Дорогие педагоги и родители — друзья и наставники Почемучек, Проектошек, Исследователей и Проектировщиков!
Если вы внимательно посмотрите на жизнь современного — активного и ответственного — человека, то непременно заметите, как много в ней различных проектов! Например, выбрать профессию, найти место работы. Потом — чтобы не потерять его — необходимо постоянно повышать квалификацию, а чтобы «угнаться» за временем — повышать свой культурный уровень! Но для этого надо уметь проектировать события собственной жизни, выделять время и возможности — организовывать свой бюджет, проведение выходных дней, отпусков и т.д. и т.л.
Жизнь такого человека, который умеет разрабатывать и реализовывать собственные проекты значительно интересней, чем жизнь человека, «плывущего по волнам», положившегося на «волю судьбы». И, кроме того, значительно надежней: так, при изменении спроса и предложения на его специальность, он оказывается в состоянии получить дополнительные знания, освоить новую профессию.
Но для того, чтобы человек не боялся браться за собственные проекты и умел доводить их до завершения, необходимо, чтобы он уже с детства знакомился с культурой проектной деятельности и получал позитивный опыт реализации задуманного. Проектная деятельность является замечательной школой развития самостоятельности и инициативы ребенка, умения ставить перед собой личностно мотивированные задачи и добиваться желаемых результатов. Многолетний опыт педагогов, работающих в этом направлении, показал, что введение в проектную деятельность возможно уже с дошкольного возраста. Прочитать об этом можно здесь (Статья Клариной Л.М. Детская проектная деятельность//Игра и дети, 2006, № 4, с. 2 – 5). Наблюдения за дошкольниками и младшими школьниками убедительно доказывают, что при умелом руководстве со стороны взрослых, они достаточно успешно осваивают культуру проектной деятельности. Характерно, что опыт «предыдущего успеха» вызывает у них активное нарастающее желание разрабатывать следующие проекты.
Свой большой вклад в развитие инициативности, самостоятельности и творчества детей вносит и исследовательская деятельность. О специфических особенностях организации исследований детей дошкольного и младшего школьного возраста, о возможной связи их исследовательской и проектной деятельности можно прочитать здесь.