Бурцева Светлана Евгеньевна, воспитатель,
Демина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
ГБОУ детский сад комбинированного вида № 690.
Развитие познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий и создания мультфильмов[1].
Мы убеждены, что в основе детско-взрослых исследований и проектов лежат интересы детей. Но как поддержать и развить интересы ребенка, помочь им перерасти в замыслы проекта? Как помочь ему реализовать эти замыслы?Своими поисками ответов на эти непростые для нас вопросы мы хотим поделиться.
Наша работа с детьми осуществлялась в рамках педагогического проекта «Создание условий для развития целевой активности детей старшего дошкольного возраста и реализации ими собственного замысла в ходе создания мультфильма» (научный руководитель — Л.М. Кларина), цель которого состояла в создании условий для развития целевой активности и способностей детей старшего дошкольного возраста реализовывать свой замысел в процессе творческой продуктивной деятельности.
После знакомства с творчеством писателя В. Сутеева в группе детского сада у детей возникло много вопросов: «Сколько книг написал писатель? Почему он писал про сказочных животных? почему сам рисовал иллюстрации?» и др.
Для того, чтобы поддержать и развить интерес, расширить знания о творчестве писателя и представления о сказочных животных, педагоги организовали экскурсию в библиотеку. Предварительно детям объяснили, что во время экскурсии они узнают много нового о творчестве В. Сутеева, напомнили о том, что дети могут задавать любые интересующие их вопросы, уточнили правила поведения в библиотеке. Библиотекарь в ходе проведения викторины о произведениях В. Сутеева предложила детям ответить на вопрос: «Чем отличаются «мультяшные» животные от настоящих?». Ребята растерялись и не сумели сразу найти ответ. Но эта тема их заинтересовала, и они продолжили ее обсуждение во время обмена впечатлениями об экскурсии уже в группе.
Таким образом, в результате организации экскурсии в библиотеку конкретизировались детские интересы, связанные с животными, у них появилось желание найти ответ на вопрос об отличиях сказочных и настоящих животных, об их внешнем виде и повадках. Для поисков ответа мы решили организовать экскурсию в зоопарк.
Как известно, у детей дошкольного возраста недостаточно сформировано произвольное внимание. Чтобы побудить их целенаправленно наблюдать за жителями зоопарка, перед экскурсией было предложено придумать рассказ-загадку о понравившемся животном и позже загадать ее друзьям в детском саду. По словам родителей, дети очень старались выполнить это задание. В результате занятие по итогам экскурсии прошло очень интересно: дети получили новые знания о животных (где живут, как выглядят, каковы их повадки). Они пытались изобразить настоящих и сказочных животных и самостоятельно сделали вывод: сказочные животные ведут себя так же, как люди. Предметным результатом этих двух экскурсий стало создание двух альбомов: фотоальбома «Жители московского зоопарка», сделанного совместно с родителями, и альбома детских рисунков «Эти забавные животные» (впоследствии он пригодился нам при создании мультфильма). Позднее появилась еще и детская авторская сказка «Как звери в прятки играли». Показательно, что действие этой сказки происходят в зоопарке, а героями стали сказочные животные, похожие на сутеевских персонажей.
Интерес детей к теме не угасал! С помощью родителей в группе была создана большая библиотека произведений В. Сутеева и видеотека мультфильмов по его сказкам. Однажды, после очередного просмотра, кому-то из детей пришла в голову идея самим сделать «мультик» по сказке «Как звери в прятки играли». Мы поддержали эту идею, но на вопрос педагогов, знают ли дети, как сделать мультфильм, последовал отрицательный ответ. И вновь мы обратились к проверенному способу получения новых знаний – экскурсии. На этот раз, для того, чтобы познакомить детей с процессом, средствами и способами создания мультфильмов, мы отправились на студию «Союзмультфильм».
При организации экскурсии мы ставили следующие задачи: развитие познавательного интереса детей, получение ими новых знаний, умений внимательно слушать, наблюдать, анализировать увиденное, применять полученные знания для создания мультфильма. Перед экскурсией мы поговорили с детьми о том, что они знают о создании мультфильмов, выяснили их желания и ожидания от экскурсии. На все наши вопросы мы услышали одни ответ: «Там нам покажут много мультиков». Экскурсовод оказался чутким, внимательным человеком. Узнав о том, что дети хотят сделать мультфильм, она подробно рассказала о процессе создания рисованных и кукольных мультфильмов и показала детям знакомых и любимых ими героев. Педагоги, в свою очередь, помогали детям формулировать вопросы, которые у них возникали.
Экскурсия детям очень понравилась Беседа с детьми после экскурсии показала, что дети были крайне удивлены тем, что куклы из мультфильмов такие маленькие, а камера, которая снимает, — огромная, что мультфильмы делают очень долго, иногда несколько лет. Дети узнали, что именно здесь был создан первый сутеевский мультфильм «Дядя Миша», режиссером и художником которого был он сам, узнали о новых профессиях (художник – мультипликатор, художник по эскизам, заливщик, художник по фону, оператор, режиссер и др.).
По дороге домой ребята уже «примеряли» на себя, какие профессии выберут, создавая свой мультфильм. Дети уже научились рисовать мультяшных героев, поэтому они решили, что будут делать именно рисованный мультфильм по придуманной ими сказке.
Побывавшие на экскурсии дети провели мастер-класс для тех, кто не смог поехать, о том, как создать героев рисованного мультфильма. После этого они все вместе начали экспериментировать с изобразительными материалами в поисках тех, которые больше всего подходят для способа рисования героев мультфильма, увиденного на экскурсии. Дети пробовали рисовать масляной пастелью, гуашью и т.д., пока не убедились, что лучше всего выглядят витражные краски с использованием черного резерва.
