Этот учебный год заканчивается совершенно необычным для всех образом – дистанционно. Никаких методик для такой работы с дошкольниками у педагогических работников детского сада никогда не было, приходится нарабатывать этот опыт самим. Что-то получается  хорошо, что-то не очень, но работа не останавливается!  Ежедневно педагоги детского сада “Семицветик” ГБОУ Школа № 2009 выходят на связь с детьми и их родителями, со своими коллегами. Для всех режим самоизоляции стал проверкой их профессионализма, умения перестроиться и принять новую реальность, не потеряться в ней а, наоборот, найти новые возможности и способы взаимодействия с каждым ребенком и его семьей. Огромную роль при такой форме работы имеет умение педагогов общаться с родителями своих воспитанников, выяснять их взгляды на воспитание и обучение детей, объяснять свою точку зрения, согласовывать с ними образовательную деятельность – ее цели, задачи, содержание, способы организации. С другой стороны, очень важна заинтересованность родителей в том образовании, которое их ребенок получает в детском саду.  Без поддержки родных, их активного участия в жизни ребенка, его дистанционное общение с воспитателями и друзьями невозможно. 

Нынешняя пандемия нас застала в самый разгар реализации интереснейших планов! До того момента, когда все оказались в режиме самоизоляции, дети участвовали в нескольких исследованиях и проектах естественнонаучной, экологической и инженерно-технической направленности.  Они активно готовились к Фестивалю исследовательских и проектных работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Узнайки и Умейки – 2020».   В  этом году у нашего Фестиваля – юбилей! Уже 10 лет мы проводим его в нашей школе.  Но, к сожалению, из-за коронавируса его пришлось перенести на сентябрь предстоящего учебного года.  

Тем не менее, расскажем о некоторых детско-взрослых исследованиях и проектах, которые готовились к фестивалю и с успехом продолжились, не смотря на все трудности дистанционного общения. Нас радует, что при этом часто сами дети проявляли инициативу –  предлагали интересные идеи, темы, виды деятельности, которые продолжали и развивали то, что было начато до самоизоляции. Отрадно и то, что родители наших воспитанников активно включались и помогали детям в воплощении их замыслов. 

Так, в подготовительной к школе группе “Тигрята” (воспитатель – О.Ю. Архангельская) нашего детского сада до пандемии дети занимались исследованием природной зоны “Пустыня”  Это исследование началось в ответ на детский вопрос “Как размножаются кактусы?”, который всех живо заинтересовал.

Основная цель взрослых (педагогов и родителей) при этом состояла в создании условий для развития познавательного интереса и инициативы детей, их самостоятельности и творческой активности в сфере естественнонаучного познания, экологической деятельности и инженерно-технического конструирования.  

Пока детский сад работал в обычном режиме, дети успели узнать о некоторых растениях и животных пустыни, о климате этой природной зоны. В частности, много интересного узнали про верблюда  –  о его выносливости, о том, как это животное питается, как помогает человеку. 

Дети находили нужную им информацию в литературных произведениях, мультфильмах, познавательных видеофильмах на эту тему. В группе мы ее обсуждали все вместе, дети рисовали пустыню и ее обитателей, лепили их, конструировали из бумаги. 

 Сделав макет пустыни, дети с увлечением использовали его в играх, представляя себя кочевниками, путешественниками, обитателями пустыни. 

Для того, чтобы найти ответ на вопрос – понять, как размножаются кактусы  –  мы решили вырастить их и собственными глазами увидеть все этапы роста этого колючего обитателя пустыни. Дети  очень серьезно отнеслись к этому процессу. Сначала мы выясняли, какие почвы бывают в пустыне. Тщательно рассмотрев песок из пустыни Сахара, мы определили, из чего он состоит. 

Заметим, что этот песок входит в состав нашей обширной коллекции песка, которую многие годы в разных уголках планеты собирают сотрудники детского сада, дети и их родители во время своих путешествий. Песок из Сахары  привез один из наших воспитанников из поездки в Египет. 

В результате, семена кактусов были посажены в подходящую для них почву. Для того, чтобы создать условия, нужные для их роста и развития, дети сконструировали из подручных материалов специальное устройство.

