Кларина Л.М.
- Ориентиры на этапе формирования замысла проекта или исследования.
Участвуя в выборе темы детского проекта или исследования, не забывайте, что основное предназначение детской проектной и исследовательской деятельности – помогать решению конкретных образовательных задач, развитию у детей необходимых им способностей, знаний, умений, а также — формирование опыта успешного воплощения в жизнь своих замыслов. Вникайте в интересы детей: какие из них действительно смогут реализоваться как проекты или исследования. Определите, какие условия надо создать, чтобы процесс проектирования или исследования действительно способствовал образованию и развитию ребенка.
Если тема проекта или исследования предлагается взрослым, то надо сделать все возможное, чтобы она стала близка, интересна и ясна детям настолько, что воспринималась бы ими как собственная.
- При конкретизации темы проекта (исследования) следует обратить внимание:
- на решение какой именно проблемы (каких проблем) направлен данный проект (исследование);
- насколько четко выделяют ее (их) дети, какой смысл эти проблемы имеют для детей;
- на формулировку темы проекта или исследования (ее изящество, отражение сути проекта);
- по силам ли ребенку (детям вместе с Вами) решение выбранной проблемы;
- добровольно ли участие ребенка в работе над проектом (исследованием), насколько велик его интерес к нему, с чем связан этот интерес (каков характер мотивации);
- продумайте, каким может быть результат выполнения проекта (исследования), и каковы при этом ожидания ребенка (необходимо учитывать, что дети могут болезненно переживать ощущение неуспеха, что может повлечь за собой сложности психологического характера).
- Оцените, насколько оригинален и продуктивен замысел решения:
- проектной задачи – состоит ли он в получении нового «продукта» (а), или в видении нового смысла в уже известном, имеющемся (знании, информации, продукте), какой смысл для других имеет это новое видение проблемы, оригинальная позиция по отношению к ней (б);
- исследовательской задачи — какое новое знание будет получено, насколько оно субъективно — для кого еще (кроме его получателя) оно является новым, кто в нем заинтересован.
- Обсудите с детьми, будет ли проект востребован, какова степень его востребованности (как правило, на начальном этапе погружения ребенка в культуру проектной и исследовательской деятельности востребованность проекта или исследования является главным индикатором успеха в его глазах):
- кто его «адресат»;
- насколько широк круг его потенциальных «потребителей»;
- что и как сделать для того, чтобы обеспечить его востребованность.
В случае, когда главным «потребителем» проекта (исследования) является сам автор (например, в проектах типа «Я хочу научиться…», направленных на самосовершенствование и собственное развитие ребенка), важно взрослому, сопровождающему его деятельность, суметь показать значимость полученных результатов, обеспечив, тем самым, эмоциональное удовлетворение ребенка.
- Ориентиры, способствующие реализации проекта или исследования.
- В связи с тем, что попытки решить выделенную вами (или сходную) проектную (или исследовательскую) задачу, как правило, уже предпринимались другими людьми, детям необходимо провести сбор и анализ информации о том, что уже сделано в выбранном направлении (возможно, с Вашей помощью). Если в ходе этого этапа удалось уточнить и конкретизировать тему проекта (или исследования), то это означает, что вы поработали продуктивно.
- Помогайте детям «удерживать» цели и задачи проекта (исследования), выстраивать целостную систему деятельности по его реализации, связывая воедино необходимые для этого «шаги».
- В ходе каждого «шага», ведущего к реализации проекта (исследования), создавайте условия для максимальной самостоятельности детей.
- Анализируйте вместе с детьми, используют ли они в ходе реализации проекта знания и умения, полученные в школе, расширяются ли эти знания и умения, приобретаются ли новые – какие именно.
- Обращайте внимание детей на степень оригинальности, изящество решения проектной (исследовательской) задачи (в том числе, на простоту ее решения).
- Не забывайте, что деятельность по реализации проекта (исследования) требует от ребенка усидчивости и трудолюбия. Старайтесь использовать разные способы для того, чтобы поддерживать мотивацию детей к завершению работы.
- Оцените вместе с детьми, произошло ли внедрение результатов их работы:
- состоялось ли представление созданного продукта «адресату»;
- насколько сложно (или, наоборот, легко) использовать полученные результаты;
- какова широта внедрения результатов проекта.
- Ориентиры при проведении рефлексии.
3.1. Обсудите с детьми следующие вопросы: Каких результатов они добились в ходе работы над проектом (исследованием)? Как полученные результаты соотносятся с замыслом? Насколько удалось реализовать замысел (сделали ли то, что хотели)? Что изменилось в окружающей действительности – кому и какую пользу принесла их деятельность? Появились ли у автора новые замыслы?
3.2. Проанализируйте, как изменились рефлексивные способности детей выделять: изменения, которые произошли в них самих, в отношениях с окружающим миром, новые знания и умения, которые у них появились в ходе реализации проекта.
3.3. Создавайте условия, которые побуждают ребенка рассматривать и обсуждать проекты и исследования других детей с целью совершенствования работы над собственными; обращайте внимание на то, насколько активно он задает вопросы (сравнивая свои трудности с трудностями, достижениями других), какие выводы делает, как они влияют на его дальнейшую исследовательскую и проектную деятельность.
- Ориентиры, относящиеся к представлению проекта.
4.1. Результаты («продукты») детских (детско-взрослых) работ могут быть представлены в виде: игры; изделия (игрушка, поделка, модель, макет, пособие, книга, альбом, газета и т.д.); рисунка (серии рисунков); фотографии (серии фотографий); театральной постановки; видеосюжета, видеоматериалов; мультфильма; викторины; загадок; мастер-класса; устного сообщения (возможно, с презентацией); интервью, виртуальной экскурсии; стендового доклада и т.д. и т.п.
В любом случае, в представлении и оформлении работы должна «чувствоваться детская рука» (как в текстах, так и в художественном, художественно-графическом оформлении).
4.2. Создавайте условия для того, чтобы ребенок учился конкретно отвечать на заданные ему вопросы, вести беседу по теме проекта или исследования.
- Общие ценностные ориентиры руководства детской проектной и исследовательской деятельностью.
На всех этапах руководства детским проектом важно понимать, что участие ребенка в исследовательской и проектной деятельности должно быть организовано так, чтобы это способствовало его образованию и развитию. Поэтому, помогая разрабатывать и реализовывать проект, взрослый создает оптимальные условия для решения задач образования каждого ребенка, для развития его инициативы, способностей к активной, самостоятельной, творческой деятельности, благодаря которым он получает возможность самореализовываться, постепенно становиться субъектом собственного образования, жизнедеятельности в целом.
*
Педагогам-организаторам детской исследовательской и проектной деятельности:
Для эффективного развития личностных и метапредметных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, становления их субъектности по отношению к собственному образованию в целом, необходимо осуществлять пропедевтику исследовательской и проектной деятельности, не разделяя их, вводить детей в культуру как исследования, так и проектирования.
Необходимым условием эффективного решения образовательных и развивающих задач в ходе пропедевтики исследовательской и проектной деятельности на начальном этапе образования является целенаправленный педагогический проект, предусматривающий создание условий для становления и развития детско-взрослой со=бытийной общности (как субъекта образования и развития детей); для введения детей в культуру взаимодействия с миром (в том числе, в культуру проектной и исследовательской деятельности); для развития субъектного опыта детей по отношению к разным видам детской деятельности (в дошкольном возрасте), к проектной, исследовательской, к учебной деятельности (в младшем школьном возрасте).