Кларина Л.М.

    1. Ориентиры на этапе формирования замысла проекта или исследования.

Участвуя в выборе темы детского проекта или исследования, не забывайте, что основное предназначение детской проектной и исследовательской деятельности – помогать решению конкретных образовательных задач, развитию у детей необходимых им способностей, знаний, умений, а также  – формирование опыта успешного воплощения в жизнь своих замыслов. Вникайте в интересы детей: какие из них действительно смогут реализоваться как проекты или исследования. Определите, какие условия надо создать, чтобы процесс проектирования или исследования действительно способствовал образованию и развитию ребенка.

Если тема проекта или исследования предлагается взрослым, то надо сделать все возможное, чтобы она стала близка, интересна и ясна детям настолько, что воспринималась бы ими как собственная.

  • При конкретизации темы проекта (исследования) следует обратить внимание:
  • на решение какой именно проблемы (каких проблем) направлен данный проект (исследование);
  • насколько четко выделяют ее (их) дети, какой смысл эти проблемы имеют для детей;
  • на формулировку темы проекта или исследования (ее изящество,  отражение сути проекта);
  • по силам ли ребенку (детям вместе с Вами) решение выбранной проблемы;
  • добровольно ли участие ребенка в работе над проектом (исследованием), насколько велик его интерес к нему, с чем связан этот интерес (каков характер мотивации);
  • продумайте, каким может быть результат выполнения проекта (исследования), и каковы при этом ожидания ребенка (необходимо учитывать,   что дети могут  болезненно переживать ощущение неуспеха, что может повлечь за собой сложности психологического характера).
    • Оцените, насколько оригинален и продуктивен замысел решения:
  • проектной задачи – состоит ли он в получении нового «продукта» (а), или в видении нового смысла в уже известном, имеющемся (знании, информации, продукте), какой смысл для других имеет это новое видение проблемы, оригинальная  позиция по отношению к ней (б);
  • исследовательской задачи – какое новое знание  будет получено, насколько оно субъективно – для кого еще (кроме его получателя) оно является новым, кто в нем заинтересован.
    • Обсудите с детьми, будет ли проект востребован, какова степень его востребованности (как правило, на начальном этапе погружения ребенка  в культуру проектной и исследовательской деятельности востребованность проекта или исследования  является главным индикатором успеха в его глазах):
  • кто его «адресат»;
  • насколько широк круг его потенциальных «потребителей»;
  • что и как сделать для того, чтобы обеспечить его востребованность.

В случае, когда главным “потребителем” проекта (исследования) является сам автор (например, в проектах типа “Я хочу научиться…”, направленных на самосовершенствование и собственное развитие ребенка), важно взрослому, сопровождающему его деятельность, суметь показать значимость полученных результатов, обеспечив, тем самым, эмоциональное удовлетворение ребенка.

  1. Ориентиры, способствующие реализации проекта или исследования.
    • В связи с тем, что попытки решить выделенную вами (или сходную) проектную (или исследовательскую) задачу, как правило, уже предпринимались другими людьми, детям необходимо провести сбор и анализ информации о том, что уже сделано в выбранном направлении (возможно, с Вашей помощью). Если в ходе этого этапа удалось уточнить и конкретизировать тему проекта (или исследования), то это означает, что вы поработали продуктивно.
    • Помогайте детям «удерживать» цели и задачи проекта (исследования), выстраивать  целостную систему деятельности по его реализации, связывая воедино необходимые для этого «шаги».
    • В ходе каждого «шага», ведущего к реализации проекта (исследования), создавайте условия для максимальной самостоятельности детей.
    • Анализируйте вместе с детьми, используют ли они  в ходе реализации проекта знания и умения, полученные в школе, расширяются ли эти знания и умения, приобретаются ли новые – какие именно.
    • Обращайте внимание детей на степень оригинальности, изящество решения  проектной (исследовательской) задачи (в том числе, на простоту ее решения).
    • Не забывайте, что деятельность по реализации проекта (исследования) требует от ребенка усидчивости и трудолюбия. Старайтесь использовать разные способы для того, чтобы поддерживать мотивацию детей к завершению работы.
    • Оцените вместе с детьми, произошло ли внедрение результатов их работы:
    • состоялось ли представление созданного продукта «адресату»;
    • насколько сложно (или, наоборот, легко) использовать полученные результаты;
    • какова широта внедрения результатов проекта.
  1. Ориентиры при проведении рефлексии.