Его основой послужила большая коробка из-под торта; на дно коробки положили специально подготовленную для семян почву, состоящую преимущественно из песка, с небольшим добавлением земли, глины и камней. Коробку дети решили накрыть прозрачной крышкой, «чтобы было по-настоящему, как будто небо» и «чтобы вода не испарялась».  Крышка – небо, кроме эстетических и прагматических задач, выполняет еще и охранную функцию – защита маленьких кактусят от юных агрономов.

Посадив кактусы, ребята из подготовительной группы “Тигрята” начали вести дневники наблюдения, где делали предположения о том, сколько времени пройдет, прежде чем семена прорастут и превратятся во взрослое растение, зарисовывали свои прогнозы, фиксировали результаты их проверки. 

К сожалению, эти наблюдения детей были прерваны из-за начавшейся пандемии. Но кактусам не дали погибнуть. За ними продолжают ухаживать взрослые, и сейчас…

* * *

В начале самоизоляции мы боялись, что интерес детей к нашему проекту угаснет, но дети решили, что и дома можно продолжать исследование. Правда, для этого надо было вовлечь в него своих домашних.

Первым это удалось Косте С.  Он своим интересом к природной зоне «пустыня» “заразил” и маму, и старшую сестру Алину. Началось все с того, что  Костя с Алиной решили посоревноваться, кто больше узнает про растения пустыни. Алина узнавала интересные подробности про пустынную флору самостоятельно, а Костя – с помощью мамы. Оба они для этого смотрели научно-познавательные фильмы, мультфильмы, читали книги. Им нравилось  по очереди рассказывать то, что узнали, задавать вопросы, дополнять друг друга.  Благодаря этому Алина и Костя узнали множество интересных фактов, нашли ответы на  многие вопросы. Этими вопросами Алина заинтересовала и детей Костиной группы.

После этого брат с сестрой решили устроить мини-фестиваль “Расскажи про растения пустыни”. Для этого Алина с Костей выбрали по одному растению (которое им понравилось больше всего) и сделали небольшие плакаты, на которых были изображения этих растений, особенности их строения, рисунки, показывающие способы их использования человеком. Они  записали свои рассказы и вопросы на видео и выложили в чат группы “Тигрята”. Посмотрев этот видеоролик, Костины друзья тоже принялись соревноваться в познании пустыни со своими близкими. 

Косте очень не хватало общения со своим воспитателем и товарищами из группы. Ему  хотелось  поделиться знаниями, поиграть с ними. Через несколько дней Костя и Алина (и, конечно, их мама) выложили в чат еще одну игру “Расскажи, кто я?”.  На этот раз игра была посвящена животным пустыни и снова заинтересовала детей. 

Эта игра состоит из игрового поля со стрелкой посередине и карточек с изображением животных пустыни. Карточки прячутся под игровое поле. Игроки по очереди вращают стрелку и в направлении, указанном ею, находят карточку. Задача игрока состоит в том, чтобы назвать животное, изображенное на карточке, и рассказать об особенностях его жизни. Иногда на карточке изображено знакомое животное.  Тогда про него легко рассказать много интересного.  Но иногда попадается такое животное, с которым игрок не знаком – тогда ему на помощь приходит второй (третий, четвертый и т.д.) игрок и дополняет ответ. Выигрывает тот, который заработал большее количество очков за правильные ответы. 

В процессе этой игры у детей появлялись самые разные вопросы. Например: 

  • Кто такой фенек? Почему у фенька уши большие?
  • Почему верблюд не колется, когда ест верблюжью колючку?
  • Зачем сыч Эльф селится в кактусах?

Размещая в групповых чатах вопросы детей, мы старались поддерживать общение между ними, вызывать отклик их товарищей. Нам было очень приятно, что интерес детей не иссяк, что исследование продолжается и в дистанционном режиме. 

