Как сделать гром, и другие «изобретения» дошкольников ГБОУ Школа № 2009 во время самоизоляции

Из опыта работы Екатерины Вячеславовны Черкасовой,  музыкального руководителя детских садов  «Семицветик» и  «Жар-птица»  ГБОУ Школа № 2009

С раннего возраста ребёнок стремится познавать окружающий его мир. Одним из объектов познания для него являются звуки, в том числе, музыкальные. Поэтому для меня, как музыкального руководителя, очень важно создавать условия для активного экспериментирования детей со звуками. Благодаря этому дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков. При выполнении творческих заданий у них развиваются внимание, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию познавательных и творческих способностей. По существу, игровые эксперименты со звуками – это исследование. В процессе своих экспериментов, дети знакомятся со свойствами различных материалов и предметов, приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений, проявляют фантазию. 

Мы долго думали, как вовлечь детей в творческий процесс экспериментирования в условиях самоизоляции. Наконец, решили действовать через уже знакомых и полюбившихся нашим детям героев — Узнайку и Умейку. Эти персонажи, много лет назад придуманные Л.М. Клариной, активно вовлекают наших детей в работу ежегодного Фестиваля исследовательских и проектных работ, а вовремя самоизоляции они не раз помогали детям включаться в самые разные творческие проекты, придавая им игровой характер. 

Расскажем, как все начиналось. Я (от имени “Узнайки”), и старший воспитатель нашего детского сада Ярославна Геннадьевна Плахова (“Умейка”), предложили детям отправиться в путешествие по волшебному миру звуков. Они решили начать это путешествие в театре. Дело в том, что Умейка пожаловалась, что ей грустно от того, что из-за режима самоизоляции она не может пойти в театр. Тогда Узнайка решил ее подбодрить и рассказал историю о том, как однажды он пошел в театр на спектакль «Аленький цветочек». И вот, в тот момент, когда появилось чудище, вдруг стало темно,  и раздался страшный гром, как будто началась гроза! Узнайка сначала очень  испугался, а потом подумал: как в театре может быть гром?  Ведь все происходит в закрытом зале, а не на улице!

Умейка тоже не знала, откуда в театре взялся гром! И тогда они решили спросить об этом у ребят и предложить им показать, как можно сделать гром

Дети из разных детских садов откликнулись на это предложение Узнайки и Умейки  —  нашли способы и  показали…  не только гром!

Герман из группы «Пчелки» детского сада «Семицветик» положил на пол противень, а потом бросил на него пустую пластиковую бутылку! Грому было о-го-го как много!

А вот Артем, из этой же группы,  нашел гром так — он бросил на пол картонную коробку, в которой лежал конструктор. И этот гром прозвучал как настоящий!

Герман не остановился на звуках грома и решил, что шелест деревьев во время грозы очень похож на шелест комнатного растения!

А еще он изобразил звук дождя, насыпая в миску крупу!

А еще шум деревьев, оказывается, можно изобразить, быстро перелистывая страницы книги. Так и сделал Артем!

А потом он “нашел” дождь в ванной комнате, открыв душ и поливая им  ванну.

Получив столько откликов, я предложила детям продолжить путешествие по сказочному миру звуков! Ведь игры со звуками помогут ребенку развивать слуховое восприятие и музыкальные способности (звуковысотный, гармонический, тембровый слух), тактильные ощущения, реализовывать свои представления и образы в звуках, шумах, ритмах в игровом сказочном оформлении. А игровая деятельность взрослого и ребенка формирует навыки сотрудничества и сотворчества!

Умейка тоже не сидела, сложа руки. Она приготовила для ребят сказку  «Трусливый зайчик», в этой сказке были такие «загадки» о звуках: 

  • Как показать, что Зайчик бежит? 
  • Чем шуршит в кустах Волк?
  • Как изобразить стук клюва Дятла о дерево? 
  • Как изобразить хлопанье крыльев Совы?

Дети сразу включились и начали экспериментировать.

Мелиса из группы “Семицветик” детского сада “Жар-птица” отгадала все эти «загадки»! Вот что у нее получилось:

Бег Зайчика она “нашла”, используя коробку с карточками детского лото

Шуршание Волка в кустах она изобразила, взяв целлофановый пакет

Стук Дятла получился с помощью   деревянных ложек

Хлопанье крыльев Совы получилось с помощью  ткани:

А лягушачий пруд она «нашла» в тазике с водой!

В звуковой эксперимент включился и Арсен из группы “Колобки” детского сада “Семицветик”. Он решил сам рассказать сказку, в которой шуршание Волка он озвучил с помощью пакета, бег Зайчика  с помощью пластиковой баночки с зубочистками, стук Дятла  — постукивая карандашом по деревянной доске, хлопанье крыльев Совы — с помощью двух книжек, а звуки воды в пруду — переливая воду из кувшина в кружку. Получилось замечательно!

И Виталик из этой же группы не остался в стороне. Он не просто озвучивал героев сказки, но и показывал их «портреты». Зайчика Виталик озвучил, стуча пальцами по деревянному столу  для того, чтобы показать дятла, Виталику понадобилась деревянная палочка и стол. Хлопанье крыльями Совы он изобразил  гениально просто  —  хлопал себя по животу.

Поэкспериментировать с озвучиванием решила и наша выпускница Анна (что для нас стало приятной неожиданностью), сейчас она учится в школе 2009. Стук дятла она «нашла», постучав пальцем по холодильнику, сова у нее хлопала крыльями с помощью ткани, а волк шуршал в «кустах» с помощью большого комнатного цветка. Отлично получилось! 

Нас очень радует, что дети из разных детских садов и даже школьники  в период самоизоляции, смогли общаться друг с другом, видеть опыты других детей, делиться своими находками, с удовольствием включаясь в эксперименты со звуками.

Нашим детям понравилось создавать нечто общее, находясь  далеко друг от друга. Родители, поддерживая интерес детей, старались создать условия для реализации их интересных задумок! Все это ярко продемонстрировали наши дети из подготовительной группы детского сада «Семицветик»  – Никита Б,, Милана К., Даня И., Леонид Л., Влад П. Они решили обыграть и озвучить знакомые с детства произведения,  создать  персонажей, используя для этого различные материалы и техники. Так на свет появилась творчески переработанная сказка «Теремок» 

Затемвсеми любимая басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» 

Первыми зрителями были ребята детского сада «Семицветик», которые наслаждались просмотром, делились впечатлениями в чате, пытались  отгадывать  по голосу – кто кого из персонажей озвучивал! 

Мы обязательно продолжим эксперименты со звуками. Это так увлекательно — слышать необычное, видеть сказочное в обыденном, открывать для себя новое и  — благодаря этому  — познавать мир!

Научное и общее редактирование — Л.М. Кларина

02.07.2020

Путеводитель