Заметим, что по нашему мнению, экскурсии – это один из самых действенных способов получения знаний, развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Увиденное на экскурсии вызывает яркие эмоциональные впечатления, удивляет детей, а потом их удивление перерастает в интерес, размышления и догадки о возможном способе решения поставленных перед собой задач. Поскольку в организации экскурсий нам помогали родители, то это дало дополнительный эффект — способствовало развитию детско– родительской общности.
Дети вместе с педагогами разработали сценарий мультфильма. Затем в изостудии одни рисовали героев своей сказки и вырезали их, другие создавали фон. Развитие коммуникативных навыков в процессе создания мультфильма происходило естественно: все понимали, что делают одно дело, но каждый выбирал себе занятие по душе. После того, как все было нарисовано, возникла новая проблема — как оживить нарисованных героев? Все понимали, что снимать настоящей кинокамерой, как на студии, не получится…
Но дети не отчаялись, а стали активно искать и предлагать различные варианты, которые проверяли в ходе наблюдений и экспериментов. Так, кто-то из мальчиков предложил использовать детскую игру в хоккей, двигая фигурки как хоккеистов. Но было очевидно, что движение фигурок ограничено. Девочки хотели привязать к фигуркам ниточки и тянуть за них, но фигурки падали. Еще одно предложение состояло в том, чтобы закрепить фигурки к палочкам и двигать их, но палочки были видны в кадре.
Ни один из вариантов юным мультипликаторам не нравился. Выход нашелся неожиданно. Когда дети прикрепляли магнитами нарисованных животных к мольберту, один из рисунков неожиданно «съехал» вниз, как живой. Дети очень удивились, и кто-то из них предложил двигать магнитами бумажные фигурки нарисованных персонажей мультфильма…
Как это сделать, было не понятно, и ребятам опять пришлось экспериментировать — теперь с магнитами. Педагоги не спешили предлагать готовые варианты. Ими были специально разработаны педагогические ситуации, позволившие детям познакомиться со свойствами магнитов[2]. В результате — в процессе игр и экспериментирования с магнитами — детьми были получены новые для них знания:
- магниты бывают разной формы;
- магниты притягиваются друг к другу и к разным металлическим предметам, в том числе, к металлическим скрепкам;
- магниты притягиваются друг к другу и к металлическим предметам с раной силой.
Кроме того, дети выяснили, что влияет на действия магнита, а что нет.
В результате экспериментирования с магнитами дети решили, что к бумажным фигуркам можно прикрепить разноцветные скрепки и двигать эти фигурки магнитами. Затем дети вспомнили, что для рисованного мультфильма нужен фон. Перед ними встал вопрос: из чего его сделать?
Детям вновь была предоставлена возможность экспериментировать с разными материалами. Они пробовали двигать фигурки на столе, помещая под ним магнит, пробовали использовать красивый металлический поднос, картон, лист ватмана.
В результате дети остановили свой выбор на листе ватмана – он гладкий, легкий, фигурки по нему легко двигались, управляемые магнитами. И, самое главное, на нем можно было сразу нарисовать фон. Юные мультипликаторы были очень рады!
Процесс съемки придумали, конечно, взрослые — кадры снимали на фотоаппарат с функцией «видеокамера». Дети на своем опыте поняли, что съемки – это трудный, долгий и кропотливый процесс: озвучивание, несколько дублей, соблюдение тишины…
Наконец, мультфильм был готов! Дети с гордостью показывали его в детском саду — была проведена презентация мультфильма для детей других групп, родителей и сотрудников.
Так экспериментирование с магнитами и экскурсии помогли детям создать мультфильм и почувствовать радость открытия и успеха при решении поставленной задачи.
Прошел год…. В группу пришли новые дети, и экспериментирование с магнитами повторилось. Полученные знания пригодились им для создания магнитного кукольного театра (где куклы двигались благодаря взаимодействию двух магнитов между собой).
Однажды к нам в группу пришли в гости выпускники предыдущего года, они показали свой мультфильм «Как звери в прятки играли». Выпускники рассказали, как они его делали, а малыши показали старшим свой новый магнитный пальчиковый театр. Тут же дети совместными усилиями разыграли несколько сказок. Выпускникам очень понравился магнитный театр, и они подсказали идею: сделать кукольный «мультик».
Малыши очень увлеклись этой идеей. Они сочинили сказку, взяв за основу сказку «Теремок», и назвали ее «Теремок. Старая сказка на новый лад».
Потом была работа над сценарием сказки, распределением ролей, заучиванием текста, прошли репетиции. В изостудии были созданы декорации сказки. Для создания героев мультфильма дети подобрали кукол из магнитного театра. Они сами двигали фигурки персонажей с помощью линеечек с магнитами на конце, пряча их под театральной стойкой, сами озвучивали героев, а взрослые снимали и монтировали мультик.
В процессе работы педагогов и детей над созданием мультфильмов мы убедились в продуктивности экскурсий и экспериментирования для развития познавательной активности детей, развития их способностей самостоятельно искать и находить нужные им знания. В ходе обсуждений дети открывали для себя, как освоенные ими средства и способы можно использовать для реализации их замысла создания мультфильма.
[1] См. материалы, касающиеся детско-взрослых проектов «Магнитный театр и кукольный мультфильм «Теремок – старая сказка на новый лад»» и «Ожившие сказки своими руками», а также их результаты — сами мультфильмы «Как звери в прятки играли» и «Волшебная птица» (?) в папке «Примеры детско-взрослых проектов» раздела «Почемучкам и Проектошкам…».
[2] См. Кларина Л.М. Знакомим детей с магнитами // «Детский сад со всех сторон», 2005, № 48.