Наши поиски и находки!

18 января 2017 г. состоялся семинар «Развитие личностных и метапредметных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном комплексе ГБОУ Школа № 2009: наши поиски и находки». Семинар, который проводился в рамках деятельности Университетско-Школьного Кластера НИУ ВШЭ по обмену опытом между сотрудниками образовательных учреждений, входящих в его состав, собрал более 120 участников. Гостями Школы № 2009 стали педагоги детских садов и начальных школ из разных районов Москвы, даже весьма далеких от Южного Бутово, где она расположена: из Зеленограда, Коптево, Ховрино, Зюзино, Дмитровское шоссе и т.д.
Организационный формат Семинара, скорее, был сходен с форматом, обычно свойственным научно-практическим конференциям. Семинар состоял из трех частей. В выступлениях его первой части — директора Школы Дмитрия Михайловича Гесслера, заместителя директора по УВР Ольги Владиславовны Курцевой, научного руководителя Любови Матвеевны Клариной — участников Семинара кратко познакомили с теми научно-методическими идеями, понятиями, которые лежат в основе инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы нашего образовательного комплекса (в настоящее время он насчитывает 7 ДОО и 5 школ). Практическое воплощение этих идей рассматривалось во второй части встречи — в ходе работы секций. Третья часть встречи была посвящена обмену впечатлениями о работе Секций, о содержании и значении для образования и развития детей тех инноваций, которые на них рассматривались, а также — подведению итогов работы Семинара. Кроме того, здесь же была объявлена дата проведения Очного этапа Фестиваля исследовательских и проектных работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Узнайки и Умейки — 2017″, который ежегодно проводится в нашем комплексе (вопросам организации этого фестиваля и развивающей подготовки к нему детей была посвящена работа одной из Секций). В этом году он состоится 11 апреля. Регистрация заявок желающих принять в нем участие, рассмотрение аннотаций работ участников и описаний их сопровождений руководителями проектов и исследований (Заочный этап) начнется 8 февраля и продлится до 10 марта.

Работа Секций была задумана как обсуждение с участниками Семинара тех методических и практических находок, которыми делились выступающие — учителя начальных классов, воспитатели и старшие воспитатели детских садов, педагог-психолог, логопед. Все они, в то же время, являются сотрудниками внутреннего Ресурсного центра нашего образовательного комплекса, который был организован в этом учебном году. Решение о его создании было коллективно принято в ходе работы ежегодной итоговой Конференции сотрудников детских садов и начальных школ комплекса, проведение которой стало для нас традиционным.

Участники Семинара имели возможность заранее выбрать Секцию, представляющую для них особый интерес. Была организована работа следующих Секций:

Секция 1. Фестиваль проектных и исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Узнайки и Умейки»: для чего и как мы готовимся к нему, как организуем и проводим. Филатова И.В., Пасько Л.А.

Секция 2. Организация и проведение Дней Мастеров, Недели Мастера живописи, архитектуры и скульптуры, Круглых Столов по обсуждения замыслов проектов и исследований как условие развития личностных и метапредметных способностей учащихся начальной школы, обладающих разными интересами. Толчинская М.М., Кривохатько Е.А., Тахчева В.В.
Секция 3. Какие личностные и метапредметные способности могут развиваться у учащихся 4-х классов в ходе совместных с педагогами проектов по подготовке и проведению Дня открытых дверей для дошкольников и их родителей: каким образом педагоги организуют условия для этого. Мандрыко Е.А., Подлесных О.А.

Секция 4. Развитие личностных и метапредметных способностей учащихся начальных классов на уроках. Анциферова О.Н., Пирогова О.В., Посадская С.Ю., Панежина Г.С., Фурсик Л.Ю.

Секция 5. Совместный педагогический проект воспитателя и логопеда в ДОО образовательного комплекса ГБОУ Школа № 2009.. Денисова О.А., Светашова И.Е.

Секция 6. Изменения деятельности педагогов по традиционным темам системы дошкольного воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Кларина Л.М., Ашашаева И.С., Исмаилова Н.М., Полозова О.В.

Секция 7. Единое тематическое содержание работы ДОО как благоприятное условие для создания профессиональной общности сотрудников, разновозрастной детской общности. Овчинникова О.А., Арабханова Н.М., Омарова Р.Н.

Секция 8. Формы работы в детском саду, способствующие социализации детей, вовлечению в образовательный процесс их родителей. Насоненко В.В., Волынская А.С., Шабрашина О.Н., Якунина Л.Н.

К сожалению, оказалось, что не у всех, приехавших на Семинар, позитивное отношение к новым требованиям, к предлагаемым изменениям в работе педагогов. Некоторым чрезвычайно тяжело расставаться со своими стереотипами, сложившимися за долгие годы работы. У них возникает протест по отношению к каким бы то ни было инновациям, который выливается, например, в таких формах, уже ставших классическими:

«Я могу хорошо работать, добиваться еще лучших результатов по традиционным методикам, учебникам! Без этих ваших «новинок». У меня и так всегда были хорошие результаты — мои дети знают, умеют …».

«Нет ничего нового в том, что вы делаете и показывает! Это было всегда — у Монтессори, Фребеля, Тихеевой, Ушаковой… у Занкова, Моро, в 20-е годы прошлого века и т.д.».

Для ведущих Секций такое неприятие находок, которыми они искренне делились, было совершенно неожиданным. Мы стремимся к тому, чтобы общение в нашем образовательном учреждении (как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми) носило партнерский характер, стараемся соблюдать культуру дискуссий, удерживать доброжелательный тон при любых высказываниях — в том числе, имеющих критический характер.

Тем не менее, у большинства участников Семинара — как его гостей, так и ведущих — остались самые хорошие впечатления. Для многих Семинар стал значимым событием. Они с удовольствием принимали участие в интерактивных формах работы, предлагаемых им на Секциях. По их свидетельству, многие профессиональные задачи, стоящие перед ними в свете современных стандартов дошкольного и начального школьного образования, стали им более понятны. Большой интерес у них вызвал целый ряд новых методов, приемов, форм работы, которыми с ними делились выступающие, они с удовольствием обсуждали как удачи, так и сложности.

Большое спасибо всем за возможность продуктивного обмена профессиональным опытом, за удовольствие общения! До новых встреч!

Любовь Матвеевна Кларина

23.01.2017

Проектная Информация