3.1.  Обсудите с детьми следующие вопросы: Каких результатов они добились в ходе работы над проектом (исследованием)? Как полученные результаты соотносятся с замыслом? Насколько удалось реализовать замысел (сделали ли то, что хотели)?  Что изменилось в окружающей действительности – кому и какую пользу принесла их деятельность? Появились ли у автора новые замыслы?

3.2.  Проанализируйте, как изменились рефлексивные способности детей выделять: изменения, которые произошли в них самих, в отношениях с окружающим миром, новые знания и умения, которые у них появились в ходе реализации проекта.

  3.3.  Создавайте условия, которые побуждают ребенка рассматривать и обсуждать проекты и исследования других детей с целью совершенствования работы над собственными; обращайте внимание на то, насколько активно он задает вопросы (сравнивая  свои трудности с трудностями, достижениями других), какие выводы делает,  как они влияют на его дальнейшую исследовательскую и проектную деятельность.

  1. Ориентиры, относящиеся к представлению проекта.

4.1.   Результаты (“продукты”) детских (детско-взрослых) работ могут быть  представлены в виде:  игры;  изделия (игрушка, поделка, модель, макет, пособие, книга, альбом, газета и т.д.);  рисунка (серии рисунков);  фотографии (серии фотографий);  театральной постановки;  видеосюжета, видеоматериалов; мультфильма; викторины; загадок; мастер-класса; устного сообщения (возможно, с презентацией); интервью, виртуальной экскурсии; стендового доклада и т.д. и т.п.

В любом случае, в представлении и оформлении работы должна «чувствоваться детская рука» (как в текстах, так и в художественном, художественно-графическом  оформлении).

 4.2.   Создавайте условия для того, чтобы ребенок учился конкретно отвечать на заданные ему вопросы, вести беседу по теме проекта или исследования.

  1. Общие ценностные ориентиры руководства детской проектной и исследовательской деятельностью.

На всех этапах руководства детским проектом  важно понимать, что участие ребенка в исследовательской и проектной деятельности должно быть организовано так, чтобы это способствовало его образованию и развитию. Поэтому, помогая разрабатывать и реализовывать проект, взрослый создает оптимальные условия для решения задач образования каждого ребенка, для развития его инициативы, способностей к активной, самостоятельной, творческой деятельности, благодаря которым он получает возможность самореализовываться, постепенно становиться субъектом собственного образования, жизнедеятельности в целом.

*

Педагогам-организаторам детской исследовательской и проектной деятельности:

Для эффективного развития личностных и метапредметных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, становления их субъектности по отношению к собственному образованию в целом, необходимо осуществлять пропедевтику исследовательской и проектной деятельности, не разделяя их, вводить детей в культуру как исследования, так и проектирования.

Необходимым условием эффективного решения образовательных и развивающих задач в ходе пропедевтики исследовательской и проектной деятельности на начальном этапе образования является целенаправленный педагогический проект, предусматривающий создание условий для становления и развития детско-взрослой со=бытийной общности (как субъекта образования и развития детей); для введения детей в культуру взаимодействия с миром (в том числе, в культуру проектной и исследовательской деятельности); для развития субъектного опыта детей по отношению к разным видам детской деятельности (в дошкольном возрасте), к проектной, исследовательской, к учебной деятельности (в младшем школьном возрасте).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *