Марии Александровне Ершовой, воспитателю 2-ой младшей группы детского сада «Цветочная поляна» ГБОУ Школа № 2009 (Москва) в нынешнем режиме самоизоляции удается вести работу с детьми, опираясь на помощь их родителей. Она выкладывает материалы для них в общей группе в социальных сетях, созданной ею вместе с родителями воспитанников. Эти материалы она сопровождает комментариями и пояснениями, благодаря которым родителям легче понять, на что обратить внимание в ходе предлагаемой деятельности.
Так, выкладывая видео с пальчиковой гимнастикой, Мария Александровна объяснила, что детям очень важно развивать мелкую моторику. см.:
От ее развития напрямую зависит развитие их речи и мышления. Поэтому такого рода тренировкам непременно надо уделять по 3 — 5 минут каждый день! Важно выбрать подходящее для этого время. По наблюдениям Марии Александровны дети обычно вспоминают про пальчиковую гимнастику перед сном, лёжа в кроватке. Пальчиковое упражнение «семья» рекомендуется повторять сначала поочередно каждой рукой, затем — обеими руками вместе.
Чтением с детьми Мария Александровна занимается следующим образом. С помощью приложения для Android «Простой диктофон» она записывает свое чтение художественного произведения, с которым хочет познакомить детей. Родителям своих воспитанников Мария Александровна поясняет, что не следует ограничиваться только чтением. Его сопровождают выделение и объяснение незнакомых слов, вопросы детей и вопросы детям, высказывания разных мнений, рассуждения, споры, обмен впечатлениями и т.д.
Так, М.А. Ершова прочитала детям сказку Софьи Прокофьевой «Самый большой друг» — см.:
https://drive.google.com/file/d/12KmHFqft6eFCxzA-sToUAXEcQR-WPiQY/view?usp=sharing
А после ее прослушивания предложила родителям с детьми обсудить такие вопросы:
- Кто называл себя другом девочки?
- Почему Слон считал себя самым большим другом девочки?
- Почему другом девочки считал себя Щенок? Бабочка?
- Что произошло с девочкой? Какая опасность ей грозила?
- Слон помог ей? Что он сделал?
- Кто спас девочку?
- Как ты думаешь, Слон, действительно, друг девочки?
- Что в конце сказки случилось со Слоном? А с Бабочкой? Со Щенком?
- Почему так случилось?
*
Заметим, что для детей более старшего возраста можно расширить круг вопросов и тем для обсуждения:
- С кем ты дружишь? Что вы делаете вместе?
- Кто из твоих друзей придет к тебе на помощь, если тебе будет грозить опасность?
- К кому из друзей придешь на помощь ты?
- Есть такая пословица: «Друг познается в беде». Как ты думаешь, что это значит?
- Как ты думаешь, если у кого-то случилась не беда, а, наоборот, произошло что-то радостное, то его друг будет радоваться вместе с ним? Например, если твой друг победил в игре или в соревновании, ты будешь радоваться вместе с ним? А если ему купили игрушку, о которой он мечтал?
Кроме того, можно вспомнить и обсудить с детьми, в каких мультфильмах, сказках, рассказах, фильмах рассказывается о настоящих друзьях. Поиграть в них, инсценировать, сделать к ним отдельные рисунки или иллюстрировать целиком — в виде книжки-комикса.
Уточним, что чтение сказки Софьи Прокофьевой «Самый большой друг» в сокращенном варианте, сделанном специально для малышей, в исполнении Марией Александровны занимает 3 мин. Полный текст книги с картинками можно найти на сайте:
https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3163141
Предлагает М.А. Ершова родителям с детьми и простые игры, которые, тем не менее, носят развивающий характер. Вот одна из них — «Кто больше и быстрее резиночек соберет» — см.:
В процессе этой игры развивается мелкая моторика, координация движений, Кроме того, можно формировать у детей представление о времени, о количестве, учить их различать и называть цвет, считать.