероятно, как один человек может столько видеть, знать и уметь показать все это на простом листе бумаги. За кажущейся легкостью, летучестью его кисти стоит кропотливый труд и многие сотни километров, которые прошел художник по родной земле. Курилы, Кольский полуостров. Горная Шория, Сахалин, леса и поля средней России. Все, что увидел художник въяве, конечно же, будит его фантазию и помогает создавать правдоподобную сказку в иллюстрациях для детских книг”.
***
Не могу себе представить человека, который не любил бы этого художника и человека. Все, кто видел его рисунки, чувствуют его душу и сердце, а это главное в жизни и в художестве. Мастерство же его вполне волшебно. Художник показывает нам порой то, что мы сами знаем и любим, скажем, одуванчики, но — чудак! — так показывает, что мы просто не знаем, как тут быть.
Да можно ли дальше быть таким лопухом и недотепой, ведь вот есть одуванчики, о которых стоит подумать, а ты-то думаешь совсем о другом. Мне кажется, что и одуванчики радуются, что среди людей есть у них такой друг, как художник Николай Устинов”.
Юрий Коваль уверен, что искусство великого иллюстратора с огромной русской душой понятно не только взрослым и детям, но даже растениям! Об этом можно прочитать, перейдя по ссылке – Юрий Коваль “Освещенные окна”
А теперь литературная Викторина для наших маленьких читателей!!!
Попробуйте доагадаться, к какому произведению и какого автора нарисовал Н.Устинов иллюстрации.
Оранжевый Ёж” представляет
удивительного человека –
Владимира Григорьевича Сутеева!
С его творчеством знакомы все дети с самого раннего возраста. Именно его книжки очень часто становятся первыми для многих малышей. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей.
Знающие Сутеева отмечали, что рисовал он без особых творческих мук — легко и быстро. В этом ему помогали обе руки. “Сообщу свой “производственный” секрет, — смеялся Владимир Сутеев, — я пишу правой рукой, а рисую — левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая”.
Владимир Григорьевич Сутеев был не просто автором детских произведений, а сказочником. Его замечательные сказки с картинками знают и любят все.
“Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки”, — с улыбкой признавался Сутеев.
Интересные факты из биографии Сутеева.
Познакомиться с произведениями В.Г. Сутеева, вы сможете, перейдя по ссылке :
https://mishka-knizhka.ru/skazki-suteeva/
Выбирая для чтения сказку, вы получаете возможность ответить на вопросы викторины к каждому прочитанному произведению!
Приятного чтения и успешного прохождения заданий!
А сейчас, ребята, предлагаю вам посмотреть замечательный
мультфильм “Мешок Яблок” и найти ответ на вопрос:
Чем Заяц из мультфильма отличается от реального зайки из леса?
А вот еще один мультфильм, состоящий из двух замечательных сказок “Яблоко” и “Палочка-выручалочка”, написанных В.Г.Сутеевым , поможет разобраться в понимании таких важных вещей, как:
Дружба, взаимовыручка , ответственность, умение договариваться и делиться .
Мой адрес прежний: proektoshka@sch2009.net