Отыскивая  ответы на свои вопросы, дети открывали для себя те взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют в природе.   Например, сыч Эльф, поселяясь в кактусе, находит в нем не только дом, своими острыми колючками защищающий его от врагов, но и еду. –  Он пьет сок этого растения. А огромные уши лисички фенёк помогают ей не только хорошо слышать, но и служат для понижения температуры тела зверька, что спасает его от перегрева. В условиях жаркого климата пустыни эта особенность очень важна!  Таким образом, дети с помощью конкретных примеров выясняли, как обитатели пустыни зависят друг от друга, каким образом особенности строения тела помогают им приспосабливаться к местным условиям.  Особенности внешнего вида животных, подробности их жизни в сложных условиях пустыни, способы охоты не раз удивляли детей. В процессе исследования животного мира пустыни, дети  обнаружили, что он гораздо разнообразнее, чем многие думают. Они пришли к выводу, что животных в пустыне много! 

Не были забыты и кактусы! Настя и Соня решили посеять их семена дома и пронаблюдать весь цикл их роста – от семечка к взрослому растению (повторение и продолжение незаконченного иследования). 

Девочки решили закончить наблюдения, начатые в детском саду. Таким образом, мы еще раз убедились, что детям интересна и тема, и сам процесс естественнонаучного наблюдения. 

Игры детей, их растущая любознательность (в ее активизации особенно большую роль сыграли члены Костиной семьи) повлекли за собой множество новых детских вопросов, которые побуждают нас продолжать исследование пустыни. Вот примеры некоторых из этих вопросов:

  •  Что такое оазис? Их люди сделали посреди пустыни или природа?
  •  Откуда берутся миражи?
  •  Чем опасна песчаная буря?
  • Зачем люди в жаркой пустыне носят теплые халаты? 

В поисках ответов на эти вопросы уже появились первые детские гипотезы и идеи способов их проверки. Впереди нас ждут новые эксперименты, наблюдения, придумывание и изготовление макетов, новые игры!

* * *

   Еще один будущий участник Фестиваля  «Узнайки и Умейки – 2020» – Федя П. из подготовительной группы “Тигрята» – во время самоизоляции тоже продолжил свое исследование, которое он назвал “Необычное комнатное растение – ананас”.  

Еще в начале года Федя принес в детский сад ананас. Дети средней группы попросили его познакомить их с  этим экзотическим фруктом. После Фединого выступления ананас дружно съели, а отрезанную от него розетку с листьями собирались выбросить. Но тут возник вопрос, нельзя ли  из этой розетки вырастить новое растение.  Дети засомневались, но владелец ананаса аккуратно убрал розетку с листьями в пакет и пробурчал: «Ладно…у мамы спрошу!»  Дома Федя и его мама выяснили, как можно вырастить ананас дома и … у них получилось! 

Федя все свои наблюдения заносил в дневник, отмечая даты – когда розетка с листьями, помещенная в воду, дала корешки, когда ее посадили в горшок с землей, когда появился первый новый листочек и т.д. Обо всех этих новостях он рассказывал детям в группе, приносил фото и видео своего ананаса, которому он дал имя Витаминчик.  В общем, Федя стал экспертом по выращиванию ананаса в домашних условиях: он может дать подробную инструкцию по агротехнике ананаса.  Продолжая свою работу во время самоизоляции, Федя и нарисовал, и слепил собственноручно выращенный ананас, и поделился в чате с ребятами своими успехами. 

Дети с интересом смотрели видео и слушали  Федю, но желания повторить эксперимент ни у кого не возникло. Тогда один из авторов этой статьи, Марина Владиславовна Кизил, решила его  поддержать и вырастить ананас у себя дома. Федя с радостью взялся курировать эту работу: делился своим опытом, рассказывал обо всех тонкостях выращивания этого экзотического растения, давал советы. 

Теперь ананас растет на окне и у Марины Владиславовны. А мы все ждем урожая! Федя утверждает, что первый урожай должен быть через 3 года.

* * * 

Воспитатели старшей группы «Гномики» – Н.М. Хромова и С.Е. Петрова – в ходе детско-взрослого исследования “Свойства воздуха”  стараются создавать условия для детского естественнонаучного экспериментирования и инженерно-технического конструирования. Будучи еще в обычном режиме работы детского сада, дети на занятиях по экологии познакомились со свойствами воздуха. В процессе обсуждений их особенно взволновали экологические проблемы: вопросы чистоты  воздуха, влияние его загрязнения на здоровье человека. Они успели выяснить, что чистота воздуха в городе сильно ухудшается из-за заводов, фабрик, пожаров, отсутствия деревьев. Но больше всего воздух загрязняет транспорт, которого стало очень много на улицах. Дети пришли к выводу, что для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию в городах, недостаточно сажать деревья, соблюдать правила пожарной безопасности и улучшать очистные сооружения на заводах и фабриках. Для этого надо еще и изменить принцип работы транспорта. Ребята начали изобретать экологически чистые виды средств передвижения. Они продумывали их конструкцию, принцип движения, все вместе обсуждали пользу, которую может приносить такой транспорт людям и природе. Эта работа продолжилась и в период самоизоляции.

