Проект выполнен Мильниченко Марией (подготовительная группа ГОУ детский сад № 690 СОУО ДО г. Москвы) и ее мамой, Мильниченко Вероникой.
После семейной поездки в Египет в ноябре 2012 года Маша находилась под большим впечатлением. Она в Египте не первый раз, но впервые Маша полноценно ныряла, заплывала на приличную глубину, использовала маску, трубку и ласты (подготовка в бассейне!). Отель был выбран рядом с коралловым рифом, пристанищем огромного количества разных, в том и числе и редких, рыб. Папа — профессиональный дайвер с удовольствием устраивал «экскурсии» в рыбное царство с подробным описанием.
Кроме того, мы уделили внимание особенностям египетской культуры (на уровне детского восприятия). Хотелось, чтобы после поездки остались какие-то знания, например, о папирусе (мы, конечно, видели его в лавках) или об особенностях возникновения письменности (египетские иероглифы выглядят так необычно).
Кроме того, Маша привезла детям жуков-скарабеев как сувениры. Но было не понятно, почему именно скарабеи — талисманы в Египте? Так возникли вопросы, которые не хотелось игнорировать. И так приятно не просто раздать детям сувениры, а поделиться своими ощущениями, рассказать и продемонстрировать новые знания.
К тому же, многие ездили в Египет и видели все это своими глазами. И могли бы подтвердить: «Да, пирамиды огромны! А в Красном море столько рыб!». Таким образом, возник небольшой доклад, который немного расширился, оброс привезенными из Египта фотографиями и плакатами.
Для меня, как матери, важно было, чтобы мой ребенок умел поделиться тем, что ему стало важно и дорого, увлек других.
Зная, что умение формулировать и выражать красиво мысли, заменять слова синонимами и т.п. — не самое сильное место в Машиных способностях (я считаю, что Маша, наверное, не гуманитарий), хотелось потренировать ее при помощи этого доклада.
Кроме того, очень важным является возможность выступить, не боясь того, что кто-то засмеется, не поймет, перебьет. Конечно, огромную благодарность я испытываю к нашим воспитателям, умеющим создать в группе такую обстановку поддержки, заинтересованности и увлеченности.
Тема выбрана как вводная, поверхностно мы коснулись всех заинтересовавших моментов, т.е. это ознакомление с культурой Египта на таком уровне, чтобы захотелось заглянуть в энциклопедии, интернет, копнуть глубже какой-то вопрос. И, например, при поездке с родителями в Египет, добраться до пирамид и увидеть их своими глазами. Так как многие знакомые дети, вернувшиеся из разных стран на вопрос: «Ну что там ты видел интересного?» пожимают плечами и кроме поездки в аквапарк или вечерней анимации «Арам-зам-зам» ничего припомнить не могут.
Относительно сложностей во время подготовки проекта можно упомянуть лишь Машины заминки в формулировке («Египтяне для письма используют хореографы», «В Египте протекает самая длинная река-Гнил» и т.п.), а также нарастающее волнение перед выступлением. К тому же, многие моменты мне были не известны, и мы использовали помощь образованного папы, который с фонариком ходил вокруг мяча, объясняя, как работают солнечные часы и т.п.
Мотивация тоже периодически угасала, это совпадало с ощущением возможной неудачи и параллельными выступлениями на других занятиях. Действовали мягкие уговоры. Самый удачный прием — когда я предложила Маше представить, что она на какое-то время окажется в роли взрослого (ведь взрослые постоянно дают какую-то новую информации, дети их слушают). Машу будут слушать и взрослые, а она им будет рассказывать! Еще подействовал рассказ о том, что когда человеку самому интересно то, что он делает, у него все получается, и он зажигает интерес в других. Этот пример я сопроводила выключенным и включенным светильником. Это кажется нелепым, но на Машу это подействовало.
Относительно впечатлений о совместной деятельности с ребенком могу сказать, что это доставляет огромную радость. Есть ощущение, что это накопление, что это полезное время (в отличие от бытовой суеты).
К тому же, я лучше узнала своего ребенка, еще раз услышала недостатки устной речи и дала себе слово работать над этим.
Появилось одно нововведение — Машин словарь незнакомых слов. Обнаружилось при чтении огромное количество незнакомых нам слов (и мне в том числе), например, «Чушка», «Горняк» и, в то же время, почему-то «Бидон», «Ворот», т.е. совсем простых. Мы отыскиваем в интернете нужную картинку, а порой объяснение, копируем в словарь. Маша подписывает картинку. Пробуем составить с ними предложение.
Наши дальнейшие планы — составлять небольшие доклады с иллюстрациями («Масленица», «Круговорот воды в природе» и т.п.) и докладывать родственникам на семейных собраниях. А от них требуется только немного терпения.