Основным источником энергии для своего транспорта многие дети выбирали солнце. Так, Петя изобрел автобус, который днем может работать на солнечной энергии, а ночью перерабатывает мусор и пыль, которые из воздуха улавливает мощный фильтр, установленный у него на крыше. 

C:\Users\Марина-ПК\Desktop\фото дистант\автобус петя .JPG

Очевидно, такой автобус не только не загрязняет воздух, но и очищает его от различного мусора и вредных веществ! Автомобиль Ромы движется благодаря энергии солнечных лучей, фильтрует воздух и, к тому же, очень красиво выглядит. Машина Насти тоже работает на энергии солнца и не наносит природе никакого вреда.

 А автомобиль Миши, передвигаясь на воздушных подушках, при своем движении очищает воздух и создает приятный ветерок.

C:\Users\Марина-ПК\Desktop\фото дистант\миша 7 гр.JPG

Не были забыты и игры с воздухом. Петя и его мама сделали из бумаги гусеницу,  которая “оживает”, если на нее сильно подуть.  Они записали на видео мастер-класс по изготовлению такой гусеницы. Дети из группы, радостно подхватив инициативу своего товарища, сделали таких гусениц, и устроили в своих семьях игры-соревнования “Чей ветер сильнее?”

C:\Users\Марина-ПК\Desktop\фото дистант\bcd81adb-32cb-453a-a090-28684bd600b9.JPG

Теперь ждем от детей новых изобретений и конструирования двигателей, источником энергии для которых будет служить движущийся воздух. Первое уже появилось! Кира со своим старшим братом решили создать космическую ракету используя силу струи воздуха, которая вырывается из воздушного шарика. Вот какая модель ракеты у них получилась:

* * * 

В заключение можно с уверенностью утверждать, что в период самоизоляции нам удалось найти такие условия, в которых познавательные интересы и инициатива наших дошкольников, их самостоятельность и творческая активность в сфере естественнонаучного познания и инженерно-технического конструирования не только не уменьшились, но даже выросли.   Усилилась и их забота о природе и человеческом здоровье, их субъектность по отношению к экологической деятельности в целом. 

 Период самоизоляции пока еще не закончился. Тем не менее, наши экологические и инженерно-технические проекты не только продолжаются, но и появляются новые. 

В последнее время все большее внимание привлекает  проблема раздельного сбора мусора. Вот какие вопросы возникли у детей в связи с этим:

  •  Зачем разделять мусор?
  •  Как он перерабатывается? Какие вещи можно создавать, перерабатывая мусор? 
  •  Где и как перерабатывают мусор?

Петю Г. из старшей группы «Гномики» особенно заинтересовала переработка пластика.  Он познакомился с Константином – начальником пластико-перерабатывающего завода в Тульской области. У Пети с дядей Костей  возник видео-диалог:  Петя задает видео–вопросы и получает на них видео-ответы. Все это он собирается обсудить со своими друзьями, как только они придут в детский сад.

Мы уверены, что в новом учебном году нас ждет множество новых исследований, проектов, изобретений. Проблемы экологии не могут обойтись без естественнонаучных исследований и инженерно-технических решений! 

Конечно, дистанционный режим работы нас многому научил. Нам удалось найти некоторые новые формы общения с дошкольниками  и их родителями, с коллегами. В частности, мы активно использовали социальные сети, видеоролики, видеоконференции. Но при этом мы еще раз убедились, что ничто не может заменить личного общения, живых обсуждений в кругу, совместных дел, игр, наблюдений, экспериментов. Все – и дети, и взрослые – очень этого ждут! 

Кизил М.В., Кларина Л.М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *